Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общая характеристика досократовской философии




 

Досократовская философия объединяет несколько школ и несколько десятков мыслителей, живших с середины VII до середины V века до н.э. Центральным объектом этой философии выступала природа, космос, что видно уже хотя бы по тому, что большинство своих произведений философы называли одинаково – «О природе». Поэтому в то время их нередко называли физиками или физиологами, т.е. знатоками природы (от греч. слова physis -- природа). Природа выступала в это время, прежде всего, как нечто упорядоченное, гармоничное, т.е. как космос (отсюда и смысл слова «косметика» -- наводить порядок на лице), а образцом порядка и гармонии считалось равномерное движение звезд и планет. Таким образом, центральным принципом досократовской философии (а по мнению некоторых исследователей – и всей античной философии) считается космоцентризм, утверждающий, что космос, природа есть и главный предмет философии, и высшая реальность, и образец гармонии и порядка, которому призван подражать человек в своей индивидуальной и общественной жизни.

Для досократической философии характерно, однако, не только внимание к природе, но также и к проблемам нравственности, интерес к человеческой душе, социально-политической проблематике. Досократики выступали одновременно и как философы, и как ученые – многие из них прославились научными открытиями в математике и естествознании. В то время наука и философия не были еще разделены, составляли единый комплекс знаний, и только к концу досократического периода философия начинает осознавать свою инаковость, нетождественность с наукой.

На протяжении этого периода происходит радикальная трансформация мышления – переход от чувственно-образного мифологического мышления к мышлению абстрактно-понятийному, собственно философскому. Если в конце VII века мыслители опирались почти всецело на образный язык мифологии, то к середине V века до нашей эры формируется уже развитый философский категориально-понятийный аппарат, появляются зачатки отдельных философских дисциплин, да и сама философия отпочковывается от наук, прежде всего, от математических и естественных.

Основной проблемой досократической философии следует признать вопрос о первоначале, первооснове мира – откуда возникают вещи, куда они потом уходят, в чем коренится единство природы, что было в начале всего – именно с этих вопросов начала свой путь древнегреческая философия, наследниками которой мы и являемся. Причем уже здесь проявилось своеобразие греческой мысли, её индивидуалистический характер: если на Востоке философы единодушно признавали первоначалом вещей что-то одно – в Индии это был Брахман, в Китае – Небо, то в Греции царил принципиальный плюрализм – каждый мыслитель стремился обосновать свое собственное, оригинальное видение решения этого вопроса. Не отсюда ли произрастает западноевропейский индивидуализм, проявляющийся особенно ярко сегодня – в уважении инакомыслия, интересе к различным культурным традициям и формам знания?

Далее мы рассмотрим, как решалась проблема первоначала отдельными мыслителями, стараясь также осветить их мнения и по другим вопросам, представить обзор, общую панораму досократической мысли.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5022 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2245 - | 2090 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.