Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 2. Диалогический аспект персонализма Э. Мунье




В данной главе будет рассмотрено осмысление Э. Мунье понятия «Общение», в котором можно выделить 4 составляющих. Общение – это:
1. Фундаментальнейшее свойство личности;
2. Самореализация личности;
3. Любовь;
4. Первейшая цель существования.
Выявить, чем для Мунье являлось «общение» можно, если рассматривать их в единстве.

2. 1 Фундаментальнейшее свойство личности.
Начать рассмотрение данного аспекта понятия «Общение»[80] стоит с обращения к главе «Коммуникация» в труде Мунье «Персонализм». Он начинает ее такими словами: «Итак, мы обрисовали личность во всем ее внешнем великолепии. Теперь нам предстоит обратиться к ее фундаментальнейшему свойству. Вопреки широко распространенному мнению, речь пойдет не о своеобразии личности, ее самодостаточности и самоутверждении, не об изоляции, но о коммуникации»[81]. И в доказательство того, что коммуникация имеет статус онтологического свойства личности, является первичным ее опытом, персоналист описывает опыт физиологического становления человека младенческого возраста, где ребенок делает первое свое движение к матери. Впоследствии он растет под взглядом своих родителей, «начинает открывать себя в "другом", понимать себя, реагируя на поведение "другого"»[82]. Таким образом, «первичный опыт личности — это опыт "другой" личности. Ты, а в нем и Мы предшествуют Я или, по меньшей мере, всегда сопровождают Я»[83].
Если переходить из области возрастной психологии в анатомию, то тут имеет место сказать о свойстве человеческого органа зрения. «Око» – орган, характеризующийся направленностью вовне, в мир, к «другому». И этому природному свойству человека также отвечает и внутренний его опыт, что Мунье демонстрирует на примере немецкой языковой лексики, берущей свое начало от латинского языка: «Немцы говорят: мое бытие — это "бытие с…" (Mit-sein) или "бытие к…" (Zu-sein). Ср. с латинским: ad-sum ("быть по отношению к другому" — "А вот и я!" ("Я к вашим услугам, в вашем распоряжении")»[84].
Из этих рассуждений Мунье заключает, что личность коммуникабельна по самой своей сути. Иными словами, «человек – существо общественное», его «бытие» есть «бытие для других», а межличностное общение является его «неотъемлемой частью»[85]. Личность «существует только в своем устремлении к "другому", познает себя только через "другого" и обретает себя только в "другом"»[86]. А акты «познания» и «обретения» себя в «Другом» относятся к процессу личностной самореализации.

2.2 Самореализация личности.
Характеристику данного элемента «Общения» Мунье формирует, ведя полемику с индивидуалистическими воззрениями. Среди них можно выделить два основных типа:
1) Взгляд негативный, воспринимающий «Общение» в качестве ущемления собственной свободы, самоограничения и угнетения. Этот взгляд представлен философией Сартра, речь о которой шла выше;
2) Взгляд на «Общение» положительный, в котором человек вступает «в социальную связь с другими людьми, опосредованную исключительно материальными интересами». Личность «вместо того, чтобы выбрать в качестве цели своего существования другую личность, людей вообще, что продиктовано его онтологическим свойством коммуникативности, избирает материальную цель, в концентрированном виде выступающую в виде денег»[87]. Этот взгляд во многом представлен ненавистным Мунье «буржуазным мышлением», а также философией марксизма, утверждающей, что общение обусловлено «экономическими предпосылками»[88].
Муьне, характеризуя опасности, связанные с вышеуказанными формами отношения к «Другому», пишет: «когда коммуникация ослабляет свою напряженность или принимает извращенные формы, я теряю свое глубинное Я. Ведь известно, что все душевные расстройства связаны с потерей контактов с «другими», здесь alter ("другой") становится alienus ("чуждым"), и я оказываюсь чуждым самому себе, отчужденным от себя»[89].
Против первого типа искажения «общения» Мунье выступает как апологет необходимости общения, как противник самоизоляции и одиночества, мизантропии и эгоцентризма, и, в конечном итоге, деградации[90]. Обретение же своего «глубинного Я» возможно только в «Другом», только в «Мы», которое обосновывает личность и «дает ей питательные соки»[91]. «Другой» не только не ограничивает «Я», а является залогом существования и восхождения «Я», так как невозможно «достичь спасения в одиночку — ни в социальном плане, ни в плане духовном. <…> Такова диалектика личностного общения, которая приумножает и укрепляет бытие каждого, вступающего в него[92].
Против второго типа искажения «общения», против обезличенности и анонимности, где люди отказываются быть «трезвыми и ответственными субъектами»[93], где всякого рода личностные отношения «замутнены» корыстью, Мунье пытается найти основу для подлинного общения и находит ее в сфере трансцендентного. Опыт трансценденции – опыт самопреодоления и выхода из замкнутости на себе к «Другому», к Абсолюту, который является направляющим ориентиром в жизни личности, который «убивает» корыстные мотивы в «общении»[94].
Таким образом, общение – самоосуществление и трансценденция, открывающее, в восприятии Мунье, отличном от индивидуалистического взгляда, перспективы для самореализации. И «полной самореализацией и осуществлением свободы»[95] является, в противовес самолюбованию и эгоцентризму, любовь, в которой человек обретает себя и становится самим собой[96].

