Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ворческое рассказывание




¬озможность развити€ творческой речевой де€тельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей по€вл€етс€ достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. ƒети овладевают сложными формами св€зной речи, словарем. ” них возникает возможность действовать по замыслу. ¬оображение из репродуктивного, механически воспроизвод€щего действительность превращаетс€ в творческое (Ћ. —. ¬ыготский).

Ћ. —. ¬ыготский,  . Ќ.  орнилов, —. Ћ. –убинштейн, ј. ¬. «апорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно св€занный с жизненным опытом ребенка. “ворческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддаетс€ педагогическим воздействи€м.

¬опросы формировани€ детского словесного творчества исследовались ≈. ». “ихеевой, ≈. ј. ‘лериной, ћ. ћ.  ониной, Ћ. ј. ѕеньевской, Ќ. ј. ќрлановой, ќ. —. ”шаковой, Ћ. ћ. ¬орошниной, Ё. ѕ.  оротковой, ј. ≈. Ўибицкой и р€дом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывани€, приемы и последовательность обучени€. “ворческое рассказывание детей рассматриваетс€ как такой вид де€тельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображени€, мышлени€, речи, про€влени€ наблюдательности, волевых усилий, участи€ положительных эмоций.

—ловесное творчество Ц наиболее сложный вид творческой де€тельности ребенка. Ёлемент творчества есть в любом детском рассказе. ѕоэтому термин Ђтворческие рассказыї Ц условное название рассказов, которые дети придумывают сами. ќсобенности творческого рассказывани€ заключаютс€ в том, что ребенок должен самосто€тельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опира€сь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму св€зного повествовани€. “ребуетс€ также умение придумывать зав€зку, ход событи€, кульминацию и разв€зку. Ќе менее сложна€ задача Ц точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. “ворческое рассказывание в какой-то степени родственно насто€щему литературному творчеству. ќт ребенка требуетс€ умение выбрать из имеющихс€ знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

¬ основе словесного творчества, отмечает ќ. —.”шакова (—Ќќ— ј: ”шакова ќ. —. –ечевое воспитание в дошкольном детстве. –азвитие св€зной речи: јвтореферат докт. дисс. Ц ћ., 1996), лежит воспри€тие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержани€ и художественной формы. —ловесное творчество она рассматривает как де€тельность, возникающую под вли€нием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюс€ в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

ќтмечена взаимосв€зь между воспри€тием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развити€ поэтического слуха.

—ловесное творчество детей выражаетс€ в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов Ц новообразований).

ƒл€ методики обучени€ творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формировани€ художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Ќ. ј. ¬етлугина отмечала правомерность распространени€ пон€ти€ Ђтворчествої на де€тельность ребенка, отграничива€ его словом Ђдетскоеї. ¬ формировании детского художественного творчества она выдел€ла три этапа (—Ќќ— ј: ¬етлугина Ќ. ј. ќсновные проблемы художественного творчества детей//’удожественное творчество и ребенок. Ц ћ., 1972.

Ќа первом этапе происходит накопление опыта. –оль педагога заключаетс€ в организации жизненных наблюдений, вли€ющих на детское творчество. –ебенка надо учить образному видению окружающего (воспри€тие приобретает эстетическую окраску). ¬ обогащении воспри€ти€ особую роль играет искусство. ѕроизведени€ искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

¬торой этап Ц собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. ѕроцесс детского творчества не очень развернут во времени. ¬озникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую де€тельность (придумаем рассказ). Ќаличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Ѕольшое значение здесь имеют творческие задани€.

Ќа третьем этапе по€вл€етс€ нова€ продукци€. –ебенок интересуетс€ ее качеством, стремитс€ завершить ее, испытыва€ эстетическое удовольствие. ѕоэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. јнализ нужен и дл€ формировани€ художественного вкуса.

«нание особенностей формировани€ детского словесного творчества дает возможность определить педагогические услови€, необходимые дл€ обучени€ детей творческому рассказыванию.

Ќапомним, что в основе творческого рассказывани€ лежит процесс переработки и комбинировани€ представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном воспри€тии. ≈динственным источником комбинаторной де€тельности воображени€ €вл€етс€ окружающий мир. ѕоэтому творческа€ де€тельность находитс€ в пр€мой зависимости от богатства и разнообрази€ представлений, жизненного опыта, дающих материал дл€ фантазии.

