Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 3. Богословское осмысление диалогического аспекта философии Э. Мунье




Как уже было отмечено в введении данной курсовой работы, богословское осмысление понимания «общения» у Мунье будет рассмотрено через призму христианского осмысления «Любви» и «Молитвы», через призму богословского персонализма. Такое рассмотрение возможно потому, что Э. Мунье в своих работах теме «Любви» отводит существеннейшую роль. Молитва[118] же мыслится им как общение двух личностей: Божественной и человеческой[119]. Можно ли сказать о том, что среди православных богословов имеет место такое понимание молитвы?
Свт. Иоанн Златоуст в своем «Слове о молитве» пишет о «бесчисленных благах», даруемых в «собеседовании с Богом» через «великое благо» – молитву[120]. У прп. Максима Исповедника можно наблюдать осмысление молитвы как сочетания и беседы человека с Богом[121]. Прп. Симеон Новый Богослов пишет: «что лучше и полезнее в настоящей и в будущей жизни, чем быть со Христом? И что более прекрасно и сладко, чем видение Его? Если же кто удостоился и беседы с Ним, то, конечно, черпает из нее жизнь вечную»[122]. Беседование же с Богом есть «молитва и пение божественных псалмов»[123]. Свт. Григорий Палама в труде «О молитве и чистоте сердца» также говорит о соединении с Богом, Который есть «сама благость, само милосердие и бездна благоволения», в «богообщительной молитве и молении»[124]. Свт. Тихон Задонский пишет о разговоре св. Праотца Авраама как о разговоре «в молитве»[125], а св. Иоанн Кронштадский осмысляет молитву как «величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом»[126]. Наконец, стоит вспомнить о прп. Паисие Святогорце, у которого в «Слове о молитве» целый раздел посвящен молитве как общению Богом[127].
Поскольку молитва есть межличностностный диалог человека и Бога, постольку можно оценивать молитву с позиций, которыми оценивалось понятие «Общение» в философии Мунье, Марселя, Шелера и Левинаса. Человек – общительное и общественное существо, и более – религиозное существо[128], поэтому молитва – радость реализации этого общения. Радость реализации «подлинного общения по ту сторону бытия», радость встречи с Богом[129], опыт отношений «лицом к Лицу», личности человеческой и Личности Божественной, и такой опыт необходим, поскольку Лик, по выражению Э. Левинаса, есть «исток, в котором рождаются все смыслы»[130]. Встреча с Ликом в молитве есть та подобная вспышке молнии благотворная встреча, преображающая личность, побеждающая собственный эгоизм и нарциссизм, которую описывает Марсель[131]. В этом заключается дающий реализацию личности характер молитвы, а точнее – Бога, Который дает через молитву прикоснуться с Собой, а человек, поскольку является «микротеосом», прикасаясь с Божественной Личностью в молитве, распознает себя как личность[132].
Место преимущественного служения Богу и возношения молитвословий есть храм Божий, называемый в Писании домом молитвы[133], и, что существенно, являющийся домом общей молитвы, где «люди обменивались своими навыками, идеями и молитвами, словом, своим непосредственным опытом»[134]. Храм – предел для соприкосновения с Беспредельным[135], место единения личностей в устремленности к Богу, где двое или трое, или тысяча личностей собираются во имя Христа, Который среди них (Мф 18:20), Который объединяет их вокруг Себя[136]. Так, можно говорить о Церкви[137] как мистическом сообществе верующих во Христа, главы Церкви, Своего Тела, полноте, наполняющей все во всем (Еф 1:22-23), состоящей «не из одного члена, но из многих» (1Кор 12:14). Церковь – реальность, «трансцендентная по отношению ко всякой природной реальности; реальность эта – Тело Христа, постоянное присутствие Христа[138]. Ее вершиной является сама Троица, в которой она участвует и которой подражает всей жизнью»[139]. Здесь явно можно прослеживать святоотеческую мысль у Мунье о Церковном единстве по образу единства Лиц Святой Троицы, основанную на Первосвященнической молитве Христа[140]. Сщмч. Иларион Троицкий описывает это так: «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе. На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица во едино Существо, так что даже не три Лица, но Единый Бог, живущий триединой жизнью»[141]. То есть, Церковь – осуществление общей молитвенной коммуникации душ с Богом-Троицей, по образу Единства Его Лиц, Объединяющего эти души в подлинном общении духа (Флп 2:1) вокруг Себя в единое Тело Христово.
В связи с таким пониманием Церкви необходимо сказать о том, как Мунье мыслит идеальное общество. Он говорит о построении сообщества личностей, сообщества мистического и духовного, сообщества коллективистского, в котором бытие во всех своих формах пронизано коммуникативными связями, в котором общение осуществляется на периферии человеческого бытия, в котором, супротив индивидуалистической установке на одиночество, «рождается чувство радости бытия. <…> В нас самих и в объективном ходе истории зарождается движение ко все расширяющемуся сообществу, которое тесно связано с процессом персонализации. Можно даже сказать, что главное в судьбе человека — не господство над природой и не наслаждение жизнью, а коммуникация сознаний и взаимопонимание людей. Вот почему мы с самого начала неразрывно связали друг с другом два понятия — «персоналистский» и «общностный». <…> Если для нас «Мы» предшествует «Я», если личностная жизнь не есть погружение в себя, а представляет собой движение к другому и существование совместно с другим <…> то очевидно, что персонализм прямо противоположен нарциссизму, индивидуализму, эгоцентризму. Он со всей свойственной ему силой подчеркивает явно выраженную устремленность современного человека к тому, что называют коллективизмом и общностью судеб»[142]. Это сообщество есть «личность личностей», где каждая личность незаменима, но и пребывает в целостном единстве, которое обусловлено единой трансцендентной целью, и не только ей. В нем воистину осуществляется общение, основанное на любви, где каждая личность непременно самореализуется. Сама же «личность личностей» осуществляется в некой эсхатологической перспективе, при наступлении «эры личностей»», «по ту сторону истории», что даст самой истории ориентир. Построение такого сообщества и есть «персоналистская и общностная революция»[143]. Описанное Мунье сообщество, осуществляемое в эсхатологической перспективе, очень схоже по признакам с описанием Церкви – «незыблемым сообществом в собственном смысле слова»[144]. Так, можно говорить о Церкви как о реализованном и реализующимся Царстве Божием, которое внутри Церковных членов (Лк 17:20-21), которое не похоже не на одно сообщество в мире, так как это Царство не от мира (Ин 14: 27, 15:19, 17:14-16, 18:36). Об этом можно говорить, так как «всякое сообщество, вплоть до всеобъемлющего человеческого сообщества, включается в мистическое Тело воплощенной божественной Личности»[145]. Таким образом, чувство радости бытия, непосредственная коммуникация сознаний, основанная на любви осуществляется в Церкви.

