Дисциплина «Философия» входит в базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла.
Изучение дисциплины предполагает наличие элементарных знаний по обществознанию и истории, полученных в рамках среднего образования, а так же знаний, навыков и умений, полученных и сформированных в рамках освоения следующих компетенций:
‑ ОК 2 (способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции) в части: знать главные закономерности мирового исторического процесса и уметь выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
‑ ОК 5 (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия) в части: знать принципы построения грамотной устной и письменной речи, уметь осуществлять речевое общение в письменной и устной форме в социокультурной и научно-практической сферах, владеть способностью к коммуникации в профессиональной сфере.
Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины «Философия» являются частью теоретических и методологических оснований для изучения следующих дисциплин:
‑ ОК 1 – «Культурология»;
‑ ОК 6 – «Культурология», «Психология и педагогика», «Правоведение»;
‑ ОК 7 – «Психология и педагогика», «История и методология физики».
Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества
академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную
работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетные единицы (ЗЕ), 144 академических часа.
3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | |
Аудиторная работа (всего): | |
в т. числе: | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные работы | ‑ |
Внеаудиторная работа (всего): | ‑ |
В том числе индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: | |
Курсовое проектирование | ‑ |
Творческая работа (реферат, проект) | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет/экзамен) | Экзамен 36 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
(в академических часах)
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость (час.) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | практические занятия | ||||
1. | Философия, ее предмет и место в культуре | опрос, дискуссия | ||||
2. | Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. | опрос, проблемная ситуация | ||||
3. | Онтология | опрос, проблемная ситуация | ||||
Гносеология | опрос, проблемная ситуация | |||||
5. | Философия и методология науки | опрос, дискуссия | ||||
6. | Философская антропология | опрос, дискуссия | ||||
7. | Аксиология | опрос, | ||||
8. | Социальная философия и философия истории | опрос, дискуссия |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Философия, ее предмет и место в культуре | ||
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | Философия, ее предмет и место в культуре | Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Предмет философии. Специфика и содержание философских проблем. Отологический и гносеологический аспекты основного вопроса философии. Проблема генезиса философии. Монофакторные (гносеогенная, мифогенная) и полифакторные концепции происхождения философии. Культурно-исторические предпосылки возникновения философской теоретической мысли. Формирование восточного и западного стилей философствования. Критерии периодизации истории философии. Основные историко-философские периоды. Разделы теоретической философии. Функции философии. Философия и мировоззрение. Структура, уровни и исторические типы мировоззрения. |
Темы практических занятий | ||
1.1 | Философия, ее предмет и место в культуре | 1. Подходы к определению сущности философии. 2. Предмет философии. Специфика и основные аспекты философского знания. 3. Функции философии. 4. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. |
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. | ||
Содержание лекционного курса | ||
2.1. | Философия Древнего Востока | Взаимосвязь мифологии и предфилософии на Древнем Востоке. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, дуалистическое понимание реальности, экологизм, альтруизм и внеиндивидуализм. Проблема реальности материального мира (веданта и чарвака-локаята). Основные философские школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Особенности древнекитайской философии: натурализм, традиционализм, практицизм, приоритет социально-этической проблематики. Основные школы древнекитайской философии: инь и янь, школа имен, моизм, легизм, даосизм, конфуцианство. |
2.2 | Античная философия | Особенности античной философии (космоцентризм, универсализм, недифференцированность начального философского знания и последующий энциклопедизм) и этапы ее развития. Космологический период древнегреческой философии: постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, Гераклит, элейская школа, пифагорейская школа, Демокрит). Антропологический период древнегреческой философии: изменение представлений о сути, предназначении и цели философии (школа софистов, Сократ, сократические школы). Классический период философии античности: открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон); оформление систематических философских теории (энциклопедическая система Аристотеля). Эллино-римский период: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, эклектицизм, неоплатонизм. Значение античной философии в становлении философии и в историко-культурном развитии человечества. |
