Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒобро и зло как основные этические категории




ƒобро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

ƒобро - категори€ этики, объедин€юща€ все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требовани€м нравственности, служащее отграничению нравственного от без≠нравственного, противосто€щего злу.

—о времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличност≠ные. ‘. Ёнгельс писал: "ѕредставлени€ о добре и зле так сильно мен€лись от народа к народу, от века к веку, что часто пр€мо противоречили одно другому" *.

* ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч. “. 20. —. 94.

 

–елигиозна€ этика видит добро как выражение разума или воли Ѕога. ¬ различных учени€х добро прин€то выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. —амо определение добра доста≠точно сложно. Ќекоторые ученые отказываютс€ от попытки дать определение добра, указыва€, что это верховна€, исходна€ и конечна€ категори€, котора€ не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

«ло - категори€ этики, по своему содержанию противопо≠ложна€ добру, обобщенно выражающа€ представление о без≠нравственном, противоречащем требовани€м морали, заслужи≠вающем осуждени€. Ёто обща€ абстрактна€ характеристика отрицательных моральных качеств.

ћоральное зло следует отличать от социального зла (про≠тивоположности блага). ћоральное зло имеет место тогда, ко≠гда оно - про€вление воли определенного лица, группы лиц, социального сло€. ќбычно как моральное зло оценивают отри≠цательные поступки людей.

ѕроисхождение зла объ€сн€етс€ по-разному. ¬ религиоз≠ных учени€х зло -- фатальна€ неизбежность человеческого су≠ществовани€. »ммануил  ант считал зло необходимым следст≠вием чувственной природы человека. ‘ранцузские просветите≠ли объ€сн€ли зло результатом непонимани€ человеком своей подлинной природы. ћарксисты св€зывают зло с антагонисти≠ческим устройством общества.

— категорией добра св€зано и такое пон€тие, как доброде≠тель - устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. ƒобродетели противостоит порок.

ƒобродетельный человек не только признает положитель≠ные нравственные принципы и требовани€, но и творит добро, поступа€ в соответствии с ними (доброде€ть - делать добро). ѕредставлени€ о добродетели, как и о добре, исторически из≠мен€лись. “ак, в ƒревней √реции в соответствии с учением ѕлатона добродетель св€зывалась с такими нравственными ка≠чествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. ’ристианска€ вера в эпоху средневековь€ выдвинула три ос≠новные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Ѕога, надежду на его милость и любовь к нему).

ѕри всей изменчивости взгл€дов в разное врем€ и в различ≠ных сло€х общества честность, гуманность, мужество, бескоры≠стие, верность и т. п. оценивались и оцениваютс€ положительно.

¬от как описан в послесловии к роману Ё. ћ. –емарка "“ени в раю" (ћ., 1972. —. 428-429) своеобразный нравственный ко≠декс положительных героев. "Ѕудь добр и мужествен; св€то выполн€й долг человеческого братства и солидарности, не про≠ходи безучастно мимо чужого гор€; терп€щему бедствие при≠ди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и друж≠бе, непримирим к подлости и беспощаден к негод€€м; совер≠шив достойный поступок, не пыжьс€ и не гордись, не произ≠носи громких фраз и благородных сентенций; будь равноду≠шен к богатству, власти, карьере и другим рычагам личного возвышени€; не унижайс€ и не унижай, блюди честь и досто≠инство".

ƒобродетели иногда св€зывают с определенным социаль≠ным положением личности. “ак, можно говорить о воинских добродетел€х. ј. ¬. —уворов в наставлении ». ќ.  урису писал: "1. ƒобродетель, замыкающа€с€ в честности, котора€ одна тверда. ќна: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. —олдату - бодрость, офицеру - храбрость, ге≠нералу - мужество".

” средневековых рыцарей существовал целый культ "труд≠ных добродетелей", среди которых на первом месте были храб≠рость и мужество, необходимые дл€ защиты чести и достоин≠ства. –ыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение. Ќар€ду с пон€тием добра в этике употребл€етс€ термин благо.

¬ обыденной жизни благо - все, что способствует челове≠ческой жизни, служит удовлетворению материальных и духов≠ных потребностей людей, €вл€етс€ средством дл€ достижени€ определенных целей. Ёто и природные блага, и духовные (по≠знание, образование, предметы культурного потреблени€). ѕо≠лезность не всегда совпадает с благом. Ќапример, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, мате≠риального производства приводит человечество на грань эколо≠гической катастрофы.

ƒобро - разновидность духовного блага. ¬ этическом смысле пон€тие блага часто употребл€етс€ как синоним добра.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2585 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

769 - | 593 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.