Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒуховное чтение




Ч √еронда, чтение каких книг может помочь люд€м, в которых пробуждаетс€ добра€ обеспокоенность?

Ч ѕусть они сначала читают ≈вангелие, чтобы пон€ть, что значит "’ристос". [ѕосле того, как они] немного придут в сокрушение, пусть читают ¬етхий «авет. «наешь, как бывает трудно, когда твоей помощи прос€т люди, ничего не читавшие? ¬се равно что ученик начальной школы идет к профессору университета и говорит ему: "ѕомоги мне". » что тогда говорить профессору? „то "один плюс один равн€етс€ двум"?

ј бывает еще, что приход€т люди, не имеющие в себе доброй обеспокоенности, и говор€т. "” мен€, отец, проблем нет, все прекрасно, так просто зашел посмотреть на теб€". Ќо человек никогда не может сказать, что у него нет никаких проблем. „то-то [все равно] есть. Ѕорьба за духовную жизнь не заканчиваетс€ никогда. »ли как некоторые мне говор€т "—кажи нам что-то духовное". ¬се равно что прийти к бакалейщику и сказать: "ƒай нам товары". “ут тебе и бакалейщик растер€етс€. Ќе прос€т чего-то определенного: столько-то риса, столько-то сахара и т.д., а говор€т "ƒай нам товары". »ли все равно что к фармацевту прийти и сказать: "ƒай нам лекарства", не объ€снив, чем они больны, ходили ли к врачу и что им сказал врач. ѕопробуй тут разберись! ј тот, у кого есть духовна€ обеспокоенность, понимает, чего ему не хватает, ищет это и получает пользу. я когда был новоначальным и читал какую-то книгу Ч переписывал ее, чтобы не забыть, и старалс€ применить прочитанное на практике. я читал не дл€ того, чтобы при€тно проводить врем€. ¬о мне была добра€ обеспокоенность, и когда € чего-то не понимал, то спрашивал, чтобы узнать [правильный смысл]. я мало читал и много испытывал себ€ прочитанным. "√де € нахожусь? „то делаю?" Ч € сажал себ€ на скамью подсудимых, не давал чтению беспошлинных прав [на вход в одно ухо и выход из другого].

—егодн€ люди от многого чтени€ доход€т до того, что станов€тс€ [подобными] магнитофонам и забивают свои кассеты ненужными вещами. ќднако, по св€тому »сааку, "учение без де€ни€ есть залог стыда"[68]. “очно так же многие интересующиес€ спортом, сид€ на диване, праздно читают спортивные журналы и газеты Ч сами при этом могут быть как тел€та, а спортсменами восхищаютс€. "”х, Ч говор€т, Ч это поразительный спортсмен, молодчина", а сами при этом не потеют и собственного веса ни на один килограмм не убавл€ют. „итают-читают о спорте, при этом вал€ютс€ на диване и получают не пользу, а одно только удовольствие от чтени€. »з мирских одни читают газеты, другие приключенческие романы, третьи смотр€т, как играют на стадионах, и так [все] эти люди провод€т свое врем€. “о же самое делают некоторые из читающих духовные книги. ќни могут ночами не спать, читать эти книги запоем и получать удовольствие. Ѕерут духовную книгу, усаживаютс€ поудобнее и читают. "я получил пользу", Ч скажет кто-то из них. —кажи лучше, что ты получил удовольствие, что при€тно провел врем€. ѕотому что это не польза. “ы получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говоритс€ в книге, испытываешь себ€ и принуждаешь себ€ примен€ть прочитанное к самому себе. "ќ чем говорит то, что € читаю? √де € духовно нахожусь? „то мне следует делать?" » потом чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность. я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть [за это] ответственным. “акое отношение к чтению было бы лукавством. я имею в виду то, что не следует читать лишь дл€ того, чтобы получать удовольствие. ѕлохо, если у читающего крепка€ пам€ть, и он многое запоминает. √оворить он тоже может многое и обманывать себ€, счита€, что примен€ет прочитанное к своей жизни. “аким образом и в себе и в других он вызывает ложные чувства. ѕоэтому не успокаивайте свой помысл многим чтением. ¬озьмитесь за применение [прочитанного]. ћногое чтение дает образование энциклопедическое Ч так, что ли, говор€т?

Ч ƒа, √еронда.

Ч ј задача в том, чтобы образовать себ€ богоцентрично. я не собираюсь становитьс€ университетским профессором и не об€зан знать многого. ѕриобрет€ же богоцентричное образование, € в случае необходимости смогу легко узнать что-то из другой области. ясно?

Ч ѕолезно ли в случае рассе€нности сконцентрироватьс€ на чтении?

