Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёмпиризм и рационализм в философии Ќового времени




¬ центре внимани€ философов 17 века находились две основные проблемы. ÷ентральной проблемой философии этого времени стала проблема познани€, котора€ распадалась на несколько аспектов: какой метод познани€ наиболее эффективен, каков главный критерий истинности, каков основной источник наших знаний, наконец, какую науку следует считать образцом точности и достоверности.

¬ это врем€ философы разделились на два лагер€: поклонники математики и разума составили когорту рационалистов во главе с –ене ƒекартом, а те, кто возвеличивали физику, механику и опыт, стали именоватьс€ эмпириками. ƒуховным отцом последних прин€то считать ‘рэнсиса Ѕэкона.

„тобы рельефно показать различи€ между представител€ми двух течений, построим сравнительную таблицу:

“аблица є 1

  Ёмпиризм (сенсуализм)   –ационализм
1) ѕредставители ‘. Ѕэкон; ƒж. Ћокк; “. √оббс; Ё.  ондиль€к –. ƒекарт, Ѕ. —пиноза, √.-¬. Ћейбниц
2) ќбразцова€ Ќаука ‘изика (механика) ћатематика
3) »сточники «нани€ ƒанные органов чувств и внутреннего опыта ƒанные чувств и идеи разума (врожденные идеи)
4)  ритерий »стины ќпыт. ¬ том знании, что не провер€етс€ опытом, не может быть уверенности в его истинности »нтеллектуальна€ интуици€ (=естественный свет разума, самоочевидность)
5) –оль чувств в познании „увства (опыт) поставл€ют все содержание знани€ „увства дают знание, но оно не самое важное и может быть неверным (иллюзорным), чувства могут нас обманывать
6) –оль разума в познании –азум Ц это Ђtabula rasaї (пуста€ доска). –азум комбинирует, систематизирует данные опыта, не прибавл€€ ничего нового –азум Ц творит, €вл€етс€ источником нового знани€, в нем содержатс€ врожденные идеи, которые нельз€ почерпнуть из опыта (напр., иде€ бесконечности, Ѕога и т.п.)
7) ќсновной метод познани€ и метод построени€ научной системы »ндукци€ Ц обобщение опыта, переход от единичных фактов к общим выводам ƒедукци€ Ц вывод частных следствий из интуитивно €сных общих положений

 

ƒругой главной проблемой философии 17 века стала проблема субстанции, то есть вопрос о первооснове мира. —убстанци€ Ц это первооснова вещей, то, что существует само по себе, безотносительно к чему-то другому, независимо от всего другого.

“е, кто признают одну и только одну субстанцию, называютс€ монистами. «абега€ вперед, скажем, что такова, в частности, позици€ —пинозы. ‘илософы, утверждающие, что субстанций две, получили им€ дуалистов. “акова, например, точка зрени€ ƒекарта. Ќаконец, сторонники идеи множества субстанций получили название плюралистов. “акого мнени€ придерживалс€ Ћейбниц.

ќсновоположником рационализма был французский философ –ене ƒекарт (1596 Ц 1650), носивший также латинизированное им€  артезий. ƒекарт был не только философом, но и крупнейшим учЄным своего времени. ƒекарта можно считать основоположником современных алгебраических обозначений, он стал зачинателем аналитической геометрии (декартовы координаты на плоскости), дал пон€ти€ переменной величины и функции.

ѕродолжателем рационалистической традиции после ƒекарта стал голландский мыслитель, еврей по национальности Ѕенедикт —пиноза (1632-1677). ¬ отличие от ƒекарта, в вопросе о субстанции —пиноза был монистом. — его точки зрени€, в основании мира находитс€ едина€ субстанци€, обладающа€ двум€ атрибутами Ц прот€жЄнностью и мышлением. Ёту единую, вечную и бесконечную субстанцию философ отождествл€ет с природой и Ѕогом одновременно.

ќбратимс€ теперь к эмпиризму и взгл€дам его родоначальника Ц английского мыслител€ ‘рэнсиса Ѕэкона (1561-1626). Ѕэкон не оставил в науке такого заметного следа, как ƒекарт или Ћейбниц, но зато он активно занималс€ политикой и государственными делами, в частности, с 1618 по 1621 год Ѕэкон был лордом-канцлером јнглии.

–азвитое знание, с точки зрени€ Ѕэкона, приносит человеку власть над природой. Ѕэкон известен как автор лозунга: Ђ«нание Ц силаї (Knowledge is power), при этом слово Ђpowerї имеет значение не только Ђсилаї, но и Ђвластьї, и Ђмощьї.

Ќо все же главное значение Ѕэкона именно в провозглашении новой эры Ц эры научного знани€, потому его справедливо можно считать и первым сциентистом. Ѕэкон также известен как автор первой технократической утопии Ц ЂЌова€ јтлантидаї (1623-24).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4726 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

696 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.