2.3 | Средневековая философия | Особенности средневекового способа философствования (связь с монотеистической религией, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, христианский персонализм) и периодизация средневековой философии. Патристика (апологетика, классическая патристика, поздняя патристика): Тертуллиан, Климент Александрийский, Аврелий Августин. Схоластика: Северин Боэций, Иоанн Скотт Эриугена, Пьер Абеляр, Фома Аквинский. Основные проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода воли, теодицея, доказательства бытия Бога, соотношение религии и философии (разума и веры в познании), соотношение сущности и существования, сущности и существования универсалий (реализм, номинализм и концептуализм). |
2.4 | Философия эпохи Возрождения | Особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения (секуляризм, антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, натурфилософская ориентация). Основные направления философии Возрождения: натурфилософия (Коперник, Галилей, Дж. Бруно, Н. Кузанский), гуманизм (Данте, Петрарка, Эразм Роттердамский, Пико дела Мирандола), мистицизм (Яков Бёме). Социально-политические концепции эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла. Реформация в культуре Возрождения (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер). |
2.5 | Философия Нового времени | Научная революция ХУП века и ее влияние на способ постановки и рассмотрения основных философских проблем. Особенности философии Нового времени: наукообразность и специфический энциклопедизм, приоритет гносеологии и методологии, связь гносеологии и онтологии. Проблема источника достоверного знания и универсального метода: эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм) и рационализм (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц). Рационалистические версии онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Основные проблемы философии эпохи Просвещения: природа как объект познания (материализм, предэволюционизм, механицизм, фатализм), человек (идея суверенной личности, теории воспитания), общество (концепции общественного договора и гражданского общества), сущность и смысл истории (проблемы науки, техники и цивилизации). Специфика и значение просветительского рационализма. |
2.6 | Немецкая классическая философия | Классический этап философии Нового времени: особенности (методологическая новационность, ориентация на обновление философии, последовательное развитие диалектического мировоззрения и методологии) и основные проблемы (целостность и структурированность бытия, его познаваемость, принципы развития, соотношение бытия и мышления, связь сознания и познания, границы познания, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности). Философское учение Канта: критицизм, априоризм, трансцендентализм и агностицизм, этический ригоризм. Философия Гегеля: принципы системы (историзм, мышление в понятиях, панлогизм, универсализм), соотношение системы и метода, особенности версии диалектики (законы и категории), философия духа и философия истории. Учение Фейербаха: концепция происхождения религии и антропологический материализм. Учение Маркса: диалектический и исторический материализм, принципы единства научности и партийности, гуманизма и революционности, практика как цель познания и критерий истины. |
2.7 | Современная европейская философия | Особенности философии конца XIX – XX вв.: изменение способа постановки традиционных проблем философии, методологический плюрализм, критика классических схем философствования, смена познавательных и ценностных ориентиров. Основные проблемы современной европейской философии: сущность бытия и сущность человека, методологические альтернативы, смысл истории, наука и техника в современном обществе и культуре. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии: позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер), феноменология Э. Гуссерль), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап) и постпозитивизм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд). «Антисциентизм»: неокантианство (В. Виндельбанд), иррационализм (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер) и персонализм (Ж. Лакруа). Коммуникативизм и диалогизм: герменевтика (В. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер) и постмодернизм (Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт). |
