Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанровые особенности исторического романа Д. Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей»




Признаки ист р-на:

1) воспроизведен ист колорит эпохи

2) наличие ист персонажей

Дм. Балашов, «Господин вел Новгород» - без известн ист персонажей, но ист роман

3) отдаленность эпохи, причем с т.з. автора – это заверш-ся этап разв-я

Но в XX веке была широк концепц ист романа: «ГНВ» тогда – ист роман

4) ист события

 

Но еще д.б.:

- документальн основа, реальн факты. Если преоблад – это хроника

-вымысел автора. Если преоблад – носит приключенч характер

-домысел автора. Напр, у Дюма или В. Пикуля.

 

Если составляющие соотносятся в равн пропорциях, то ист роман.

 

Проблема языка исторического романа. 2 тенд: архаизация/модернизация, м.б. доведены до абсурда. Умеренная архаизация и некоторая стилизация.

Чепыгин, «Разин Степан» - сложно читать, как и Балашова.

Др тенд – опора на жив разговорн речь, диалектизмы, историзмы. М.б. приемы: аористные окончания глаголов, использование полногласия…Исп Вас. Шукшин в р-не «Я пришел дать вам волю» и Алексей Толстой.

 

А что у Мережковского?

 

Его ист романы антиисторичны, т.к. только демонстрир его философ концепцию мра. Комбинир ист материал по св усмотрению. В угоду св философ схеме. Все фигуры романов несут заранее заданное противоречие.

При этом роман переполнен конкретн деталями, подробностями быта. Созд впеч-е ист достоверности. Концепция мир развития, постр на утвержд его исходн противоречивости.

Мережковский, «Христос и Антихрист»

Венера в «Антихрист: Петр и Алексей» потребовала кровав жертвы: Петр себе ранит руку, ставя Венеру на пьедестал. Бахус – др. бог, треб жертвы.

Персонифицирован ли антихрист? Зависит от т.з.

Для Петра важно гос-во, а для Алексея – чел отн-я!

Непонимание м/у родными людьми. Прежн нравств отн-я забываются и корректируются. Чел подним-ся на нов ступень.

Антихрист – дух времени, к-рый оказ-ся по сути разрушителем общ-ва, отн-й м/у людьми.

 

Алексей рассужд по поводу взаимоотн отца и сына, о рус народе, о том, как его отец возд на этот нар: нар – воск, пластичная масса. Алексея остан не сами реш-я Петра, а методы.

«Смерть Богов», «Воскресшие годы», «Антихрист (Петр и Алексей)» - ч романа.

Концепц истории: 1) лич-ть 2) нар

 

Здесь уже не люди приним участие, а какие-то коллективн настроения. Мережк рассм историю как борьбу светл и добр начал: борьба Божественного и дьявольского: кто побежд и когда – завист от эпохи и врем.

Лев Гумилев (сын Ахмат) – подхватит эту теор: любой народ в св развитии прох те же самые этапы, что и человек. Теория пассионарности.

Мережковский тоже всю мировую историю уложил в жизнь чел-а: с момента х-ва нач борьба Добра и Зла, Божественного и дьявольского. «Смерть Богов». Потом Ср Века и Возрожд – пер нов обращ к х-ву, рожд православия, etc «Воскресшие годы». И посл этап – это «Антихрист» - то, что погубит все чел-во и х-во.

Петр истово молится за Россию. Ему небезразлично, что с ней будет после его смерти. Он пыт-ся из него воспит мужчину, но Мережковскому важно это противоборство темн и светл начал. Петр берет внешние атрибуты Запада (празднества, статуи), скепсис, логика-рацио!). Все нач сопротивляться, но-детски, интуитивно. Еще Петр берет из Запада взаимоотн-я гос-ва и церкви. Он отдает распоряж и хоч подчин церковь, но у него не получ.

Деспотизм Петр берет у Востока.

Мережковский бер западника (Петр) и восточн пашу (Алексея) и показ, что их нельзя механически соединить, но их выигрыш был бы в соединении. Алексей ищет ключ к душе рус мужика, он много пускает на самотек, но этим и выигрывает относительно.

Каждый из героев идет друг к другу, но не находит точек соприкосновения => дневниковые записи: я бы все простил, если бы он…

Др проблема: проблема религии. Вводит язычество, католичество и православие.

Тихон оказывается проповедником истинной веры, к-рая в душе чел-а, а не во внешн атрибутах. Симпатия Мережковского на стороне настоящей убежденности в своей вере, а не в различных атрибутах.

Важная тема Петербурга – миф о Петербурге, к-рый появился сразу же после появл Спб.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 772 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.