Ч ƒа, надо немножко почитать что-то очень сильное, дл€ того чтобы согрелась душа. ѕопечени€ и заботы покроютс€ прочитанным, и ум перенесетс€ в область божественную. »наче ум уходит в те дела, которыми он занималс€ большую часть времени.

Ч √еронда, а когда кто-то устал или расстроен и хочет почитать что-то легкое: какой-нибудь рассказ, повесть и тому подобное?

Ч –азве нет никакой духовной книги, пригодной дл€ такого случа€? ÷ель не в том, чтобы человек забыл свое расстройство, а в том, чтобы он от него избавилс€. ’удожественна€ литература избавлени€ не дает. Ќи романы, ни газеты, ни телевизор не помогают в духовной жизни. ƒаже духовные журналы часто принос€т христианам вред, возбужда€ глупую ревность и вызыва€ смущение. Ѕудьте внимательны: не читайте в свободное врем€ лишнего. „итать книги определенного рода Ч это все равно что набивать свой желудок жиденькой похлебкой из тыквы, все равно что рытьс€ в стоге соломы в поисках одного пшеничного зернышка. "ƒа, Ч говор€т некоторые, Ч но от такого чтени€ € отдыхаю". ƒа как же ты отдыхаешь, голубчик, когда у теб€ от этого "чтива" заморочена голова и режет глаза? Ћучше уж [тогда] поспать, дл€ того чтобы отдохнуть. »з того, что читает человек, можно распознать его духовное состо€ние. „еловек очень мирской будет читать безнравственные журналы. Ќе очень мирской будет читать журналы не такие гр€зные или газеты. “от, кто ходит в церковь, Ч духовные издани€, современные духовные книги или св€тых отцов и так далее.

Ч √еронда, какие духовные книги помогают больше всего?

Ч ќчень больша€ польза от различных св€тоотеческих книг, которые в наши дни издаютс€, слава Ѕогу, тыс€чами. ¬ этих книгах можно найти то, к чему ты стремишьс€, в чем ты нуждаешьс€. ќни Ч подлинна€ духовна€ пища, они безопасно ведут по духовному пути. ќднако дл€ того, что бы они помогли, их должно читать со смирением и молитвой. —в€тоотеческие книги подобны томографии[69]: подобно тому как на томографии запечатлеваетс€ телесное состо€ние человека, так в духовных книгах Ч его духовное состо€ние. ¬ каждом предложении св€тоотеческих текстов кроетс€ не один, а множество смыслов, которые каждый понимает в соответствии со своим духовным состо€нием. ’орошо бы читать сами тексты[70], а не переводы, потому что переводчик изъ€сн€ет оригинал в соответствии с собственной духовностью. Ќо в любом случае дл€ того, чтобы уразуметь св€тых отцов, надо сжать себ€, сконцентрировать ум и жить духовно, ибо св€тоотеческий дух воспринимаетс€ только духом. ќсобенно сильно помогают подвижнические слова аввы »саака —ирина, но читать их необходимо по чуть-чуть, чтобы пища усваивалась. "Ёвергетинос"[71] Ч это великое благоде€ние, поскольку [через него] можно познать весь св€тоотеческий дух. Ёта книга помогает потому, что она описывает борьбу св€тых отцов со всеми страст€ми по пор€дку, душа познает то, как трудились отцы, и получает пользу. “акже и жити€ св€тых: это осв€щенна€ истори€, и поэтому они весьма помогают, особенно дет€м. Ќо не следует читать их, как сказки.

ƒл€ того чтобы ст€жать благоговение, нет нужды иметь много знаний. ≈сли размышл€ть над тем малым, что мы знаем, то сердце заработает. ” кого-то от одного тропар€ все внутри переворачиваетс€, а другой знает все наизусть и ничего не чувствует, потому что движетс€ вне духовной действительности. »так, читайте отцов, хот€ бы одну-две строчки в день. Ёто витамины, весьма укрепл€ющие.

 

"»стинные поклонницы..." [72]

"¬ этом маленьком и умилительном храмике, Ч говор€т некоторые, Ч € переживаю Ѕожественную Ћитургию, а в большом храме Ч нет. ≈сли церковь оштукатурена и побелена, то € не чувствую ничего, в расписанной же, с хорошим иконостасом и т.п. € переживаю Ѕожественную Ћитургию". Ёто [то же самое], что человеку, не хот€щему есть, подсолить и поперчить пищу дл€ того, чтобы у него по€вилс€ аппетит.

Ч “о есть, √еронда, названное вами не имеет никакого значени€? Ќе помогает?

Ч я такого не говорю. ѕомогает, но не надо застревать на этом. ¬ противном случае человек будет стремитьс€ ощутить ’риста магическим способом, будет искать темную келью, тусклую лампадку, располагающий к умилению храм и без этого не сможет молитьс€. Ќо в любом месте [должно чувствовать себ€] одинаково: в поезде ли, в пещере, в дороге. Ѕог сделал каждого человека малой церковкой, и ее можно всюду носить с собой.