2.8 | Русская философия | Особенности русской философии: несистематичность и критическое отношение к европейскому рационализму, гносеологический реализм, религиозность, морализм. Основные периоды развития русской философской мысли: формирование самобытной русской философской проблематики в IХ-ХШ вв. (Иларион, Кирилл Туровский); становление национального самосознания и русского типа мудрствования в ХIУ-ХУП вв. (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Андрей Курбский); возникновение русской философии в ХУШ – первой половине XIX в. (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев). Проблема самобытности России и ее исторического предназначения: западники и славянофилы. Материалистические учения русской философии: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. Основные направления русской религиозно-идеалистической философии (К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П А. Флоренский). Русский космизм как философское направление: Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский. Марксизм в России. Послереволюционная философия русского зарубежья. Философия советского периода. Проблема Запада – Востока – России в науке и философии: культурный диалог, преемственность и самобытность, проблема духовности. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли. |
Темы практических занятий | ||
2.1. | Философия Древнего Востока | 1. Особенности восточной философской традиции. 2. Основные проблемы и направления древнеиндийской философии. 3. Основные проблемы и направления древнекитайской философии. |
2.2 | Античная философия | 1. Космологический период. 2. Антропологический период. 3. Классический (систематический) период. 4. Эллино-римский период. |
2.3 | Средневековая философия | 1. Особенности средневековой культуры, мировоззрения и философии. 2. Патристика. 3. Схоластика. |
2.4 | Философия эпохи Возрождения | 1. Особенности культуры, мировоззрения и философии эпохи Возрождения. 2. Гуманистические концепции. 3. Натурфилософские концепции. 4. Идеи реформации. |
2.5 | Философия Нового времени | 1. Основные проблемы философии и науки Нового времени. 2. Рационалистические концепции. 3. Эмпиризм и сенсуализм. 4. Философские идеи Просвещения. |
2.6 | Немецкая классическая философия | 1. Принципы и основные категории философской системы Канта. 2. Система и метод в учении Гегеля. 3. Антропологический материализм Фейербаха. 4. Основные идеи учения Маркса. |
2.7 | Современная европейская философия | 1. Особенности европейской философии конца XIX – XX вв. 2. Сциентистские концепции. 3. Антисциентистские концепции. 4. Коммуникативизм и диалогизм. |
2.8 | Русская философия | 1. Особенности отечественной философской традиции и критерии периодизации русской философии. 2. Философские аспекты дискуссии славянофилов и западников. 3. Основные направления русской философии конца XIX – XX вв. |
Онтология | ||
Содержание лекционного курса | ||
3.1. | Основные категории философской онтологии | Бытие как философская категория. Бытие, небытие, ничто. Формы и уровни бытия. Концепции бытия: монистическая, дуалистическая, плюралистическая. Понятие материи: формирование понятия и изменение его содержания в истории философии, гносеологический (соотношение материи и духа) и онтологический (материя как субстанция) аспекты понятия. Способ и формы существования материи, ее атрибуты и структурные уровни. Пространство и время: основные подходы к пониманию (материализм и идеализм, субстанциализм и релятивизм), сущность и свойства. Самоорганизация и системность: понятия системы, элемента и структуры, уровни структурной организации, типы систем, соотношение формы и содержания. Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности и взаимосвязи. Понятия закона, закономерности, причинно-следственной связи, необходимости и случайности. Непричинные виды обусловливания. Виды законов: статистические и динамические, причинные и непричинные, частные, общие и всеобщие. Возможность, действительность и вероятность. Версии детерминизма в истории философии и науки. Идея развития и ее исторические изменения. Изменение, движение, развитие. Диалектическое и метафизическое понимание сущности развития. История метафизического метода (догматика, эклектика, классическая метафизика). Исторические формы диалектики и теоретические модели развития: классическая диалектика, градуализм и эволюционизм, эмерджентизм, натурализм, антропологизм, равновесно-интеграционная концепция, теория конфликта, диалектико-материалистическая концепция. Категории, принципы и законы развития. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Мифологическая, религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира: креационизм и его версии. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Становление и развитие научной картины мира. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии. |
3.2 | Сознание и онтологический статус идеального | Концепции сознания. Структура сознания (телесно-перцептивная, логико-понятийная, эмоциональная и ценностно-смысловая составляющие сознания) и его уровни (надсознательный, собственно сознательный и бессознательный). Источники сознания: внешний мир, социокультурная среда, индивидуальная духовная реальность и материальный субстрат. Сознание и самосознание, структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль), самосознание и личность. Сознание и бессознательное, их соотношение и взаимодействие. Сознание и мышление. Проблема идеального в философии: основные подходы. |
