Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оотношение морали и права




—оотношение морали и права - один из важных аспектов изучени€ этих социальных €влений, представл€ющий особый интерес дл€ юристов. ≈му посв€щен р€д специальных работ *. ћы коснемс€ здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных дл€ рассмотрени€ последующих вопросов.

ћораль относитс€ к числу основных типов нормативного регулировани€ де€тельности, поведени€ человека. ќна обеспе≠чивает подчинение де€тельности людей единым общесоциаль≠ным законам. ћораль выполн€ет эту функцию совместно с дру≠гими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоени€ и выполнени€ людьми установленных в обществе норм, наход€сь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении..

ћораль и право - необходимые, взаимосв€занные и взаи≠мопроникающие системы регул€ции общественной жизни. ќни возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласовани€ различных интересов, подчине≠ни€ людей определенным правилам.

ћораль и право выполн€ют единую социальную функцию - регулирование поведени€ людей в обществе. ќни представл€ют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль≠ное и правовое); общественные отношени€ (нравственные и пра≠вовые); общественно значимую де€тельность; нормативные сфе≠ры (нравственные и правовые нормы).

Ќормативность - свойство морали и права, позвол€ющее регулировать поведение людей. ѕри этом объекты их регули≠ровани€ во многом совпадают. Ќо регулирование их осуществ≠л€етс€ специфическими дл€ каждого из регул€торов средства≠ми. ≈динство общественных отношений "с необходимостью оп≠редел€ет общность правовой и моральной систем" *.

ћораль и право наход€тс€ в посто€нном взаимодействии. ѕраво не должно противоречить морали. ¬ свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. ѕри этом, как отмечал √егель, "мораль≠на€ сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"*. «аконодательство не может декретировать нравственность.

ћораль ѕраво
Ќормы нос€т неписаный характер и фиксируютс€ в обыча€х и традици€х Ќормы нос€т формально определенный характер и закрепл€ютс€ в официальных документах
Ќормы складываютс€ стихийно Ќормы устанавливаютс€ государством
ћеханизм обеспечени€ Ц общественное мнение ћеханизм обеспечени€ Ц властные санкции государства
ѕредусматривает широкую свободу выбора —вобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов

6. —оотношение морали и политики.

 

ѕолитика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насили€ в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержани€ в обществе пор€дка, законности и социальной справедливости. √уманистическа€ роль политики в обществе обеспечиваетс€ через ее ориентацию на нормы морали.


ћораль (или нравственность, в дальнейшем между этими пон€ти€ми не будет проводитьс€ различие, хот€ нередко мораль трактуетс€ как определенные общественные нормы и ценности, в то врем€ как нравственность характеризует их субъективное усвоение) Ц особа€ сфера общественной жизни, основанна€ на оценке любых поступков и действий с точки зрени€ добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и т.п. »деи гуманизма, т.е. отношени€ к каждому человеку как к высшей ценности, составл€ют €дро, общечеловеческое содержание морали.

—облюдение нор и требований морали не утилитарно дл€ отдельных индивидов, не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Ќравственное поведение отличает бескорыстность, высокогуманна€ мотиваци€. ¬ то же врем€ мораль утилитарна дл€ всего человечества. ќна Ц условие сохранени€ человеческого рода, отражает многовековой опыт человеческого общени€ и фиксирует те требовани€, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. ¬ моральном сознании эти требовани€ станов€тс€ убеждени€ми, внутренними критери€ми оценки личностью собственных и чужих поступков.  ак показывает опыт истории, аморализм приводит в конечном счете как к разрушению личности, так и к деградации всего общества.

‘ункциональна€ общность политики и морали

ћораль и политика как специализирующиес€ на регул€ции поведени€ людей секторы общества имеют как общие черты, так и отличи€. ќбе эти сферы вырастают из единого источника Ц противоречи€ между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективной природой, Ђобреченностьюї жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто человеком без других людей Ц с другой.

ћораль представл€ет собой внутриличностный способ удержани€ человека от опасных дл€ общества искушений, разрешени€ противоречий между индивидом и всей общностью. ѕервоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы Ц род, плем€, могли обойтись без политики, регулиру€ взаимодействие людей и обеспечива€ общественный пор€док с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контрол€, как семь€, община, церковь. ѕреобладание неополитического регулировани€ в обществе предполагало социальное равенство, а следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействи€.

 огда же с усложнением общества и ослаблением традиционных форм социального контрол€ ритуально-нравственные формы регулировани€ поведени€ людей оказались недостаточными, по€вилось государство и особый вид де€тельности по регулированию поведени€ людей с помощью специального аппарата принуждени€, т.е. политика.

“аким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. ѕолитика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хот€ очень часто она далека от выполнени€ этих гуманных задач. ѕолитика возникает вследствие регул€тивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Ќе случайно, отража€ этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. –азделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV Ц начале XVI Ќ. ћакиавелли.

ѕолитика выступает как бы формой объективации, внешнего выражени€ и материализации механизмов нравственного самоконтрол€. “ак, например, характерную дл€ морали функцию угрызени€ совести здесь выполн€ет суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусматривающий определенные санкции за нарушение установленных норм.

–азличи€ между политикой и моралью

Ќесмотр€ на отмеченные и некоторые другие элементы общности, политика имеет принципиальные отличи€ от морали. ќдной из важнейших из них €вл€етс€ конфликтность политики.  ак уже отмечалось, политика представл€ет собой де€тельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применение власти. ћораль же характеризует ординарные, повседневные отношени€ между людьми, частным случаем которых €вл€ютс€ конфликты, обычно не достигающих политической остроты.

Ќепосредственным источником политики €вл€ютс€ экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Ќепосредственным же источником выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. ѕоэтому соперничество моральных и политических мотивов поведени€ Ц это борьба, прежде всего материальных личных интересов и духовных ценностей.

ћногие императивы морали нос€т характер идеалов, с котрыми следует сообразовывать свои действи€, но которые в реальной жизни едва ли кому-нибудь удаетс€ достичь. “ак, например, едва ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповед€ми возлюбил каждого своего ближнего как самого себ€.


ќтступление от морали Ц общераспространенное €вление. Ђ то из вас без греха, первый брось в нее камень!ї - обратилс€ ’ристос к толпе, пытавшейс€ строго судить блудницу, и никто из людей не подн€л руку, посчитав себ€ безгрешным.

¬ отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требовани€ политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказани€.

ѕолитика направлена вовне и целесообразна, то есть, ориентирована на достижение определенных целей, результатов. ћораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. ƒл€ нее важны не столько достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

ћораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик Ц отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. ѕолитика же носит групповой, коллективный характер. ¬ ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. ≈го лична€ ответственность как бы раствор€етс€ в коллективных решени€х и действи€х.

ѕолитика ситуативна. ќриентиру€сь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повли€ть на достижение целей. ћоральные же требовани€ в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки. ¬ажнейшей отличительной особенностью политики €вл€етс€ также опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. ѕолитика, писал ћ. ¬ебер, Ђоперирует при помощи весьма специфичного средства Ц власти, за которой стоит насилиеї[1].

ћораль же в принципе осуждает насилие и опираетс€ главным образом лишь на Ђсанкцииї совести. —обственна€ совесть, особенно, если она не развита, может простить человеку даже преступлени€. ѕолитика же карает не только противников и нарушителей, но и нередко невинных, вызыва€ у людей страх.

 

ќтмеченные выше особенности политики по отношению к морали свидетельствуют об автономности этих сфер жизнеде€тельности и дают основани€ дл€ различных толкований их взаимосв€зи.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1260 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

717 - | 580 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.