Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 2. Теория познания и учение о морали И. Канта




 

Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии.

Философское творчество Канта распадается на два этапа, водораздел между которыми проходит через 1781 г. – год выхода первой «Критики». Поэтому все сочинения Канта, написанные ранее этого времени, относят к его «докритической философии», написанные после 1781 г. – соответственно, к «критическому периоду творчества».

Несколько огрубляя суть дела, можно сказать, что «докритический» Кант был приверженцем естественнонаучного материализма, тогда как «критическая философия» Канта тяготеет к субъективному идеализму.

К числу основных достижений докритической философии Канта следует, прежде всего, отнести космогоническую гипотезу, изложенную в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Новаторство Канта состояло в том, что он отказался от идеи «первотолчка», признав, что движение есть неотъемлемое, атрибутивное свойство материи, хотя всё же от идеи Бога он не отказался, последний выступает у Канта в качестве творца материи.

Критическая философия Канта является одним из величайших достижений мировой философии. По убеждению Канта, философия как наука о последних (высших) целях человеческого разума должна дать ответ на четыре основных вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

На первый из четырёх вопросов призвана была ответить гносеология Канта, выраженная в «Критике чистого разума» (1781). Эта работа очень богата по содержанию и сложна для понимания, поэтому остановимся лишь на её основных идеях:

1. Задача теории познания состоит в определении и оценке источников, принципов и границ научного познания. Кант хочет провести критическую ревизию самого разума, очистить его от всего, что привносит в разум опыт, и на этой расчищенной почве построить здание новой «метафизики».

2. Априоризм[от лат. а priori -- из предшествующего]: индивид располагает определёнными, сложившимися до него, доопытными формами познания. Таковы, в частности, пространство и время как априорные формы чувственности, а также 12 категорий рассудка, к которым относятся понятия «количества», «качества», «отношения», «возможности» и др.

Отсюда следуют далеко идущие субъективно-идеалистические выводы: отрицание объективности пространства и времени, признание конструктивно-проективного характера познания («рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей»).

3. «Вещь в себе» и «явления». Всё существующее Кант разделяет на два мира: мир «вещей в себе» и мир явлений. Отношение между ними мыслится как отношение причины и следствия: «вещи в себе» выступают источником, детерминирующей подосновой явлений. Однако явления не имеют ничего общего с «вещами в себе»: познание явлений не даёт даже частичной информации о «вещах в себе», поскольку последние существуют вне времени и пространства, в то время как познание совершается в пространстве и времени. В итоге Кант приходит к агностицизму: явления не существуют сами по себе, вне процесса познания, а о том, что существует объективно, само по себе, вне нашего сознания, а таковы как раз «вещи в себе», мы ничего знать не можем.

Таким образом, человек, по мнению Канта, может знать лишь явления, тогда как истинная сущность мира, мир сам по себе мы знать не можем и никогда не сможем.

Вторая часть учения Канта, получившая выражение в «Критике практического разума» (1788), а также в работах «Метафизика нравов» (1797), «Основы метафизики нравственности» (1785) и др., была призвана ответить на вопрос: «Что я должен делать?». Речь идёт об этическом учении Канта, или о его философии морали. Очертим наиболее значимые морально-этические идеи Канта:

1. Идея автономии личности образует смысловой центр этики Канта. Автономия -- это самозаконность человеческого поведения. Она распадается на три формы: моральную автономию, утилитарную автономию и гражданскую автономию.

2. Идея свободы. Кант выступает уже в докритический период ярким обличителем рабства и глашатаем свободы: для человека «нет большего несчастья, чем быть отданным во власть такого же существа, [как он сам]» [Кант И. Сочинения. Т. 2, с. 218].

3. Следование долгу выступает высшим мерилом развития нравственности личности, поэтому этику Канта часто называют этикой долга. «Сообразным долгу действие признаётся лишь в том случае, -- разъясняет кантовскую позицию известный неокантианец Эрнест Кассирер, -- если в нём отсутствует всякое соображение выгоды, всякое исчисление наличных или будущих удовольствий, всякая материальная предусмотрительность» Наиболее кратко пафос этики Канта можно выразить его же словами: «Исполнять свой долг бескорыстно» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 2, с. 72]

4. Учение о «категорическом императиве» составляет ядро кантовской философии морали. «Категорический» означает здесь «неукоснительный», «обязательный к исполнению». Наиболее известная формула «категорического императива» гласит: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала общим законом» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 1, с. 260].

Хотя гносеология и этика составляют важнейшие части философской системы Канта, он внёс вклад также в эстетику («Критика способности суждения» (1790)), в философию истории («Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784)), в решение проблем войны и мира («К вечному миру» (1795)), а также в философию религии и философию права. Отметим лишь наиболее важные социально-политические идеи Канта, поскольку именно они сохранили свою актуальность в наибольшей степени:

1. Идея договора о вечном мире как «высшего политического блага».

2. Идея создания всемирной федерации государств, отвергающих войны.

3. Идея верховенства закона, а не людей.

4. Идея примата морали над политикой, включающая в себя положение о том, что публичность, гласность являются важными критериями оценки нравственности политических действий.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Основоположником н.к.ф. является кенигсбергский мыслитель И. Кант, вся жизнь которого была посвящена созданию всеобъемлющей системы критической философии, призванной переосмыслить все, что было создано в философии раньше.

2. В области теории познания Кант был агностиком, он отстаивал тезисы о непознаваемости «вещей в себе», утверждал, что пространство и время есть лишь способы нашего восприятия вещей и лишены объективного существования.

3. Этико-правовое учение Канта отличалось гуманизмом, приверженностью идеалам свободы и социальной справедливости. Кант формулирует основное правило нравственности – «категорический императив», суть которого в требовании взаимности: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3251 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2224 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.