В концепции информатизации советского общества были определены следующие основные принципы государственной политики в этой области:
• информатизация должна рассматриваться как неотъемлемая часть социально-экономического развития страны;
• государственная политика в области информатизации должна иметь две составляющие: централизованную и децентрализованную.
Централизованная политика должна быть направлена на достижение национальных стратегических целей (национальная безопасность, развитие науки и образования, формирование и использование государственных информационных ресурсов).
Децентрализованная политика ориентируется, главным образом, на создание условий, обеспечивающих саморазвитие процесса информатизации и удовлетворение на этой основе социальных потребностей населения в информационных продуктах и услугах:
• развитие информатизации должно обеспечить равноправное включение страны в международное разделение труда, в котором Россия должна иметь свой сектор влияния;
• разработки республиканских, региональных и отраслевых программ информатизации должны быть согласованы с основными принципами государственной политики в этой сфере;
• должна обеспечиваться всемерная демократизация процессов производства и потребления информации (общедоступность информационных ресурсов и услуг, защита прав личности от информационного вторжения и т. п.);
• критерием эффективности информатизации не может служить лишь ее экономическая оценка, здесь необходим комплексный подход, учитывающий и другие факторы.
Перечисленные выше основные принципы государственной политики в полной мере остаются актуальными и сегодня.
Для проведения в жизнь государственной политики в области информатизации был образован специальный правительственный орган управления — Государственный комитет по вычислительной технике и информатизации (ГКВТИ), которому из Госплана СССР были переданы функции распределения производимой в стране вычислительной техники, в условиях плановой экономики осуществлявшиеся централизованно.
В начале 1985 года в стране была разработана и одобрена ЦК КПСС «Общегосударственная программа создания, развития серийного производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 года». С ее утверждением начался решительный поворот в направлении ускоренного развития отечественной индустрии средств информатики. Достаточно сказать, что объем капиталовложений в сферу информатики за 1986— 1990 гг. превысил объем капиталовложений в эту область за предыдущие 10 лет.
В стране было проведено ряд крупных всесоюзных и международных конференций по проблеме информатизации. На них впервые было сказано о неизбежности перехода ряда стран от индустриальных к информационным формам общества.
Таким образом, новые понятия «информатизация» и «информационное общество» стали восприниматься все большей частью интеллектуальной элиты России.
Необходимо отметить еще один этап в развитии общественного сознания граждан России в области проблем формирования информационного общества. Это этап 1988—1994 гг. В этот период выходит ряд статей и монографий ведущих российских ученых, которые заложили основы современных научных представлений о глобальном характере процесса информатизации и его ожидаемых цивилизационных последствиях.
В первую очередь здесь хотелось бы отметить блестящую прогнозную статью академика А.П. Ершова «Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества» [33]. Эта работа стала классической, а ее многие концептуальные положения остаются актуальными и сегодня. Затем в 1991 году появилась монография профессора А.И. Ракитова «Философия компьютерной цивилизации» [8], в которой был развит его подход к процессу информатизации общества как социотехнологической революции.
Затем в 1993 году вышла в свет фундаментальная монография академика А.Д. Урсула «Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации» [6]. В ней впервые с философских позиций формирования ноосферной цивилизации была проанализирована общецивилизационная значимость развития глобального процесса информатизации. Автор убедительно показал, что глобальная информатизация общества является магистральным направлением дальнейшего развития цивилизации. Ибо только этот путь создает предпосылки перехода от использования ограниченных вещественно-энергетических ресурсов к практически не ограниченным информационным ресурсам. А это является одним из важнейших условий перехода будущей цивилизации на путь безопасного и устойчивого развития, практического решения экологических, энергетических, сырьевых и многих других глобальных проблем.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование информационного общества, по мнению А.Д. Урсула, не является конечной целью глобального процесса информатизации. Он будет развиваться и далее при других видах общественного устройства. Что же касается самого информационного общества, то оно является лишь первой стадией формирования ноосферы — сферы разума, представителями которой будут люди новой цивилизации, которая должна начать свое формирование уже в XXI веке.
Такое понимание роли информатизации и места информационного общества в будущей истории развития цивилизации на нашей планете характерно лишь для российской науки, которая продолжает сегодня ноосферные исследования, начатые еще К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским, Н.В. Тимофеевым-Ресовским и А.Л. Чижевским.
Сегодня эти идеи развивает А.Д. Урсул, который избран президентом Международной академии ноосферы, а также академик Н.Н. Моисеев, опубликовавший в 1999 году очередную монографию «Быть или не быть человечеству?» [7].
Таким образом, концептуальная позиция российских ученых в проблеме формирования информационного общества опирается на основные идеи ноосферогенеза, которые сегодня значительно опережают другие философские концепции, развиваемые западными учеными.