Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов (факторов производства). Эта проблема по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает, что объясняется истощением невоспроизводимых природных ресурсов и ростом потребностей общества в потребительских товарах и инвестициях.
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то избранных, определенных потребностей ресурсов достаточно. Таким образом, если мы сузим круг потребностей, то абсолютная ограниченность становится относительной. Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.
Экономический выбор – способ распределения ограниченных ресурсов, который позволяет добиться максимума благ.
Но выбор – всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является производство. Экономика – это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство – в экономику.
Любое общество, является ли оно полностью коллективизированным коммунистическим государством, капиталистической индустриальной нацией, племенем индейцев, затерянным в джунглях Амазонки или даже если оно состоит из одного Робинзона, должно решать тем или иным путем три коренные взаимосвязанные экономические проблемы (три главных вопроса), представленные на рис 3.2.
Эти три вопроса – основные и общие для всех экономических систем, но способы их решения в каждой экономической системе разные. В условиях слаборазвитого общества поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? – можно обращаться к традициям и обычаям, закрепленным веками. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения.
В командной экономике (например, СССР) на эти фундаментальные вопросы ответ давало государство в лице своих административных органов (министерств, ведомств, комитетов). Этот антирыночный мир был основан на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потреб ления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество продукции, не востребованной потребителем, но произведенной по плану.
Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.
Таким образом, рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить – с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.