· Дурновка-вся россия
· Современная деревна без прикрас
· Уход в прошлое старого уклада жизни
· Упадок помещиков
· Красовы, Тихон и Кузьма, Дурновка
· о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками
· Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода
· Тихон-много работал, наживался на всём, Семейная драма приводит героя к трагедийному самоощущению человека, выпавшего из родовой "цепи". интересен неординарным соединением практического делового ума и глубоких интуиций психологического и национально-исторического плана
· Кузьма - себя тип русского самоучки, цели нет, зато судит всех строго. Деревню так же, как брат, не любит, заявляя, что нигде не видел скучнее и ленивее типов. Итак, по мысли автора, все наиболее энергичное и умное стремится из этой дикости бежать.
· не следует идеализировать мужика, как это часто бывало в русской литературе
· жизнь крестьянства накануне первой русской революции, разрушен привычный ход жизни в деревне.
· мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Герои пытаются разобраться в окружающем, найти точку опоры
· непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве.
Жанр «портрета» городов мира в лирике поэтов Серебряного века (К. Бальмонт, А. Блок, А. Ахматова и др.).
Гумилев об Италии:
Стих-я «Фра Беато Анджелико», «Флоренция», Сон». Фра Беато - человекоподобн, а не богоподобн художник. Флоренция - горы, розов миндаль, блеска даль, город прошлого, времен Савонаролы и двух костров, напомин зверей (шкура леопарда и дракон). Грозная Синьория. Палаццо Веккио. «Сон» - фонари как глаза зверей.
Ахматова об Италии:
Мотив сна - сюжетообразующий
В стих «Данте» Флоренция - город контрастов. Флоренция - старуха. Флоренция - город смерти. Но в заключит 4стишии- Флоренция-возлюбл.
Мотивы зеркала и зазеркалья «Все, кого и не звали, - в Италии»: образ Италии-зеркала vs. Российск зазеркалье. Флоренция - место любовн траг, круш любви.
Бальмонт о городах:
Тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен, Толедо - город-крепость на горе, город-храм, цветистый Каир. Поэта влечет архаич древность с ее культом Солнца - Др Египет и Др Америка. Др Индия - мир как мрак отпаденья от вечного Брамы.
«Что в мире я ценю - различность сочетаний».