Темы практических занятий | ||
3.1 | Основные категории философской онтологии | 1. Бытие как философская категория. Формы и уровни бытия. Основные концепции бытия. 2. Материя: онтологический и гносеологический аспекты понятия. Способ и формы существования материи. Пространство и время. 3. Закон, закономерность, причинно-следственная связь. Виды законов. Версии детерминизма в истории философии и науки. 4. Проблема развития в философии: основные подходы и теоретические модели развития. |
3.2 | Сознание и онтологический статус идеального | 1. Концепции сознания. 2. Структура сознания, его уровни и источники. Сознание и самосознание. Сознание и мышление. 3. Проблема идеального в философии: основные подходы. |
Гносеология | ||
Содержание лекционного курса | ||
4.1. | Познание как предмет философского анализа | Гносеологический аспект основного вопроса философии: агностицизм и гносеологический реализм. Знание и его виды. Понимание и объяснение. Знание и вера, знание и мнение. Проблема истинности знания: понятие истины, ее аспекты (бытийственный, аксиологический и праксеологический) и критерии. Основные концепции истины (корреспондентная, когерентная, прагматическая, праксиологическая). Формы истины по характеру отображаемого объекта (предметная, экзистенциальная, концептуальная и операциональная), по видам предметной деятельности (научная, обыденная, нравственная и т. п.), по степени полноты отображения объекта (абсолютная и относительная). Проблема отграничения истины от заблуждения. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека: чувственное познание, абстрактное мышление и интуиция. Чувственный и рациональный этапы познания, их особенности и формы. Познание и творчество. Познание и практика: формы практики, её гносеологические аспекты и функции, праксеологические функции познания. Познавательное и ценностное, роль ценностей и оценок в познании. Логика как наука о принципах правильного мышления. Законы формальной логики. Аналогия и гипотеза как формы познания. Доказательство, опровержение и аргументация. Спор, полемика, дискуссия. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. |
4.2 | Научное познание | Наука как специфический способ духовно-практического освоения действительности: особенности, фундаментальные принципы и генезис научного познания. Научные революции (становление классического естествознания, переход к дисциплинарно ориентированной науке, становление неклассического естествознания, рождение постнеклассической науки) и типы научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический). Аспекты бытия науки: производство нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Структура, приёмы и методы эмпирического исследования. Структура, приёмы и методы теоретического исследования. Классификация научных методов (универсальные, общие и частные методы). Эвристические исследовательские методы и их значение. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки. Специфика социального познания. Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). |
Темы практических занятий | ||
4.1 | Познание как предмет философского анализа | 1. Чувственный и рациональный этапы познания, их особенности и формы. 2. Проблема истинности знания. Основные концепции истины. 3. Вненаучные формы познания. |
4.2 | Научное познание | 1. Особенности, фундаментальные принципы и генезис научного знания. 2. Научные революции и типы научной рациональности. 3. Методы эмпирического и теоретического исследования. Классификация научных методов. 4. Специфика философских методов и методологий. |
Философия и методология науки | ||
Содержание лекционного курса | ||
5.1 | Философия и методология науки | Наука как предмет философского анализа: эволюция подходов и философские концепции науки (концепция «положительного знания» классического позитивизма, фальсификационизм К. Поппера, концепция исследовательских программ И. Лакатоса, «нормальная наука» Т. Куна, «эпистемологический анархизм» П. Фейрабенда, концепция неявного знания М. Полани). Общенаучные проблемы и их трансформация в процессе развития научного познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности, ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; свободы научного поиска и социальной ответственности ученого. Техника как предмет философского анализа: сущность, аспекты существования, цель и функции, этапы и закономерности исторического развития техники. Проблема соотношения техники и науки: основные подходы. Специфика технического знания. Фундаментальные и прикладные технические науки. Структура технической теории, ее формирование, развитие и функционирование. Соотношение философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, П. К. Энгельмейер) и философии науки. Концепции технологического детерминизма и антитехницизма. Специфика инженерной деятельности и основные этапы ее развития. Современные этап развития инженерной деятельности и проектирования и необходимость социальной оценки техники. |
