Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ведение в социальную психологию




■ —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я » —ћ≈∆Ќџ≈ Ќј” »..........................30

—оциальна€ психологи€ и социологи€...............................................30

—оциальна€ психологи€ и психологи€ личности.................................31

”ровни объ€снени€..........................................................................31

■ —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я » „≈Ћќ¬≈„≈— »≈ ÷≈ЌЌќ—“».........33

ќчевидное вли€ние ценностей...........................................................34

«авуалированное вли€ние ценностей.................................................34

■ Ђя «ЌјЋ Ё“ќ!ї: Ќ≈ я¬Ћя≈“—я Ћ» —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я јЌјЋќ√ќћ «ƒ–ј¬ќ√ќ —ћџ—Ћј?...........................................................40

■ —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я:  ј  Ё“ќ ƒ≈Ћј≈“—я..........................46

 оррел€ционное исследование: нахождение естественных св€зей.........46

Ёкспериментальное исследование: поиск причины и следстви€............53

ќбъ€снение и прогноз: использование теорий....................................58

»з лаборатории в жизнь..................................................................60

 

 

ЂЌаши жизни св€заны тыс€чей незримых нитейї, Ч сказал писатель √ер≠ман ћелвилл. ÷ель социальной психологин Ч науки, изучающей св€зи между людьми, Ч сделать эти нити видимыми дл€ всех. ќна делает это, задава€ воп≠росы, интересующие всех нас.

¬ какой степени социальна€ реальность Ч факт нашего сознани€? Ќаше социальное поведение мен€етс€ не только в св€зи с объективной ситуацией, но и с тем, как мы интерпретируем ее. Ћюди, счастливые в браке, отнесутс€ к раздраженному высказыванию супруга (ЂЌеужели ты не можешь оставить все как есть?ї) как к чему-го несущественному (Ђƒолжно быть, у него был т€же≠лый деньї). Ћюди, несчастливые в браке, объ€сн€т лгу же реплику плохим характером супруга (Ђ‘у ты, до чего же он груб!ї) и поэтому могут перейти в контратаку. Ѕолее того, ожида€ враждебного поведени€ со стороны супруга, они могут заранее вести себ€ как обиженные, получа€ впоследствии подтверж≠дение своих ожиданий.

 ак мы увидим в последующих главах, люди, полагающие, что ребенок про≠фессора должен быть сообразительным, симпатичный человек Ч сердечным, а человек из другой группы Ч неспособным к сотрудничеству, часто получают то, что ожидают. Ќе довер€€ друг другу, —оветский —оюз и —оединенные Ўтаты затратили огромные средства на гонку €дерных вооружений. Ђћне кажетс€, Ч за€вил сенатор ƒж. ”иль€м ‘улбрайт, Ч что на поведение ———– и —Ўј во многом вли€ли обоюдные подозрени€ в агрессивных намерени€х. “о есть мож≠но сказать, что мы в значительной степени предопределили их поведение: рас≠сматрива€ их как своих врагов, мы обеспечили себе враждебное отношение со стороны —оветовї.

ј соответствуем ли мы сами своим собственным социальным убеждени€м? » не обусловлено ли наше поведение чьими-нибудь предвз€тыми суждени€ми? ¬озможно, кто-то интерпретирует вашу застенчивость как недружелюбие и по≠этому относитс€ к вам пренебрежительно. Ёто побуждает вас плохо отзывать≠с€ об этом человеке, тем самым подтвержда€ его подозрени€ о вашем Ђантаго≠низмеї.

