В одну и ту же реку нельзя войти
дважды.
Гераклит
Если в центре внимания эмпиризма и материализма, рассмотренных во II главе, стоит научное познание материи, а идеализм, которому посвящена III глава, вращается вокруг идеи, то философы, к которым мы теперь переходим, пытаются объяснить совокупную действительность с помощью понятия жизни. Но это не единственная их характерная черта. От эмпириков и идеалистов их отличает главным образом стремление взорвать рамки философии Нового времени (1600-1900), особенно кантианства. Как от механицизма, так и от идеализма они дистанцируются принципиально. При этом, как бы они ни отличались друг от друга, их объединяют следующие пункты.
1) Все они абсолютные актуалисты. Для них существует лишь движение, развитие, жизнь. А бытие, материю и т.п., если они вообще признают, то лишь как отходы движения. Высказывание Бергсона «в становлении имеется больше, чем в бытии» выражает общую для них всех точку зрения. 2) Их понимание действительности - органическое. Для них биология столь же определяющая наука, как физика для представителей естественнонаучного материализма. У некоторых сторонников философии жизни, особенно в школе Дильтея, важную роль играет также история. Во всяком случае, для них всех мир представляется не как машина, а как движущаяся жизнь. 3) На основе такой биологической ориентации представители философии жизни разрабатывают собственное наукоучение. Они все без исключения иррационалисты и решительные эмпирики. Понятия, априорные законы, логические выводы для них прямо-таки нечто отталкивающее. В качестве подлинно философского метода они ни в коем случае не допускают рациональный метод, но лишь интуицию, практику, жизненное понимание истории. 4) При всем этом они, как правило, не субъективисты, но признают существование объективной реальности, трансцендирующей субъект. Трансцендентальный или абсолютный идеализм они, безусловно, отвергают. 5) Наконец, у большей части этих философов заметна явная склонность к плюрализму и персонализму. Эта склонность не всегда согласуется с основным учением о развитии жизни, но, может быть, она объясняется как реакция на материалистический или идеалистический монизм. Именно в этом направлении сказалось наибольшее влияние данного движения.
Можно выделить четыре различных школы философии жизни: философия жизненного порыва Бергсона, американский и английский прагматизм, идущий от Дильтея историцизм и немецкая философия жизни. По техническим причинам нам придется рассмотреть две последние школы в одном параграфе, а Бергсона и бергсонианцев мы рассмотрим по отдельности. Так что наше изложение философии жизни делится на три раздела: § 11. Бергсон, § 12. Прагматизм и бергсонианство, § 13. Немецкая философия жизни и историцизм.