1. 1. Природа в философском понимании – это:
а) совокупность естественных условий существования
человека и общества;
б) независимая от человека и общества материальная реальность;
в) материальная реальность, подчиненная естественным, независимым от сознания и воли человека законам, включая природное в самом человеке;
г) материальная реальность, обладающая указанными выше атрибутами.
2. 2. В качестве основных типов отношений человека к природе можно выделить следующие:
а) мифологический;
б) религиозный;
в эстетический;
г) практически преобразующий;
д) познавательный;
е) аксиологический;
ж) практически охранительный;
з) потребительский;
и) оккультно-магический.
3. Осмысление бытия природы имело доминирующе значение в таких философских течениях и школах, как:
а) буддизм;
б) легизм;
в) эпикуреизм;
г) стоицизм;
д) натурфилософия;
е) космизм;
ж) креационизм;
з) позитивизм;
и) экзистенциализм;
к) структурализм.
4. В общественном сознании Нового времен доминировали представления:
а) природа — это целостный Космос, законам которого
должно подчиняться общество и отдельные люди;
б) природа — это источник низменного и греховного в
человеке;
в) природа -- это неиссякаемый источник естествен-
ных благ и ресурсов;
г) природа — это объект приложения познавательной
и преобразующей активности человека.
5. В научном познании природы в Новое время доминиру-
ющими философско-методологическими принципам
были:
а) гилозоизм;
б) витализм;
в) пантеизм;
г) механицизм;
д) редукционизм;
е) холлизм;
ж) структурализм;
з) антропный принцип.
Из всех подходов к изучению природы наиболее близ-
кими по своим принципам синергетическомподходу явля ются:
а) метафизический;
б) эклектический;
в) диалектический;
г) качественный;
д) системный;
е) генетический;
ж) исторический.
7. Биосфера — это:
а) совокупность видов живого (флора и фауна);
б) совокупность видов живого {флора и фауна) в един-
стве со средой их обитания;
в) оболочка Земли, структура и энергетика которой oпределяются деятельностью живых организмов.
8. Наиболее оправданной практической стратегией использования коэволюционного принципа во взаимо-
действии общества и природы являются:
а) полное согласование основных законов развития
природы и общества путем направленных усилий
стороны общества по самоограничению;
б) стимулирование обществом синергетических механизмов его самоорганизации;
в) ориентация на ограничение действия антропоген-
ных факторов, подрывающих условия существования природных систем.