ƒес€ть голов глупее, чем одна? ¬ начале 60-х годов президент ƒжон  енне≠ди обсуждал с группой умнейших и преданнейших советников важные госу≠дарственные дела. Ќеобходимо было прин€ть решение по поводу плана ÷–” о вторжении на  убу, где к власти пришел коммунист ‘идель  астро. ¬ысокий моральный уровень группы вызывал уверенность, что план не может прова≠литьс€. “ак как категорически несогласных не оказалось, в конце концов все поддержали эту идею. ќднако все закончилось провалом: небольшой отр€д, обученный и экипированный в —Ўј, был без труда захвачен. ¬торжение одно≠значно отнесли на счет американского правительства, что заставило  еннеди громко восклицать: Ђ ак мы могли оказатьс€ столь недалекими?ї ¬ своей кни≠ге Ђ“ыс€ча днейї јртур Ўлезингер, который был вхож в узкий круг прибли≠женных  еннеди, упрекал себ€ за то, что хранил молчание в кабинете. Ђќправ≠данием тому, что € не смог сделать ничего, кроме как задать несколько робких вопросов, служит то, что никто даже и не пыталс€ рассе€ть этот абсурд в про≠цессе обсуждени€ї (1965, с. 255).

» оп€ть мы задаем себе вопрос: вы и €, мы тоже подвержены вли€нию груп≠пы? ¬ какой степени и каким образом другие люди вли€ют на наши установки и поступки?  ак мы, индивиды, можем противодействовать социальному давле≠нию или сами оказывать вли€ние на группу?

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■ 29

ѕомогать другим или помочь себе?  огда осенним днем 1987 года в городе  олумбус, штат ќгайо, из бронированного фургона вывалились мешки с день≠гами, два миллиона долларов оказались разбросаны по улице. — помощью не≠которых водителей, которые остановились, увидев происход€щее, удалось вер≠нуть в казну 100 000 долларов. Ќо суд€ по тому, сколько денег исчезло, многие притормозили, чтобы поправить свои дела.  огда несколько мес€цев спуст€ подобное произошло в —ан-‘ранциско и “оронто, результат был тот же: про≠хожие растащили большую часть денег (Bowen, 1988).

„то в этой ситуации заставило одних помогать, а других Ч грести под себ€? “очно так же мы можем спросить, что побуждает нас любить или не любить, быть дружелюбными или непримиримыми по отношению к другим?

¬се эти вопросы взаимосв€заны: в них затрагиваетс€ и взгл€д на мир кон≠кретного человека, и взаимное вли€ние. ј это как раз то, чем занимаетс€ соци≠альна€ психологи€. —оциальные психологи изучают установки и убеждени€, конформизм и независимость, любовь и ненависть. —трого говор€, мы можем сказать, что социальна€ психологи€ Ч это паука, изучаю≠ща€, как люди думают друг о друге, как они вли€ют друг

—оциальна€ психологи€:

наука, изучающа€, как люди думают друг о друге, как они вли€ют друг на друга и как отно≠с€тс€ друг к другу.

па друга и как относ€тс€ друг к другу.

—оциальна€ психологи€ до сих пор остаетс€ молодой наукой. ћы посто€нно напоминаем об этом, как бы извин€≠€сь за наши неполные ответы на их вопросы. Ќо это дей≠ствительно так. Ќет никаких упоминаний об эксперимен≠тах по социальной психологии, проведенных до начала XX века. ƒо XX века не было опубликовано ни одной книги по социальной психологии. ¬ 30-х годах нынешнего сто≠лети€ социальна€ психологи€ превратилась в ту науку, какой мы ее знаем се≠годн€. ¬о врем€ второй мировой войны социальные психологи внесли €рчай≠ший вклад в изучение морального духа и убеждений солдат, что сегодн€ стало отдельной темой научных изысканий. «а последнюю четверть века количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза.

—егодн€ социальна€ психологи€, расшир€€ область своих исследований, ста≠вит акценты на следующем:

■ ¬ласть ситуации. ћы все Ч дети своей культуры и окружающей дей≠ствительности. ѕоэтому иногда антигуманные ситуации подавл€ют благие намерени€, побужда€ следовать лжи или соглашатьс€ с жестокостью. ¬ начале 90-х годов во врем€ ожесточенного конфликта с боснийскими мусульманами множество молодых сербов, которых мы могли бы с радо≠стью принимать как своих ближних, стали жестокими насильниками.