Церковь же «евхаристична по природе своей»[146]. Прп. Максим Исповедник по этому поводу пишет, что Бог – Творец всех вещей, которые находят связь между собой в Боге. Поэтому Церковь (как образ Божий) связывает высших творений Своих в евхаристическом единстве[147]. Иными словами, члены Церковного Тела, вкушая Тело и Кровь Христову под видами хлеба и вина[148], осуществляют подлинное общение со Христом и друг с другом[149]. Поскольку Евхаристия – высочайшая молитва и таинство любви[150], пребывание в любви, и, поскольку Христос – установитель этого таинства[151], постольку можно говорить о Нем как о Подателе любви[152], а о любви как высшем даре[153], который дается Высшей Личностью, от «Другого», как об этом писал Э. Мунье[154] и М. Шелер[155].
О самой Евхаристии можно говорить как о реализации высшей заповеди – любви к Богу (Мф 22:37-38), поскольку требуется определенная подготовка к этому таинству, определенные усилия, чтобы Евхаристия была не «в суд и осуждение» (1Кор 11:29-30). В качестве примера о необходимости такой подготовки можно привести слова Спасителя: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:23-24). Свт. Иоанн Златоуст также пишет, что никто не должен приступать к Причастию «с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенной любовью, все с горячим усердием и бодростью»[156]. Также имеет место говорить о том, что к Причастию должно подходить с «рассуждением о Теле» (1Кор 11:28-29), или, как пишет прп. Симеон Новый Богослов, с «созерцанием»: «Как тот, кто стоит около моря, не только видит его, но и входит в воды его, насколько хочет, так и те духовные люди, которые желают, пребывают в свете Божьем, в причащении, а также и в созерцании его, насколько бывают влекомы этим желанием». И чтобы пребывать соединиться с Богом, «пребывать в созерцании, как на третьем небе, и быть восхищенным в рай» (2Кор 12:2-4), необходимо очистись свое сердце от всего житейского, чтобы вместить в него Бога (Пс 50:9-10), необходим усердный труд, так как «соответственно величию и красоте тварей созерцается Творец» (Рим. 1:20)[157]. Свт. Иоанн Златоуст пишет также о необходимости осознания того, что в Евхаристии принимается само Тело и Кровь Спасителя: «Не полагай, что это хлеб, и не думай, что вино <…> Приступая, не думайте, будто вы принимаете Божественное Тело от человека, а представляйте, что вы принимаете Божественное Тело словно огонь из клещей самих серафимов, которых видел Исаия, спасительную же Кровь станем принимать как бы касаясь устами Божественного и Пречистого ребра»[158]. Таким образом, опыт подготовки к таинству Евхаристии – это акт любви, абсолютная самоотдача[159], безмерная и безвозмездная[160], призванная, по мысли М. Шелера, направлять волю, «устанавливая сопричастность сущего с бытием другого сущего, расширяя границы человеческих устремлений к Богу»[161]; это опыт преодоления своего эгоизма через усилия над собой[162]; это предназначение человека, сущего любящего[163], и смысл его жизни[164] на пути к «совершенному чуду подлинного общения», «великому таинству любви»[165].
Но опыт участия в Евхаристии – это не только опыт самоотдачи, но и опыт самообретения, самореализации, так как «без бескорыстной отдачи себя человек не может достигнуть целостности»[166]. В чем заключается эта целостность? Вкушающий Кровь Завета, являющуюся святыней (Евр 10:29), освящается ей (Евр 13:12); Плоть Христову, являющуюся Хлебом Жизни, вкушая который никто не будет алкать и жаждать никогда (Ин 6:24-51), открывает «путь новый и живой (Евр 10:19-20)».