Темы практических занятий | ||
5.1 | Философия и методология науки | 1. Философские концепции науки. 2. Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки. 3. Техника: сущность, аспекты существования, цель и функции, этапы и закономерности развития. 4. Особенности и проблемы современного этапа развития техники. Новые информационные технологии. Виртуальная реальность. Феномен Интернет. |
Философская антропология | ||
Содержание лекционного курса | ||
6.1 | Философская антропология | Проблема человека в историко-философском контексте. Биологическая и социальная составляющие сущности человека и проблема их соотношения (биологизаторский, социологизаторский и интегративный подходы). Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика и основные характеристики человеческого существования и деятельности. Проблемы жизни, смерти, бессмертия, судьбы и смысла жизни в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Человек в системе социальных связей: динамика социального и индивидуального. Эволюция представлений о свободе. Негативная и позитивная свобода; свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Роль культуры в социализации личности. Стратегии личностного становления: индивидуализм и конформизм. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в информационной цивилизации. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. |
Темы практических занятий | ||
6.1 | Философская антропология | 1. Проблема человека в истории философии. 2. Соотношение биологического и социального в человеке. Проблема антропосоциогенеза. 3. Основные характеристики и проблемы человеческого существования. 4. Человек в системе социальных связей: динамика социального и индивидуального. Человек, индивид, личность. |
Аксиология | ||
Содержание лекционного курса | ||
7.1 | Аксиология | Ценности, их природа и принципы классификации. Философские аспекты ценностной эволюции. Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Нравственные ценности: формирование, иерархия и проблема обновления. Ценностная характеристика добра и зла. Соотношение общечеловеческого и личностного в морали. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Познавательные ценности: специфика и историческая эволюция. Нормы и идеалы научного знания. Этические и эстетические аспекты научной деятельности и научных теорий. |
Темы практических занятий | ||
7.1 | Аксиология | 1. Ценности: понятие, природа и принципы классификации. 2. Моральные и нравственные ценности. 3. Эстетические ценности. 4. Познавательные ценности. |
Социальная философия и философия истории | ||
Содержание лекционного курса | ||
8.1. | Социальная философия | Эволюция философских представлений об обществе. Теоретические модели общества (объективистская, волюнтаристская, антрополого-феноменологическая и реляционная). Общество как саморазвивающаяся система: характерные черты и признаки системности. Основные функции социальной системы. Структура общества и критерии классификации его компонентного состава. Сферы бытия общества. Экономическое бытие общества: материальное производство, технологический и экономический способы производства, структура производственных отношений. Политическое бытие общества: концепции происхождения и функций государства. Духовное бытие общества: формы общественного сознания как формы духовно-практического освоения социальной действительности и окружающего мира. Проблема характера и закономерностей социального развития. Типы социальной динамики (циклический, линейный и спиралевидный). Формационная и цивилизационная концепции развития. |
8.2 | Философия истории и философские модели будущего | Проблема смысла и направленности истории. Версии типологизации исторического процесса: циклические, линейные (финалистические и нефиналистические), витальные и структуралистские. Проблема социального прогресса. Субъекты социального развития. Личность в истории. Культура и цивилизация: сущность, функции, соотношение, критерии типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблема кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Прогнозы и теоретические модели Римского клуба. Перспективы ноосферной цивилизации Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума. |
Темы практических занятий | ||
8.1 | Социальная философия | 1. Теоретические модели общества. 2. Системный и структурный аспекты анализа общества. Сферы бытия общества. 3. Проблема смысла и направленности истории. Версии типологии исторического процесса. 4. Культура и цивилизация: сущность, функции, соотношение, критерии типологии. |
8.2 | Философия истории и философские модели будущего. | 1. Особенности и противоречия современной цивилизации. 2. Глобальные проблемы: признаки, факторы возникновения, принципы классификации. 3. Перспективы человечества и сценарии будущего. |