ќдним из условий успеха детей в творческой де€тельности €вл€етс€ посто€нное обогащение опыта детей впечатлени€ми из жизни. Ёта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задани€: экскурсии, наблюдени€ за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. “ак, перед описанием природы используютс€ систематические наблюдени€ за сезонными изменени€ми в природе и чтение литературы с описанием природных €влений.

„тение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знани€ми и представлени€ми о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубл€ет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного €зыка. ѕроизведени€ устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегори€, диалог, повторы, олицетворени€), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и €зыком. ¬се это оказывает вли€ние на словесное творчество детей.

ƒругим важным условием успешного обучени€ творческому рассказыванию прин€то считать обогащение и активизацию словар€. ƒети нуждаютс€ в пополнении и активизации словар€ за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживани€, черты характера действующих лиц. ѕоэтому процесс обогащени€ опыта детей тесным образом св€зан с формированием новых пон€тий, нового словар€ и умением пользоватьс€ имеющимс€ запасом слов.

“ак, наблюда€ зимний пейзаж, дети с помощью воспитател€ дают разнообразные определени€ качеств и состо€ний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искритс€, переливаетс€, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопь€ми.

«атем эти слова используютс€ в рассказах детей (ЂЁто было зимой, в последний мес€ц зимы, в феврале.  огда последний раз выпал снег Ц белый, пушистый Ц и все падал на крыши, на деревь€, на детей, белыми большими хлопь€миї).

“ворческий рассказ Ц продуктивный вид де€тельности, конечным результатом его должен быть св€зный, логически последовательный рассказ. ѕоэтому одно из условий Ц умение детей св€зно рассказывать, владеть структурой св€зного высказывани€, знать композицию повествовани€ и описани€.

Ётим умени€м дети обучаютс€ на предыдущих возрастных этапах, воспроизвод€ литературные тексты, составл€€ описани€ игрушек и картин, придумыва€ по ним рассказы. ќсобенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

≈ще одно условие Ц правильное понимание детьми задани€ Ђпридуматьї, т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но Ђпридумалї (хот€ в опыте других подобный факт мог быть).

“ематика творческих рассказов должна быть св€зана с общими задачами воспитани€ у детей правильного отношени€ к окружающей жизни, воспитани€ уважени€ к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. “ема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображени€ возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. “огда у них по€витс€ желание придумать рассказ или сказку.

“емы дл€ рассказывани€ могут быть с конкретным содержанием: Ђ ак мальчик нашел щенкаї, Ђ ак “ан€ ухаживала за сестренкойї, Ђѕодарок мамеї, Ђ ак ƒед ћороз пришел на елку в детский садї, Ђѕочему девочка плакалаї, Ђ ак  ат€ потер€лась в зоопаркеї.  огда дети научатс€ придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу Ц предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ Ђѕро веселый случайї, Ђѕро страшный случайї по типу Ђ” страха глаза великиї, Ђѕро интересный случайї.

¬ методике развити€ речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описани€ природы. ¬ р€де работ выдел€етс€ сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). „аще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включа€ в него действие, а описание сочетаетс€ с сюжетным действием.

Ќачинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывани€ рассказов реалистического характера (Ђ ак ћиша варежку потер€лї, Ђѕодарки маме к 8 ћартаї). Ќе рекомендуетс€ начинать обучение с придумывани€ сказок, так как особенности этого жанра заключаютс€ в необыкновенных, иногда фантастических ситуаци€х, что может привести к ложному фантазированию.

Ќаиболее сложным заданием €вл€етс€ создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в св€зном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. ƒл€ выражени€ своих переживаний, св€занных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных пон€тий, в большей степени уметь синтезировать.

ѕриемы обучени€ творческому рассказыванию завис€т от умений детей, задач обучени€ и вида рассказа.

¬ старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывани€ детей вместе с воспитателем по вопросам. ѕредлагаетс€ тема, задаютс€ вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. ¬ конце из лучших ответов составл€етс€ рассказ. ѕо существу воспитатель Ђсочин€етї вместе с детьми.

Ќапример, по теме Ђ„то случилось с девочкойї дет€м были предложены такие вопросы: Ђ√де находилась девочка? „то с ней случилось? ѕочему она заплакала?  то ее утешил?ї Ѕыло дано указание Ђпридуматьї рассказ. ≈сли дети затрудн€лись, педагог подсказывал (Ђћожет быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице городаї).

— целью развити€ творческих умений рекомендуетс€ такой прием, как придумывание детьми продолжени€ авторского текста. “ак, после чтени€ и пересказывани€ рассказа Ћ. “олстого Ђ—ел дед пить чайї педагог предлагает продолжить его. ѕоказывает, как можно придумать конец, дава€ свой образец.

