Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬озникновение философии. —равнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки




ѕредмет философии, структура и функции

¬ определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеетс€ и эволюци€ представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом Ђсамого общего и предельногої в наши дни).

“ем не менее, нужен диалог взгл€дов, ведь все они по-своему верны и €кобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. «начит, можно определить предмет философии так Ђвесь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культурыї.

—труктура философии (€кобы традиционна€ сегодн€):

- онтологи€ (учение про общие принципы и основани€ всего сущего - быти€);

- гносеологи€ (теори€ познани€);

- эпистемологи€ (методологи€ научных исследований);

- философска€ антропологи€ (человековедение);

- аксиологи€ (учение о ценност€х);

- праксиологи€ (учение о человеческой де€тельности - взаимодействии с миром);

- социальна€ философи€ (учение об обществе и культуре).

ќсновные функции философии:

Ц мировоззренческа€ функци€ (св€зана с пон€тийным объ€снением мира);

Ц методологическа€ функци€ (заключаетс€ в том, что философи€ выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познани€ и освоени€ действительности человеком);

Ц прогностическа€ функци€ (формулирует гипотезы об общих тенденци€х развити€ материи и сознани€, человека и мира);

Ц критическа€ функци€ (распростран€етс€ не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип Ђподвергай все сомнениюї свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценност€м);

Ц аксиологическа€ функци€ (от греч. axios Ц ценный; люба€ философска€ система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрени€ самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

Ц социальна€ функци€ (опира€сь на нее, философи€ призвана выполн€ть двуединую задачу Ц объ€сн€ть социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

¬озникновение философии. —равнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.

‘илософское мировоззрение возникаетодновременно в »ндии,  итае и √реции в 6 веке до н.э. ¬озникновение философии св€зано с особенност€ми как развити€ индивидуального человеческого быти€ и сознани€, так и с историческим развитием общественного быти€. ѕоэтому необходимо назвать те предпосылки, благодар€ которым стало возможным по€вление философии и философского сознани€. –ечь идет об источниках философии.

ѕервый из них Ц психологическиий Ц удивление. —ущность его кратко можно выразить как знание о незнании. “олько там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основани€ дл€ движени€ в познании, дл€ озарени€ в сопричастности к чему-то удивительному.

¬торой источник Ц теоретический.

„асть философов придерживаетс€ мифогенной концепции генезиса философии (философи€ произошла из мифологии), друга€ Ц гносеогенной концепции (философи€ возникла из накопившихс€ знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

‘илософи€, как правило, рассматриваетс€ в качестве теоретического €дра мировоззрени€. ≈е своеобразие познаетс€ в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критери€м:

- что изучает;

- как сочетает разум и чувства;

- каковы средства выражени€;

- что источник;

- сколь критична;

- и т.п.

‘илософи€, как религи€, стремитс€ познать выход€щее за пределы эмпирики, но €кобы критична ко всему, а не догматична. ‘илософи€ целостна, как мифологи€, но рациональна, а не фантазийна. ‘илософи€ авторски своеобразна, как искусство, (т.е. у каждого философа она сво€), но выражает себ€ специальными пон€ти€ми-категори€ми. ‘илософи€ абстрактна, критична и пон€тийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл быти€. » т.д. и т.п.

 

3.ѕроисхождение философии. ≈Є соотношение с мифологией, религией, наукой и искусством

Ѕытие Ц одна из основных категорий философии. ѕроблема быти€ возникла, когда философи€ попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. ћногие сложнейшие философские вопросы так или иначе привод€т к проблеме существовани€. „то существует? ѕочему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Ћишь на первый взгл€д вопрос о существовании кажетс€ чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что € вижу и слышу. ”вы, философи€ не сводитс€ к очевидност€м, более того, она посто€нно лишает их ореола самодостаточности. —олнце кажетс€ нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. »з физики известно, что на —олнце происход€т €дерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодар€ не глазам, а теори€м.

»так, о существующем человек способен судить лишь благодар€ своим познани€м, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. “аким образом, вс€ка€ теори€ выступает как учение о бытии, онтологи€ (греч. ontos Ц сущее + logos Ц учение); люба€ онтологи€ есть теори€. ќтсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, вы€сн€етс€ на основе теорий.

¬первые проблема быти€ была затронута древнегреческим философом ѕарменидом. ƒл€ ѕарменида бытие Ц это не кака€-то отдельна€ вещь, а сама возможность существовани€ вещей. Ѕытие, по ѕармениду, не возникает и не уничтожаетс€, оно всегда €вл€етс€ неизменным. »зменени€ быти€ Ц это лишь кажущиес€ изменени€. ѕротивоположных взгл€дов на бытие придерживалс€ √ераклит. ќн утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находитс€ в посто€нном движении и изменении. Ѕытие одних вещей по€вл€етс€ в результате ухода других вещей в небытие.

ѕлатон противопоставл€л два вида быти€ Ц неизменные идеи и посто€нно мен€ющуюс€ материю. ≈го ученик јристотель называл четыре источника быти€ любой вещи: форму, материю, цель и творца. ¬ —редние века учение јристотел€ было переосмыслено в духе христианства.

¬ XIX в.  . ћаркс и ‘. Ёнгельс ввели пон€тие Ђобщественное бытиеї, т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общени€. — тех пор выдел€ютс€ три основных рода быти€: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. ѕричем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы Ц обоим другим родам быти€.

¬ человеке про€вл€етс€ диалектическое единство всех трех родов быти€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2746 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2097 - | 1871 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.