Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От эволюционизма к вариативности




«Образцовые переменные» в характеристике различий «деловых культур» были первоначально использованы в сущностно противостоящей вариативной модели мира теории эволюционизма. В качестве основания для классификаций культурных типов основоположником структурного функционализма американским социологом Т. Парсонсом было выделено пять модельных дихотомий: 1. аффективная активность – нейтральность (дифференциация по ориентации на деятельность, дающую непосредственное эмоциональное удовлетворение, или приводящую к нему в отдаленной перспективе); 2. ориентация на предписанный статус – ориентация на достигаемый статус (дифференциация по оценке индивида в зависимости от его личных достижений, или групповой принадлежности по факту рождения); 3. партикуляризм – универсализм (дифференциация по факторной значимости личных отношений с партнером); 4. диффузность отношений – специфичность отношений (дифференциация по характеру восприятия партнера – во всей полноте личностных проявлений или в соответствии с актуальной для производственного процесса конкретной социальной ролью); 5. коллективизм – индивидуализм.

В соответствии с эволюционистской концептуальной парадигмой все эти индикаторы интерпретировались как различия в уровнях развитости. Сообразно с этой логикой, особенности этапов развития не являлись имманентным качеством той или иной культуры, переходя в свою противоположность по мере эволюции от традиционного к современному типу общества. Современность характеризовалась аффективно-нейтральной активностью, ориентацией на достигаемый статус, универсализмом и специфичностью отношений. Пятый параметр, определяемый через дихотомию индивидуализма и коллективизма, был в дальнейшем исключен самим Т. Парсонсом из числа «образцовых переменных». Вероятно это исключение связано с опытом развития социалистических государств, продемонстрировавших возможность и коллективистких форм организации труда. [166]

Монография Т. Парсонса и Э. Шиллза «К общей теории действия», в которой были изложены основные принципы эволюционистского подхода, увидела свет в 1951 г. Состоявшийся несколько позже феномен японского экономического чуда опроверг базовые положения парсонского эволюционизма. Оказались доказаны возможности осуществления модернизации на принципах, относимых ранее к парадигмальным чертам общества традиционного типа. Опыт экономического развития Японии привел к революции в теории менеджмента. От универсалистского схематизма был осуществлен переход к альтернативному, в рамках противопоставления культурных типов, конструированию. Неслучайно именно японская деловая культура преподносилась в большинстве исследований как ценностно антиномичная по отношению к американской. При идеологическом противостоянии США – СССР в менеджерском плане актуализировалась совершенно иная альтернатива США – Япония.

Следующий этап сопровождался экономическим прорывом ряда других цивилизационных центров, использующих в своем развитии традиционные институты культурной идентификации. Соответственно, актуализировалась задача теперь уже ревизии и теории культурных альтернатив в направлении идеи о множественной культурной вариативности.

Одна из первых неэволюционистких типологий культур была предложена американскими этнологами Ф. Клакхоном и Ф. Стродтбеком. Основанием для типологизации послужило сравнительное исследование четырех этнических групп США. Культуры в предложенной классификационной модели выстраивались по «горизонтальному» принципу, а не вертикальной классификации их на «современные» и «архаичные».

Использовалось пять типологических параметров: 1. отношение к природе человека (дифференциация в зависимости от определения ее имманентно злой или имманентно доброй, изменяемой или неизменной); 2. характер взаимодействия между обществом и природной средой (дифференциация в зависимости от установки на подчинение силам природы, гармонизации отношений с ней и подчинения ее требованиям соответствующей культуры; 3. ориентация во времени (дифференциация в зависимости от ориентированности на прошлое, настоящее или будущее); 4. направленность человеческой деятельности (дифференциация на культуры, акцентированные либо на индивидуальное действие человека, вне зависимости от согласования его с социальным опытом; либо на бытие, определяемое адаптацией к требованиям социума; либо на становление, характеризуемое стремлением к достижению коллективного идеала); 5. модальность взаимоотношений (дифференциация на линейные, коллатеральные (или боковые) и индивидуалистические культуры, различаемые, соответственно, по авторитетности суждений вышестоящих, равного социального статуса и себя самого).[167]

При применении клакхоновско-стродтбековской типологии к России русской деловой культуре соответствовали бы следующие индикаторы: восприятие человека основывается на представлении о злой (точнее стихийно неразумной и изменяемой антропологической природе,отсюда предрасположенность к регулируемости и дидактичности); природная среда преобразуется в соответствии с культурными императивами; из категорий времени наиболее актуализирована парадигма будущего; человеческая деятельность ориентирована на процесс становления; правильным считается то, что номинировано окружающими. Общность индикаторов с англоамериканцами обнаруживается по 2 и 3 параметрам. Отсюда следует, что корректнее говорить не об альтернативности русской и американской деловых культур, а об их феноменологической неповторимости.[168]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 866 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.