Как мы уже знаем, психика человека — это способ и аппарат построения внутренней картины мира, обеспечивающей взаимодействие человека с миром. В понятие «мир» входят сам чувствующий и мыслящий человек, неодушевленные предметы (вещи), другие люди (общество) и идеи (как плод интеллектуального творчества отдельных людей и общества в целом). В ходе взаимодействия с миром психика порождается и развивается по этим же трем векторам (вещи, люди и идеи).
Разумеется, с миром взаимодействует целостный человек — как индивид, личность и индивидуальность. Об этом уже шла речь в пятой главе и еще будет рассказано в третьей части нашего учебника. Однако для того чтобы более конкретно понять сложные многоуровневые процессы саморегуляции психики, сначала надо проследить их становление на уровне более простых процессов и состояний. Этому посвящена данная глава.
Прежде всего заметим, что каждый психический процесс сам себя регулирует. Например, аффект бурно возникает и сам собой затихает, исчерпав свой энергетический потенциал. Как пожар, который, спалив все, что может гореть, сам и затухает.
Вторым этапом саморегуляции является взаимодействие между каждым из 27-ми уровней-компонентов и двумя соседними, что на рис. 5, стр. 99 показано в форме их пересечения. И лишь на третьем этапе включаются специальные центрально-регуляторные процессы — чувства и непроизвольное внимание (7-й уровень), воля и произвольное внимание (8-й уровень). Высшее регулирование, обеспечивающее социально приемлемое, осуществляет нравственно-ориентированное внимание (9-й уровень).
Нетрудно видеть, что непосредственным регулятором всех процессов 1-6-го уровней выступает внимание. Внимание — это центрально-регуляторный процесс, функцией которого является улучшение протекания того процесса (восприятия, мышления, представления и других), который идет с вниманием. Это легко понять, сравнив такие выражения, как «смотреть, видеть, всматриваться» или «слушать, слышать и выслушивать».
На уровне состояний формируется внимательность или невнимательность. На личностном уровне формируется внимательность сначала как операционально-деловое, а затем как нравственно-психологическое свойство личности. Таким образом, существуя в форме процессов, состояний и свойств личности, внимание продолжает по отношению ко всей психике выполнять роль ее стороны (как это было в протопсихике плода). Такая трактовка сложной проблемы внимания представляется наиболее обоснованной и интегрирующей несколько существующих теорий внимания.
В целях стройности и компактности изложения основные характеристики эмоциональных и волевых процессов изложим совместно с описанием соответствующих простых психологических состояний.