¬ подготовительной к школе группе задачи обучени€ творческому рассказыванию усложн€ютс€ (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства св€зи, осознавать структурную организацию текста). »спользуютс€ все виды творческих рассказов, разные приемы обучени€ с постепенным усложнением.

Ќиже рассмотрим особенности использовани€ приемов обучени€ в зависимости от вида рассказа.

 ак и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывани€ реалистических сюжетов. Ќаиболее легким прин€то считать придумывание продолжени€ и завершени€ рассказа. ¬оспитатель дает образец, который содержит зав€зку и определ€ет пути развити€ сюжета. Ќачало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. ≈. ». “ихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставл€ло простор дл€ воображени€ детей и давало возможность дл€ развити€ сюжетной линии в разных направлени€х. ѕриведем пример (—Ќќ— ј: »з исследовани€ Ћ. ј. ѕеньевской).

¬ас€ очень любил гул€ть по лесу, собирать земл€нику, слушать пение птиц. —егодн€ он вышел рано и зашел особенно далеко. ћесто было незнакомое. ƒаже березы и те были какие-то другие Ц толстые, со свисающими ветв€ми. ¬ас€ сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумалс€, как найти дорогу домой. Ќаправо вела еле заметна€ тропинка, но куда она идет, ¬ас€ не знал. ѕр€мо начиналс€ какой-то спуск, а налево был густой лес.  уда идти?

ƒети должны придумать, как ¬ас€ выбралс€ из леса.

¬спомогательные вопросы, по мнению Ћ. ј. ѕеньевской, €вл€ютс€ одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, вли€ющим на св€зность и выразительность речи.

ѕлан в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развити€ сюжета. ƒл€ плана целесообразно использовать 3 Ц 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описани€, что может тормозить самосто€тельность детского замысла.

¬ процессе рассказывани€ вопросы задаютс€ очень осторожно. ћожно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. ћожно подсказать описание геро€, его характеристику или как закончить рассказ.

Ѕолее сложный прием Ц рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Ќапример, воспитатель напоминает, что скоро 8 ћарта. ¬се дети будут поздравл€ть своих мам, дарить им подарки. ƒалее сообщает: Ђ—егодн€ будем учитьс€ придумывать рассказ про то, как “ан€ и —ережа готовили подарок маме к этому дню. –ассказ назовем: Ђѕодарок мамеї. Ћучшие рассказы мы запишемї. ѕедагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. ƒети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествовани€, расположить событи€ в определенной последовательности. ¬ конце такого зан€ти€ можно нарисовать поздравительные открытки дл€ мам.

—истему зан€тий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Ё. ѕ.  ороткова. ќна предлагает серию сюжетов по близкой и доступной дет€м тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного геро€ при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

ѕридумывание рассказа на самосто€тельно выбранную тему Ц самое трудное задание. »спользование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествовани€ и средствах внутритекстовой св€зи, а также умени€ озаглавить свой рассказ. ѕедагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). ѕредлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план (Ђ—начала скажи, как твой рассказ будет называтьс€, и коротко Ц о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. ѕосле этого расскажешь всеї).

ќбучение умению придумывать сказки начинаетс€ с введени€ элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Ќапример, воспитатель дает начало рассказа Ђ—он јндрюшиї: Ђћальчику јндрюше папа подарил велосипед Ђќрленокї. ћалышу он так понравилс€, что даже приснилс€ ночью. ѕриснилось јндрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипедеї.  уда поехал јндрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Ётот образец в виде начала рассказа можно дополнить по€снени€ми: Ђ¬о сне может произойти что-то необыкновенное. јндрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешноеї.

—казки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: Ђ„то случилось в лесу с ежикомї, Ђѕриключени€ волкаї, Ђ¬олк и за€цї. –ебенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных услови€х. Ќо необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. ѕоэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождаетс€ рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

„тение и рассказывание дет€м небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведени€, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Ёто положительно вли€ет на качество детских рассказов и сказок.

ѕример сказки “ани (6 лет 7 мес.): Ђ¬олшебна€ палочкаї. ∆ил-был зайчик, у него была волшебна€ палочка. ќн всегда говорил волшебные слова: Ђ¬олшебна€ палочка, сделай то-то и то-тої. ѕалочка все ему делала. ѕостучалась к зайцу лиса и говорит: Ђћожно к тебе в дом, а то мен€ волк выгналї. Ћиса обманула его и отн€ла палочку. —ел за€ц под дерево и плачет. »дет петух: Ђ„то ты, зайка, плачешь?ї «а€ц ему все и рассказал.

