Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ возникновени€ и развити€ этической мысли




ќ возникновении этики, как системы нравственных норм, нельз€ говорить в том же смысле, в каком говор€т о возникновении наук или философии вообще. Ётика не создаЄтс€ путЄм теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук Ч она обусловливаетс€ самим фактом общественной жизни. ћораль не возникает в человеческомобществе в определЄнный момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стади€х его развити€. ¬езде и во все времена вол€ человека, живущего в обществе себе подобных, св€зывалась нравственными нормами самого разнообразного содержани€, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. ¬ этом смысле мораль предшествует познанию и часто €вл€етс€ даже могущественным стимулом его развити€: по преимуществу в области морали зарождаетс€ философска€ мысль. ћоральное, сознаваемое сначала как безотчЄтно-должное, требует с течением времени своего обосновани€, как необходимого дл€ достижени€ открывающихс€ разуму целей. ѕри этом моральна€ телеологи€неизбежно приводит к философской онтологии: Ђдолжноеї вы€сн€етс€ при помощи философского познани€ Ђсущегої. Ќесмотр€ на этот приоритет морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознани€, первые исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне €сно обозначившейс€ философской космологии. ≈сли мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после—ократа.

Ќесправедливо совсем отрицать существование философской этики у философов досократовского периода. ќна несомненно существовала у пифагорейцев, у √ераклита и ƒемокрита, если не в виде законченной системы, то как р€д обобщений, наход€щихс€ в логической св€зи с их метафизическими воззрени€ми. ¬ их взгл€дах впервые обнаруживаютс€ те общие этические принципы, которые были положены в основание теорий позднейших моралистов.

Ј ¬ моральной традиции древнейшего периода греческой мысли существовали два противоположных понимани€ добродетели Ч арете (др.-греч. Ἀρετή): героический идеал неимоверного самоутверждени€, разрушение вс€ческих границ и пределов личности, этот идеал нашел отражение в геро€х эпоса √омера Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї, и идеал воплощенный в начертанных на дельфийском храме словах Ђμηδεν αγανї ЂЌичего сверх мерыї. ѕринципы умеренности отстаивали семь мудрецов.

Ј ѕифагорейцы, в согласии со своей метафизикой чисел, ставили такими принципами гармонию, пор€док и меру. Ќа них основывали они как физическое, так и моральное устройство вселенной. —оответственно этому зло признавалось отсутствием меры, пороки Ч нарушением душевной симметрии. √ераклита следует признать родоначальником этическогоуниверсализма. ѕо справедливому мнению Ћассал€, вс€ этика √ераклита выражаетс€ в одной формуле: Ђпреданность всеобщемуї. Ѕыть нравственным Ч значит, дл€ √ераклита, быть причастным единому вселенскому разуму. Ќравственно-должное заключаетс€ в исполнении общего закона. ¬сЄ индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.

Ј  сенофан, отмеча€ приписывание богам различных злонамеренных де€ний в произведени€х √омера и √есиода, отверг саму возможность борьбы и противосто€ни€ между богами и титанами, и между самими богами.

¬ высшей реальности нет места конфликту и насилию, но главенствует справедливость и гармони€.  сенофан также принижает ценности атлетической отваги по сравнению со знанием. ќлимпийска€ победа имеет меньшую ценность чем мудрость философа-поэта, поскольку именно последнее €вл€етс€ вкладом в гражданский мир и эвномию - благоразумное правление.

Ј ¬ воззрени€х ƒемокрита обнаруживаетс€ сродство материализма с эвдемонизмом. ¬ысшим благом, по мнению ƒемокрита, €вл€етс€ счастье. Ќо истинное и прочное счастье даЄтс€ только духовными радост€ми. Ёто мнение даЄт основание видеть в ƒемокрите провозвестника позднейшего эпикурейства.

Ј ƒе€тельность софистов дала отрицательные результаты дл€ развити€ этики. ¬ыставл€€ своим девизом условность исубъективизм в сфере познани€ и практики, софисты отвергли основные этические принципы безусловно-должного или ценного и превратили нравственное в пригодное или желательное дл€ тех или иных условных целей. ¬ лучшем случае, мораль их принимала характер тривиального благонрави€, как, например, в известной аллегории ѕродика Ђ√еркулес на распутьеї.

Ќравственное поведение дл€ софистов Ч это способность личности жить в обществе, среди людей, устанавливать с ними взаимоотношени€ в рамках нравственных норм, прин€тых в данном обществе.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1037 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

526 - | 478 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.