■ ¬ласть личности. ћы также создатели своих социальных миров. ≈сли группа творит зло, ее члены содействуют (или сопротивл€ютс€) этому. Ќа одну и ту же ситуацию различные люди реагируют по-разному. ѕос≠ле долгих лет политического заключени€ один пышет злобой, а другой, как Ќельсон ћандсла, изгон€ет злобу из сердца и посв€щает свою жизнь достижению земного мира и согласи€.

■ ¬ажность познани€. Ћюди ведут себ€ по-разному отчасти потому, что они по-разному думают. Ќаша реакци€ на оскорбление, нанесенное дру≠гом, будет зависеть от того, как мы объ€сним себе происшедшее Ч как враждебное к вам отношение или как последстви€ не слишком удачного

■ —оциальна€ психологи€

дн€. —оциальна€ реальность Ч это нечто, что мы конструируем субъек≠тивно. »меет значение и то, что мы думаем о себе. ќптимистично ли мы настроены? Ќе кажетс€ ли нам, что кто-то контролирует нас?  ем счита≠ем себ€ Ч выше- или нижесто€щими? “акие мысли (знани€) вли€ют на наши установки и поведение.

■ ѕрикладное значение социально-психологических принципов. ¬ наше вре≠м€ концепции и методы социальных психологов имеют большое при≠кладное значение в таких сферах нашей жизни, как психическое и физи≠ческое здоровье, вынесение приговоров в судах и борьба за мир. Ќо что же представл€ют собой концепции и методы социальной психоло≠гии? „ем эта область отличаетс€ от социологии и от других областей психоло≠гии? ¬ли€ют ли на социальных психологов их собственные личностные и культуральные ценности?  акова тактика психологических исследований и как ее применить в повседневной жизни? ƒанна€ глава как раз и посв€щаетс€ этим вопросам.

—ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я » —ћ≈∆Ќџ≈ Ќј” »

—фера интересов социальных психологов Ч узнать, как люди думают друг о дру≠ге, как они вли€ют друг па друга и как относ€тс€ друг к другу. Ќо вы€снением тех же вопросов зан€ты и социологи, и личностные психологи. “ак чем же отли≠чаетс€ от них социальна€ психологи€?

—ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я » —ќ÷»ќЋќ√»я

Ћюди часто путают социальную психологию с социологией. —оциологи и соци≠альные психологи действительно имеют общие интересы, изуча€, как ведут себ€ люди в группах. Ќо социологи в большинстве своем изучают группы (от малых до очень больших Ч обществ), а социальные психологи Ч индивидов (что думает человек о других, как они на него вли€ют, как он относитс€ к ним). —юда входит и изучение вли€ни€ группы на отдельных людей, а индивида Ч на группу.

¬от несколько примеров. –ассматрива€ супружеские взаимоотношени€, цент≠ром своего внимани€ социолог сделал бы тенденции браков, разводов, степени совместимости, в то врем€ как психолог мог бы исследовать, почему определен≠ные индивиды привлекают друг друга. »ли, например, социолог мог бы провес≠ти исследование, каким образом расовые установки людей среднего класса как группы отличаютс€ от расовых установок людей с низким уровнем дохода. —оциальный психолог мог бы изучать развитие расовых установок индивида.

Ќесмотр€ на то что социологи и социальные психологи иногда используют аналогичные методы исследовани€, социальные психологи включают в свой ар≠сенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или иным факто≠ром (например, наличием или отсутствием давлени€ со стороны сверстников),

Ђ¬ы никогда не мо≠жете предсказать, что сделает любой из нас, но вы може≠те с точностью на≠звать среднее числе »ндивиды могут ме п€тьс€, но процент остаетс€ посто€н≠нымї.

јртур  онан ƒойл, ЂЁтюд в багровых тона 1887

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■ 31

чтобы посмотреть, к какому результату это приведет. ‘акторами, которые ис≠следуют социологи (например, экономический класс), обычно трудно или не≠этично манипулировать.

—ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я » ѕ—»’ќЋќ√»я Ћ»„Ќќ—“»

¬ центре внимани€ и социальной психологии, и психологии личности находит≠с€ индивид. ¬ этом их сходство. Ќапример, јмериканска€ психологическа€ ассоциаци€ публикует материалы по этим отрасл€м пси≠хологии в одних и тех же журналах (ЂThe Journal of Personality and Social Psychologyї, ЂPersonality and Social Psychology Bulletinї). –азница между ними заключаетс€ в социальном характере социальной психологии. ѕсихо≠логи, занимающиес€ исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механиз≠мах и на различи€х между индивидами, задава€ вопрос например, почему один индивиды более агрессивны, чем другие. —оциальные психологи концентрируютс€ на об≠щей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и вли€ют друг па друга. ќни задаютс€ вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить боль≠шинство люден поступать гуманно или жестоко, быть кон≠формным или независимым, испытывать симпатию или предубеждение.

—уществуют и другие различи€. ” социальной психологии более коротка€ истори€. ћногие корифеи психологии личности Ч подобно «игмунду ‘рейду,  арлу ёнгу,  арен ’орни, јбрахаму ћаслоу и  арлу –оджерсу Ч жили и работали в течение первой половины нынешнего столетн€. Ѕольшинство веду≠щих ученых в области социальной психологии до сих пор создают свои труды, к тому же в социальной психологии меньше знаменитых имен (людей, создав≠ших великие теории) и намного больше еще не столь знаменитых ученых Ч исследователей, разработавших концепции меньшего масштаба. ћы познако≠мимс€ с некоторыми из этих людей в автобиографических размышлени€х Ђ«а кулисамиї, встречающихс€ на страницах этой книги.

”–ќ¬Ќ» ќЅЏя—Ќ≈Ќ»я

ћы изучаем человека с различных точек зрени€, которые нам известны под названием академические дисциплины. ќни включают в себ€ интегративные науки Ч такие, как физика и хими€, и абстрактные Ч такие, как философи€ и теологи€.  ака€ из них наиболее уместна, зависит от того, какой вопрос мы хотим обсудить. ¬озьмем, например, любовь. ‘изиолог мог бы описать любовь как состо€ние возбуждени€. —оциальный психолог мог бы исследовать, каким образом различные характеристики и услови€ (при€тна€ внешность, сходство партнеров, абсолютна€ искренность) обогащают чувство, которое мы называем любовью. ѕоэт бы восторгалс€, какой величественной может быть иногда лю≠бовь. ј теолог мог бы описать любовь как данное Ѕогом предназначение чело≠веческих взаимоотношений.

32 ■ —оциальна€ психологи€

Ђ«нание целостно. ƒеление его на предметы есть уступка человеческой слабостиї. ’алфорд ƒжон ћак- индер, 1887

Ќе стоит считать, что какой-то из этих уровней €вл€етс€ истинным объ€с≠нением. Ќапример, интерпретаци€ любви с точки зрени€ физиологии и эмо≠ций Ч просто два взгл€да на одно и то же. ќдин тип объ€снени€ не конкури≠рует с другим. Ќаучное объ€снение не должно дискредитировать или замен€ть литературный и философский подходы. Ёволюционное объ€снение всеобщего

________________i табу на инцест (потомки Ђрасплачиваютс€ї за инбридинг

наследственными заболевани€ми) не замен€ет социоло≠гического объ€снени€ (табу Ч способ сохранени€ семьи как целого) или теологического (которое может сосредо≠точиватьс€ на нравственных истинах). –азличные объ€с≠нени€ могут дополн€ть друг друга (рис. 1-1).