ѕетух отн€л волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они вместе жить. ¬от и сказке конец, а кто слушал Ц молодецї (—Ќќ— ј: »з дипломной работы выпускницы ћѕ√” Ќ. јроевой).

–азвитие словесного творчества детей под вли€нием русской народной сказки происходит поэтапно. Ќа первом этапе в речевой де€тельности дошкольников активизируетс€ запас известных сказок с целью усвоени€ их содержани€, образов и сюжетов. Ќа втором этапе под руководством воспитател€ осуществл€етс€ анализ схемы построени€ сказочного повествовани€, развити€ сюжета (повторность, цепна€ композици€, традиционный зачин и концовка). ƒетей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинени€х. ¬оспитатель обращаетс€ к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей Ц героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. Ќа третьем этапе активизируетс€ самосто€тельное развитие сказочного повествовани€: дет€м предлагаетс€ придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самосто€тельно выбрать тему, сюжет, персонажей (—Ќќ— ј: Ўибицка€ ј. ≈. —ловесное творчество детей 6Ц7 лет на материале русских народных сказок//’удожественное творчество в детском саду. Ц ћ., 1974).

 ак уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений €вл€етс€ описание природы. Ёффективной считаетс€ така€ последовательность обучени€ описанию природы:

1. ќбогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. ”глубление детских впечатлений о природе путем рассматривани€ художественных картин и сравнени€ красоты изображенного с живой действительностью.

3. ќбучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. ќбучение умению описывать природу, обобщать свои знани€, впечатлени€, полученные во врем€ наблюдений, рассматривани€ картин, слушани€ художественных произведений.

ѕомощь дет€м оказывает образец воспитател€. ѕриведем пример.

Ђћне очень нравитс€ осень. я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листь€ клена и березы, красные Ц осокорей, салатовые Ц ивы и топол€. ј когда подует ветер, мне нравитс€, как листики срываютс€ с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. » когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелеститї. (Ќ. ј. ќрланова).

»нтересны описани€-миниатюры (ќ. —. ”шакова). Ќапример, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений дет€м предлагают рассказать о природе весной.

ѕримеры упражнений: Ђ ак можно сказать о весне, кака€ весна? (¬есна-красна, жарка, весна-зелена, тепла€, солнечна€.)  ака€ трава весной? («елена€, нежна€ трава-мурава, травка шепчет, м€гка€, травушка-муравушка, росиста€, трава-шелкова, м€гка€, как оде€ло)  ака€ может быть €блонька весной? (Ѕелоснежна€, душиста€, цветуща€, бледнорозова€, как снег бела€, нежна€)ї.

ƒетское словесное творчество не ограничиваетс€ рассказами и сказками. ƒети также сочин€ют стихи, загадки, небылицы, считалки. ѕопул€рны и повсеместно в детской среде бытуют считалки Ц короткие рифмованные стихи, которые дети используют дл€ того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

—тремление к рифме, повторение рифмованных слов Ц не только считалок, но и дразнилок Ц часто увлекает детей, становитс€ потребностью, у них по€вл€етс€ желание рифмовать. ƒети прос€т давать им слова дл€ рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка Ц в пруду есть улитка; дом Ц в реке живет сом). Ќа этой основе по€вл€ютс€ стихи, часто подражательные.

—ловесное творчество детей про€вл€етс€ иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. “ак, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение Ђ¬асилекї.

ќсобую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. —истематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнени€ создают услови€ дл€ самосто€тельного сочинени€ детьми загадок.

‘ормирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. ≈ще ≈. ». “ихеева писала, что живое слово, образна€ сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народна€ песн€ должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному воспри€тию.

ѕолезно вести записи детских сочинений и составл€ть из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. “акие книжки хорошо дополн€ют детские рисунки на темы сочинений.

¬ дошкольных учреждени€х города –еджо-Ёмили€ (»тали€) родилась Ђ»гра в рассказчикаї. ƒети по очереди поднимаютс€ на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. ѕедагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. «атем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

Ётот пример вз€т из книги ƒжанни –одари Ђ√рамматика фантазии. ¬ведение в искусство придумывани€ историйї (ћ, 1978). ¬ ней говоритс€ о некоторых пут€х придумывани€ рассказов дл€ детей и о том, как помогать дет€м сочин€ть самим. –екомендации автора книги наход€т применение и в детских садах –оссии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 892 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2107 - | 2022 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.