Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные принципы и задачи Ќовоевропейской философии




Ќачина€ с XVII в. бурно развиваютс€ естествознание, астрономи€, математика, механика; развитие науки не могло не оказать вли€ни€ на философию.

¬ философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможност€х научного исследовани€.

’арактерной дл€ философии Ќового времени €вл€етс€ сильна€ материалистическа€ тенденци€, вытекающа€ прежде всего из опытного естествознани€.

 рупными философами в ≈вропе XVII в. €вл€ютс€:

Ц ‘. Ѕэкон (јнгли€);

Ц —. √оббс (јнгли€);

Ц ƒж. Ћокк (јнгли€);

Ц –. ƒекарт (‘ранци€);

Ц Ѕ. —пиноза (√олланди€);

Ц √. Ћейбниц (√ермани€).

¬ философии Ќового времени большое внимание удел€етс€ проблемам быти€ и субстанции Ц онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

ѕроблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Ќового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследовани€ причин €влений, их сущностных сил.

¬ философии этого периода по€вл€ютс€ два подхода к пон€тию Ђсубстанци€ї:

Ц онтологическое понимание субстанции как предельного основани€ быти€, основоположник Ц ‘ренсис Ѕэкон (1561Ц1626);

Ц гносеологическое осмысление пон€ти€ Ђсубстанци€ї, его необходимость дл€ научного знани€, основоположник Ц ƒжон Ћокк (1632Ц1704).

ѕо мнению Ћокка, идеи и пон€ти€ имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. ћатериальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообрази€ материи не существует: материальные тела отличаютс€ друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). «апахи, звуки, цвета, вкус Ц это вторичные качества, они, считал Ћокк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

јнглийский философ ƒэвид ём (1711Ц1776) искал ответы быти€, выступа€ против материалистического понимани€ субстанции. ќн, отверга€ реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть Ђиде€ї субстанции, под которую подводитс€ ассоциаци€ воспри€ти€ человека, присуща€ обыденному, а не научному познанию.

‘илософи€ Ќового времени сделала огромный шаг в развитии теории познани€ (гносеологии), главными стали:

Ц проблемы философского научного метода;

Ц методологии познани€ человеком внешнего мира;

Ц св€зи внешнего и внутреннего опыта;

Ц задача получени€ достоверного знани€. ѕо€вились два основных гносеологических направлени€:

Ц эмпиризм (основоположник Ц ‘. Ѕэкон);

Ц рационализм (–. ƒекарт, Ѕ. —пиноза, √. Ћейбниц). ќсновные идеи философии Ќового времени:

Ц принцип автономно мысл€щего субъекта;

Ц принцип методического сомнени€;

Ц индуктивно-эмпирический метод;

Ц интеллектуальна€ интуици€ или рационально-дедуктивный метод;

Ц гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

Ц разработка нового юридического мировоззрени€, обоснование и защита прав гражданина и человека. √лавной задачей философии Ќового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основани€х, вы€вленных исследовани€ми познавательной способности человека.

30.Ёмпирическа€ философи€ ‘. Ѕэкона: система философского знани€ и индуктивный метод.

‘. Ѕэкон Ч основатель эмпиризма (в основе познани€ лежит исключительно опыт). √лавные задачи знани€ и опыта Ч помочь человеку добиватьс€ практических результатов в де€тельности, способствовать новым изобретени€м, развитию экономики, его философское кредо: Ђ«нание Ч силаї. Ѕэкон создал индукцию Ч метод познани€ от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предприн€та перва€ попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию.

÷ель Ц теоретическое обоснование экспериментального пути познани€ природы и освобождение наук от пережитков схоластики. ѕрирода познаваема, но на пути ее познани€ лежит множество преп€тствий Ц засоренность сознани€ людей так называемыми Ђидоламиї или Ђпризракамиї Ц искаженными образами действительности, ложными пон€ти€ми и представлени€ми. Ѕэкон выдел€ет четыре вида идолов: Ђидолы родаї, Ђидолы пещерыї Ђидолы рынка, Ђидолы театраї. —воим учением об идолах Ѕэкон стремитс€ очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики и создать услови€ дл€ успешного распространени€ знаний на опытном изучении природы. Ѕэкон разрабатывает эмпирическую, опытно-индуктивную методологию.. Ѕэкон впервые указал на значение так называемых Ђотрицательныхї инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного

31. –ационалистическа€ философи€ –. ƒекарта. –оль интеллектуальной интуиции и дедукции в процессе позна≠ни€. ƒуалистическа€ метафизика

1. ƒекарт Ц основоположник рационализма, значение его философии.

ќсновоположником рационализма считаетс€ –ене ƒекарт (1596 Ц 1650) Ц видный французский философ и ученый математик. «аслуга ƒекарта перед философией в том, что он:

обосновал ведущую роль разума в познании;

выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

стал автором теории дуализма, чем попыталс€ примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

выдвинул теорию о научном методе познани€ и о Ђврожденных иде€хї.

ƒоказательство ƒекартом первичности разума по отношению к бытию и познанию Ц главной идеи рационализма.

“о, что в основе быти€ и познани€ лежит разум, ƒекарт доказал следующим образом:

в мире существует много вещей и €влений, которые непон€тны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Ќапример: есть ли Ѕог? конечна ли ¬селенна€?);

зато абсолютно в любом €влении, любой вещи можно усомнитьс€ (существует ли окружающий мир? светит ли —олнце? бессмертна ли душа? и т.д.);

следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждаетс€ в доказательствах;

сомнение Ц свойство мысли, значит, человек, сомнева€сь, - мыслит;

мыслить может реально существующий человек;

следовательно, мышление €вл€етс€ основой как быти€, так и познани€;

поскольку мышление Ц это работа разума, то в основе быти€ и познани€ может лежать только разум.

¬ этой св€зи ƒекарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключаетс€ его философское кредо: Ђя мыслю, следовательно € существуюї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3212 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

2003 - | 1937 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.