Вернуться к первому общению Адамову с Богом через Второго Адама – Христа.
Симеон – обожение
Златоуст – новая жизнь

 

 

Левинас. Избранное. Тотальность…С. 340-342 (чистая коммуникация – союз)

 

прп. Ефрем обычно именует просто «Хлебом», но также и «ангельским Хлебом», «непорочным Телом», «Телом жизни»; он многократно употребляет раннехрист. выражение «лекарство» или «лекарство жизни» (Ephraem Syr. De azymis. 14. 16; 18. 15; Idem. Carmina Nisibena. 46. 8 и др.)


Чтобы вы имели общение с нами, а мы имеем общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:3),

 

________________

 

Молитва – Общение (у святых отцов – Карелин).
Общение – проявление любви (возлюби ближнего), и любовь – подлинное общение. Бог – человеколюбец (а жизнь – уподобление Богу (Посмотреть Реферат свой про мусульман – про богоуподбление+Совершены как(потому что) Отец Совершенен)). Против мизантропии (сартовской).
Любовь –высший дар и совокупность совершенства (Апостол Павел – Плюс Евр и 2Кор – об общении (в рамках разговора об сборе в пользу Иерусалима)).
Бог – Любовь и Источник Любви (Ин). Чтобы любовь отдавать, надо ее стяжать, приобретать, так как любовь – это труд (поэтому просим: сердце чисто созижди). *брак с любым, если научился любить (священник в видео)*
Церковь – идеальное общество (Через Церковные свойства. Златоуст: Заходят разбойники, выходят боги). Евхаристия – Реализуемое таинство любви, высшее общение по подобию внутриТроичного общения. Церковь – самореализация (там таинство обожения, а что может быть луше, чем стать Богом.)

 

 

Молитва – личностное обращение к Богу (5) «Молитва – сияние веры, тепло надежды, жизнь самой любви» (22), реализация той люви, которая некогда соединяла человека с Богом (23)
89: Человек ищет истинной любви…И только в некоторые мгновения своей жизни он чувствует, как прикосновение Божественного перста…чистую, Божественную любовь; ее может дать только Бог…Рай – это любовь души к Богу и Бога к душе. Рай – лучи любви от каждого святого ко всем и от всех к каждому, это настоящий сияющий океан любви.
Человек – общительное сущетво…(пэтому сама молитва – радость). Любовь личностна..Любить можно не «что», а «кого». Поэтому молитва – это глубокая внутренняя жизнь души. Приступая к ней, мы должны знать, что говорим с живой личностью (95) – речь об обращении к Святому.

франк я и мы / звезда спаения розанцвайга
Бубер

ПриОБЩЕНИЕ ТАйнам





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.