2.3 Любовь.
Мунье, говоря о любви как высшей форме общения, изначально делает терминологическую оговорку, касательную понимания любви, которая воспринимается не как симпатия, и даже не как сродство душ; это не природная, а сверхприродная форма бытия. Если обращаться к древнегреческому языку, то мы обнаружим, что слово «любовь» выражается четырьмя основными терминами: любовь-страстное влечение (ἔρως); любовь-уважение (στοργή); любовь-дружба (ϕιλία); любовь-жертва (ἀγαπή). В случае Мунье речь идет о жертвенной, высшей любви. «Она находит путь к субъекту в качестве личности, в качестве свободы, невзирая на его достоинства и недостатки». И, поскольку любовь не взирает на недостатки, то она «слепа, но ее слепота полна света». При этом Мунье делает оговорку: «Быть – не значит любить беспрепятственно»[97]. И в этом можно наблюдать характер любви как жертвы: несмотря на возникающие при общении преграды, личность все-равно устремляется к «Другому», что обусловлено его онтологическом свойством. Личность стремиться любить, несмотря на то, что любовь – процесс, требующий определенного труда[98] и усилий[99]. Личность преодолевает все препятствия на пути «великого таинства любви», которое, по причине этих препятствий, воспринимается Мунье как «совершенное чудо подлинного общения», совещающееся в «редкие минуты» жизни. Так, «общность возникает реже, чем случается счастье[100], она более хрупка, чем сама красота»[101].
Стоит также отметить тот факт, что Мунье, пытаясь отыскать «всеобщее и естественное предназначение человека», говорит об отдающем себя человеке[102]. «Опыт сообщества — это прежде всего опыт ближнего. Не человека <…> возлюби, как самого себя, а возлюби ближнего твоего, как самого себя, то есть отдайся ему так, как если бы ты при этом осуществлял собственную личность, иначе говоря, отдайся безмерно»[103]. Подлинная любовь – самоотдача, при которой человек не теряет, а только приобретает. «Мы владеем лишь тем, что отдаем другим, или тем, чему посвящаем всю свою жизнь; и нам не достичь спасения в одиночку — ни в социальном плане, ни в плане духовном. <…> Живительная сила личностного порыва заключена <…> в бескорыстном великодушии, иными словами, в щедрой и безвозмездной самоотдаче. Экономика личности не строится на расчете и компенсации, это — экономика дарения. Великодушие, даже если оно не получает отклика[104], топит лед недоверия и разрывает круг одиночества»[105]. Авторы статьи о персонализме в Стэнфордской энциклопедии раскрывают эту мысль таким образом: «когда человек становится подарком для других, он наиболее полно становится самим собой. Без бескорыстной отдачи себя человек не может достигнуть целостности»[106].
Стоит также упомянуть в рамках разговора о любви-коммуникации о невозможности ее приобретения без участия «Другого»: «Любовь дается мне не только тем, что я сам ее обретаю, но и через бытие, которое мне дарует "другой"»[107]. То есть, говоря о любви, нельзя не говорить о ней, как о «даре», дающимся или «подаренным» «Другим». И тут примечательно то, что любовь «даруется личности по ту сторону его естества»[108], а значит можно говорить о любви как опыте трансценденции, о Боге как Подателе любви[109].
Также, можно говорить о любви как о цели существования, дающей существование и определяющей его: «Акт любви — самый достоверный акт человеческого существа, его неопровержимое Cogito: я люблю — значит и существую, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить»[110]. Таким образом, поскольку любовь – подлинное общение, можно говорить об акте коммуникации в целом как цели, назначении и смысле человеческой жизни.

