[В этих строках из коренного текста] слово «первые» относится к четырем относительным элементам, которые служат опорой для развития пяти скандх. Под «прочим» имеется в виду исконная мудрость, поскольку элементы выступают как опора исконной мудрости. Развитие и формирование скандх объясняется так: скандха формы развивается на основе плоти; различение развивается на основе крови; сознание развивается на основе тепла; психические образования развиваются на основе вдоха; а чувство развивается на основе выдоха.
Плоть — это основа, на которой создаются каналы. Каналы — это основа, на которой создаются ветры-энергии. Ветры-энергии создают как ветры-энергии кармических действий, так и ветры-энергии исконной мудрости. Ветры-энергии кармических действий наполняют круговорот бытия, а [ветры-энергии] исконной мудрости наполняют нирвану.
Далее, кровь дает начало лимфе, в свою очередь, порождающей пять способностей чувств, которые сами по себе есть производные относительных элементов, причины пяти способностей чувств — это пять клеш, тогда как мириады прошлых, настоящих и будущих умопостроений служат причинами как сансары, так и нирваны. На этом завершается описание развития четырех относительных элементов.
Слово «последние» относится к четырем абсолютным элементам. Они опираются на относительные элементы и служат причиной четырех светочей [313], через которые проявляются и воспринимаются исконные мудрости четырех видений [314]. Когда белый цвет достигает полной силы, он служит причиной «водяного светоча далеко достигающих [т. е. глаз]», который возникает из водяного канала ветра-энергии. Когда красный цвет достигает полной силы, он служит причиной «светоча пустоты-тигле», который возникает из канала огня. Когда желтый цвет достигает полной силы, он служит причиной «светоча чистого пространства [ригпа]», который возникает из канала земли. Когда зеленый цвет достигает полной силы, он служит причиной «светоча самосущей мудрости», который возникает из пути канала ветра.
[Светоч] самосущей мудрости порождает ригпа. [Водяной светоч] далеко достигающих [т. е. глаз] порождает свет. [Светоч пустоты-]тиг-ле порождает каи. [Светоч чистого] пространства [ригпа] порождает исконные мудрости. Водяной светоч глаз ведет к [видению] прямого восприятия дхарматы. Светоч пустоты-тигле ведет к видению усиливающегося переживания созерцания. Светоч чистого пространства [ригпа] ведет к видению достижения вершины ригпа. Светоч самосущей мудрости ведет к видению исчерпания [явленного] бытия.
Относительные каналы, жизненные сущности и ветры-энергии кармических действий имеют следствиями кармические действия, клеши, увеличение и уменьшение четырех элементов. Абсолютные каналы, жизненные сущности и ветры-энергии исконной мудрости вызывают развитие исконной мудрости (причина), светов и цветов (условия), а также кай и мудростей (плод).
II. 2.3.2.2.2.2.2.4. Присутствие всепроникающих элементов