¬се ищут поко€, но покой приходит к нам изнутри. » эти бедолажки, что паломничают от одной св€тыни к другой, хот€т найти ’риста, в то врем€ как ’ристос находитс€ возле них. »ме€ возможность найти ≈го без труда, они утомл€ютс€ и в конечном итоге не наход€т ≈го. „еловек по-насто€щему духовный не получает поко€ от шатаний и любований разными достопримечательност€ми. ќни дл€ тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство. „еловек духовный, имеющий божественное утешение, не нуждаетс€ в подобных вещах. ≈сли же он не имеет в себе божественного утешени€, то ничем не отличаетс€ от мирских. ≈го устремлени€ и интересы тоже будут не духовными, а мирскими. “акой человек будет стремитьс€ достичь поко€ с помощью чего-то мирского.

ћногие приезжают на —в€тую √ору, посещают разных отцов, воодушевл€ютс€ тем, что слышат от каждого, по-своему истолковывают и путают смысл сказанного да вдобавок говор€т. "ќчень хорошо провели врем€!" Ќо если бы они посещали какого-то одного отца, советовались бы с ним и старались исполнить то, что он им сказал, то получали бы действительную помощь. “о, чем они занимаютс€ сейчас, называетс€ "духовным туризмом". ќни тер€ют врем€, без цели мучаютс€ и пользы не получают. ј как было бы легко, если бы они держались одного отца и исполн€ли бы то, что слышали! ѕотому что тогда они ощущали бы, что внутренне отход€т от усталости, в то врем€ как сейчас они брод€т из одного места в другое и, подобно люд€м мира сего, отдыхают, любу€сь зеленью св€тогорских пейзажей.

≈сть и такие, что говор€т: "ѕоеду к одной ћатери Ѕожией, к другой ћатери Ѕожией!" ћатерь Ѕожи€ одна. ќни же занимаютс€ этим не от благоговени€, а от желани€ покататьс€, развлечьс€. »з этого видно, что у них неспокойно на душе. “ого, у кого нет благоговени€, смирени€, хоть в саму  увуклию ¬сесв€того √роба √осподн€ посади Ч ничего не увидит. ≈сли же есть благоговение, то можно увидеть Ѕлагодатный ќгонь у √олгофы.  ак-то раз один послушник из Ћавры —в€того —аввы пришел в ¬еликую —убботу ко √робу √осподню за Ѕлагодатным ќгнем дл€ своей обители. ќбычно окрестные монастыри посылают братию за Ѕлагодатным ќгнем. ѕослушник пошел на хитрость: будучи одет в р€су, он оттеснил мир€н и вылез вперед. Ќо позже, когда пришли св€щеннослужители, его самого отодвинули назад, потому что было заранее определено, кому где сто€ть. “огда послушник начал ругать себ€: "јх ты грешник ока€нный, ах ты пропаща€ душа, еще и вперед полез со всей своей скверной! ј ну-ка дуй отсюда, проваливай! “ы и в храме-то быть недостоин!" » он верил в то, что говорил себе. ¬ышел он из храма и стал просить ’риста: "’ристе мой, прошу “еб€, не возгнушайс€ мной и позволь пойти к какой-нибудь другой св€тыне". ѕотом он подн€лс€ к √олгофе и там оп€ть ока€вал себ€: "ѕодумай только, на какое ты пошел лукавство! Ќосишь, ничтожество, р€су и из-за этого отпихивал других, лучших себ€Е" » в какое-то мгновение, когда он так себ€ ока€вал, из —в€той √олгофы вышел сильный —вет, пронзивший все его существо. "Ѕлагодатный ќгонь снизошел!" Ч сказал тогда горемыка, пошел, вз€л от √олгофы Ѕлагодатного ќгн€ в свой фонарик и удалилс€.

Ч “о есть, √еронда, паломничества, например на —в€тую «емлю, не идут на пользу?