2.4 Первейшая цель существования.
Общение как цель[111] и назначение существования человека напрямую связанно с пониманием общения как фундаментальнейшего свойства личности. Поскольку «Личность не может жить вне связи с другими личностями»[112], поскольку существование личности – это «существование для других»[113], постольку направленность к «другой личности» необходима и совершенно естественна. В данном случае первое обуславливает последнее, является главным его мотивом. А если возвращаться к утверждению о первичном опыте личности как опыте другой личности, тот тут стоит уточнить, что саму фразу «первичный опыт» можно понимать двояко: первичный опыт как самый ранний в жизни; или первичный опыт как самый важный и значимый в жизни, и значит, что стремление к такому опыту, обусловленному пониманием общения как главного свойства личности, является необходимостью.
Таким образом, Мунье выступает за устремленность к «Другому» и против «цели в себе»[114], если такая цель не связана с интериорностью[115]. И в такой устремленности можно проследить связь также и с характеристикой общения как самореализации: «Первая забота индивидуализма в том, чтобы сосредоточить индивида на самом себе; первая же забота персонализма — рассредоточить его, чтобы открыть перед ним перспективы личностного существования»[116]. А если возвращаться к пониманию общения как любви, тот тут стоит отметить, что любовь воспринимается Мунье как высшая цель существования, а также общение (устремленность к Другому – смысл жизни и цель) воспринимается Мунье как практическое выражение любви, что обусловлено восприятием общения не только как самореализации (иначе, мы опять погружаемся в отношения, «замутненные корыстью»), и не только как онтологического свойства личности[117]. Так, можно говорить, что общение – первейшее свойство и цель существования, понимаемое также как личностная самореализация и любовь, а понимание общения как фундаментальнейшего свойства личности, личностной самореализации и любви во многом определяет необходимость личности в общении, в «Другом».

***

Таким образом, подводя итог рассмотрения диалогической концепции Э. Мунье, можно сделать следующее заключение: коммуникация – первейшее свойство человека, обладающее онтологическим статусом, откуда следует, что опыт общения – естественный и необходимый опыт человека, смысл его жизни. Только если этот опыт бескорыстен и воспринимается как опыт, без которого жизнь личности немыслима, что противопоставляется индивидуалистическим воззрениям, он становится умножающим бытие каждого; становится опытом самореализации, осуществляемой также по ту сторону бытия личности, то есть в мистическом общении личностей, в конечном итоге – в Боге. Полной же самореализацией и подлинным общением является любовь, носящая жертвенный характер, поэтому достигаемой через определенные усилия над собой, через самоотдачу. Любовь – дар, исходящий от «Другого», невозможный без «Другого», и поэтому реализуемый в полноте в мистическом «персоналистском» сообществе. Любовь является подлинным таинством, подлинным счастьем, поскольку даруется также Высшей Личностью, Богом.
Заданные здесь темы являются ориентирующими для богословского осмысление понимания природы «общения» у Э. Мунье. Такое осмысление будет произведено в следующей главе настоящего исследования.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1287 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.