Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические общности людей




 

 

В современных условиях, когда философско-социологическая наука осваивает огромный социологический материал, включающий в себя бесконечное богатство и разнообразие различных общностей, значимость философско-методологического анализа социальной общности как таковой возрастает. Поэтому не случайно в последние годы в самых различных научных публикациях появляются специальные разделы, посвященные рассмотрению исторических форм социальной общности людей.

Авторы «Философского энциклопедического словаря» характеризуют общность, как совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.

Ю.В.Бромлей выделяет временные и устойчивые общности, охватывающие многие поколения людей; общности, ограниченные малыми территориями и экстерриториальные; общности с синхронным и диахронным характером взаимодействия; общности, складывающиеся объективно, помимо воли и сознания включенных в них индивидов, и общности, возникшие на базе сознательного целеполагания; общности макро- и микроуровня и т.д. Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием людей.

Основа этой связи всегда объективна. Это могут быть и тип деятельности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических интересов, и место в производительных отношениях, и определенная территория, и другие параметры объективной общественной реальности. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе. Они возникают и функционируют в силу действия объективных законов. Социальная общность – это объективная реальность. Она является формой общественной жизни людей, в основе её лежит определенная, исторически возникшая связь между членами, которые её составляют.

Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и её признаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания. Природа этих сознательно-духовных факторов общности весьма разнообразна. Это могут быть общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т.д.

Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения и т.п. составляющих её людей. Социальная общность выражается и в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

По оценке В.С.Барулина, социальная общность представляет собой объективно складывающиеся в обществе качественно целостные социальные образования, включающие устойчивые связи людей, выражающиеся в единстве их объективных и субъективных характеристик, в отношении к другим общностям, в определенном единстве образа жизни, тенденций и перспектив развития.

Следует подчеркнуть, что способ производства материальных благ выступает основополагающим фактором, определяющим не только сущность и тип государства, социальную структуру общества, но и исторические формы социальной общности людей.

Историческая форма общности - есть устойчивое объединение, основан­ное на существенных экономических, родственных, территориальных, язы­ковых, культурных и других связях между людьми в процессе их обществен­ной жизни.

Экономической основой возникновения той или иной формы общности людей выступает способ производства материальных благ. Чем выше уровень развития производительных сил и производственных отношений, тем совершеннее формы общности людей.

Этнические формы общностей людей: род, племя, народность, нация, этнос, народ.

В первобытнообщинной формации основными формами общности людей были род и племя.

Род - устойчивая группа людей, объединенная кровным родством, местом поселения, коллективным трудом, общностью языка, обычаев, верований и традиций.

Род – основная ячейка первой в истории общественно-экономической формации. Это не только этническая ячейка, но и производственная, и социальная. Экономическая основа рода – общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Род носил общее родовое имя: род медведя, род цапли, род кулика и др. Счет родства велся по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Во главе рода был совет старейшин. В рамках рода заключа­лись браки, возникали семьи. Род не имел постоянной территории для проживания. Рода объединялись во фратрии (братства), а те – в племена. Усиление хозяйственно-экономических связей между родами привело к появлению племен. Распался род с возникновением классового общества.

Племя - устойчивое объединение нескольких родов.

Племя порождает и новые формы организации жизни людей: прежде всего территориальное обитание племени. Управление племенем осуществлялось жрецами, вождями, советом племени.

Родоплеменная общность способствовала развитию хозяйственной деятельности, зарождению и развитию культуры, сплочению людей, совершенствованию языка. Производственной ячейкой оставался род. Вместе с тем, кровнородственные связи ограничивали рост численности племени, затрудняли общение и развитие экономических отношений. Вытеснение родовых отношений товарными привело к распаду племен и объединению их в народности. На смену роду и племени в условиях феодального общества пришла новая историческая форма общности людей - народность.

Народность – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

В основу этой общности легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Это не просто этническая общность, а социально-этническая. На процесс формирования народности оказало воздействие общественное разделение труда, образование классов, появление государства и возникновение отношений обмена.

Формирование народности способствовало развитию производства, обмену производственным опытом и достижениями культуры, совершенствованию языка и общению между людьми.

Однако данная форма общности людей на определенном этапе ограни­чивает рост производства. В результате длительного исторического развития на смену роду, племени и народности при капитализме, на основе формирования единого рынка возникают нации. В современном обществе многие государства не являются моноэтническими и включают в свой состав представителей многих народов и являются многонациональными (Россия, Индия, США).

Нация - (от лат. natio - племя, народ) - это историческая общность людей, которая складывается на основе общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей общественной психологии, закрепленной в специфических чер­тах культуры.

Нация - более устойчивая, чем народность, общность людей, так как имеет более глубокие экономические основания.

Отношения между нациями сегодня играют исключительно важную роль в складывающейся во многих странах социальной обстановке.

В современных национальных отношениях по-прежнему наблюдаются две тенденции:

Первая - пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против национального гнета и создание национальных государств.

Вторая - развитие и укрепление отношений между нациями, ломка национальных перегородок, интегрирование в экономической, духовной жизни, в сфере политики, науки, культуры.

Этнос (от греч. ethnos - народ) – особый, возникший исторический тип социальной общности людей, представленный племенем, народностью или другими образованиями.

Народ – данный термин, в этническом смысле, употребляется для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей: племён, народностей и наций (например, русский народ, украинский народ и т.п.).

Национализм - преувеличение национальных интересов, восхваление своих национальных политических институтов власти, обычаев, традиций.

Крайняя форма национализма - шовинизм.

Шовинизм – это пренебрежение к особенностям и интересам других народов, неприязнь к этим народам, стремление уничтожить их физически.

Национальный вопрос - вопрос отношений между нациями, является одним из самых острых в современном мире. Причины межнациональных конфликтов - не в расовых различиях, или драчливости людей, а в экономическом неравенстве, эксплуатации бывших ко­лониальных народов транснациональными монополиями. Имеются и политические причины - территориальные споры, старые обиды ("некомплиментарность", по Л.Н. Гумилёву), Особо остро нацио­нальный вопрос стоит на территории бывшей Югославии, Канаде, ряде стран Африки, в Индии и Пакистане – где не ре­шены этнические конфликты, доставшиеся от колониального прошлого.

Путь решения национальных противоречий - на путях демократических реформ, выработке терпимости, развитии экономики и культуры, привлечения международного сообщества (ООН) для решения острых конфликтов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5232 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2602 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.