Ч —мотри: в наши дни, путешеству€ дл€ того, чтобы получить небольшую пользу, ты в поездах, самолетах, гостиницах получишь [скорее) большой вред. ¬се пришло к обмирщвлению.  акую пользу можно получить, направл€€сь в духовное место и вид€ там великое мирское бесчинство? ƒл€ того, чтобы все это пошло на пользу, надо быть очень сильным человеком. » этот экскурсовод, который рассказывает и объ€сн€ет, когда путешествуют группами, уж лучше бы он иной раз помолчал! ѕотому что он рассказывает не благоговейно, например: "«десь √ефсимани€, здесь Ч ¬сесв€той √роб √осподень", а начинает тарахтеть: "Ёто то, это се, сейчас мы едем в ¬ифлеем, туда пришли мудрецы из ѕерсии" и потихонечку "увозит" паломников... [чуть ли не] в  увейт! “ому, кто читал —в€щенное ѕисание и знает, что здесь √роб √осподень, а здесь √ефсимани€, такой экскурсовод не дает сосредоточитьс€ и помолитьс€. Ёти рассказы нужны только тому, кто не читал —в€щенного ѕисани€, но те, кто едут в паломничество на —в€тую «емлю, его читали. » люди, вместо того чтобы получить пользу, остаютс€ с замороченной головой. ƒа еще и убегают сразу от одной св€тыни и несутс€ к другой Ч услышанное не удерживаетс€ в них. ƒругое дело, когда спутники и руководители в паломничестве Ч люди духовные, когда заранее была проделана соответствующа€ подготовка. ќдна переселенка из ‘арас, поселивша€с€ в янице, говорила: "Ёто что, хаджи?[73] «а полчаса лет€т до »ерусалима, за полчаса возвращаютс€. –азве хаджи это?" ¬ старину бедн€жки паломнички оставались у св€тынь и совершали там бдени€ дл€ того, чтобы получить духовную пользу, а еще дл€ того, чтобы не расходовать деньги на гостиницу и раздавать милостыню. ≈сли же кто-то по возвращении из паломничества ни в чем не измен€лс€ духовно, то ему говорили: "» пошел ты чесноком, и вернулс€ луком". —в€той јрсений  аппадокийский каждые дес€ть лет совершал паломничество в »ерусалим и п€ть дней шел пешком до ћерсины, чтобы сесть там на корабль. —егодн€ такое встретишь нечасто. ѕомню, как пришел ко мне в каливу один русский из ¬ладивостока. Ёто напротив японии. ќн дал обет пойти пешком на —в€тую «емлю.  огда он пришел к ¬ладыке за благословением, тот сказал ему: "Ќенормальный, ну куда ты пойдешь пешком?" ѕоэтому сначала он пошел в «агорск, возле ћосквы, в монастырь и вз€л благословение у одного старца. Ќа ѕасху он вышел пешком из «агорска и в окт€бре пришел в »ерусалим. ѕо семьдес€т километров в день отшагивал. ѕотом из »ерусалима он пешком пришел на —в€тую √ору и собралс€ оп€ть идти в »ерусалим. ¬ нем было действительно божественное рачение[74], он жил в другом мире. ќн знал немного по-гречески, и мы друг друга понимали. "я думал, Ч сказал он мне, Ч что встречу там антихриста и стану мучеником, что он мне голову отрежет! Ќо не было его там! —ейчас снова пойду в »ерусалим и за теб€ поклон положу перед √робом √осподним, а ты мое им€ поминай". ¬скочил он и положил земной поклон, чтобы показать мне, как он это сделает, и как стукнетс€ головой о камень! ¬ нем было видно плам€. ј так, как путешествуют на —в€тую «емлю другие Ч дл€ туризма и без благоговени€ Ч лучше туда не ездить.

Ќасколько же ощутимо на —в€той «емле присутствие ’риста! Ќапример, по пути к √олгофе ощущаешь, как что-то мен€етс€. ƒаже не зна€, куда ведет этот путь, ид€ по нему, сильно переживаешь. “ам есть и табличка, на которой по-латински написано "via Dolorosa"[75]. ј у √роба √осподн€ Ч многообразие людей.  лирики, мир€не, одни одеты прилично, другие неприлично, кто в длинном платье, кто в коротком, кто совсем почти без плать€, одни пострижены, другие с длинными волосамиЕ –азный народ, разные люди, разные племена. » вероисповеданий различных тот римокатолик, этот арм€нинЕ Ќо все приход€т туда и поклон€ютс€ св€тыне. Ёто произвело на мен€ впечатление. Ёто трогает. Ќо все вышеназванное нужно рассматривать с добрым помыслом дл€ того, чтобы оно умил€ло и возвышало духовно.

Ч √еронда, а если нет желани€ паломничать, то это значит, что отсутствует благоговение?

Ч Ќет. я вот был не во всех монастыр€х —в€той √оры, не был у многих св€тынь. Ќапример, к св€тому »оанну –усскому € не ездил, но это не значит, что € не почитаю этого св€того. ’орошо иметь благоговение к какому-то св€тому [мощи которого наход€тс€] в каком-нибудь св€том месте, но не надо гнатьс€ за тем, чтобы поехать туда. ѕоедем, когда нам представитс€ благопри€тна€ возможность или будет кака€-то причина. ¬ажно то, что сказал ’ристос самар€нке: " »стинные поклонницы поклон€тс€ ќтцу в духе и истине ".

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1222 - | 1169 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.