≈сли все истины Ч часть единой структуры, то различ≠ные уровни объ€снени€ должны подходить друг другу,ї.!,, --..Д-.,-*Ђ■%..* чтобы можно было сформировать общую картину (точно

так же, как мы можем составить цельный трехмерный образ объекта из его двухмерных перспектив). ќсознание наличи€ дополн€ющих друг друга раз≠личных уровней объ€снени€ избавл€ет нас от бесполезного спора, с какой точ≠ки зрени€ нам следует рассматривать природу человека Ч с научной или субъективной. Ёто не суждение Ђили/илиї, Ч и научный, и субъективный подходы важны. ’от€ в этой книге особое внимание удел€етс€ результатам научных исследований, нам не следует игнорировать и ценные интуитивные находки. —оциолог Ёндрю √рили (Andrew Greeley, 1976) объ€сн€ет: Ђ ак бы психологи€ ни старалась, все же она не может объ€снить цель человеческого существовани€, смысл жизни человека, конечное его предназначениеї. —оци≠альные психологи задают очень важные вопросы, но этих среди них нет. —о≠циальна€ психологи€ Ч это одио (но не единственное) направление, в русле которого мы рассматриваем и понимаем себ€.

■ –ис. 1-1. „астична€ иерархи€ научных дисцип≠лин. ƒисциплины ранжиру≠ютс€ от фундаментальных наук, которые изучают материю и природу, до инте/рапшвных дисциплин, которые изучают комплекс≠ные системы. ”спешное объ€снение функционирова≠ни€ человека па одном уровне не об€зательно противоре≠чит объ€снению на других уровн€х.

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию т 33

–азличные науки предлагают различ≠ные точки зрени€.

–≈«ёћ≈

—оциальна€ психологи€ Ч это научное исследование того, о чем люди думают, как они вли€ют друг на друга и как относ€тс€ друг к другу. —оциальна€ психологи€ Ч дочерн€€ отрасль социологии и психологии, котора€ стремитс€ быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. ѕо сравнению с психологией личности социальна€ психологи€ менее сосредоточена на различи€х между индивидами и более Ч на том, как люди в общем оценивают друг друга и вли€ют друг на друга.

—оциальна€ психологи€ Ч экзогенна€ наука; она вы€вл€ет, как социальные услови€ вли€ют на поведение. —уществует много разных точек зрени€ на при≠роду человека, кажда€ из которых имеет свой собственный набор вопросов и ответов. Ёти взгл€ды €вл€ютс€ взаимно дополн€ющими и не противоречащими друг другу.

■ —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я » „≈Ћќ¬≈„≈— »≈ ÷≈ЌЌќ—“»

÷енности социальных психологов пронизывают их де€тельность как €вно, так и едва различимо.  аким же образом?

—оциальна€ психологи€, как было сказано выше, рассматривает поведение человека скорее с научной, нежели с субъективной точки зрени€. ќна мало похожа на скопление интуитивных находок, скорее, она представл€ет собой набор научных стратегий дл€ ответов на вопросы. ¬ науке, как и в судебном

34 ■ —оциальна€ психологи€

дикт определ€ют доказательства. Ќо действительно ли социальные психологи так объективны? ¬се мы люди, и разве наши ценности (личные суждени€ о том, что желательно и как следует себ€ вести) не распростран€ютс€ на нашу рабо≠ту? » если это так, может ли социальна€ психологи€ быть действительно науч≠ной?

ќ„≈¬»ƒЌќ≈ ¬Ћ»яЌ»≈ ÷≈ЌЌќ—“≈…

Ќаши ценности всплывают на поверхность при выборе темы исследовани€. –азве это было случайностью, что исследование феномена предубеждени€ рас≠цвело в 40-е годы, когда в ≈вропе неистовствовал фашизм; или что 50-е годы, с их модой Ђбыть как всеї и маккартистской нетерпимостью к инакомыслию, оставили нам в наследство изучение конформизма; или что в 60-е годы, когда массовые беспор€дки и растущий уровень преступности захлестнули јмерику, возрос интерес к пониманию агрессии; или что в 70-е годы началась волна тендерных исследований и изучени€ сексизма; что в 80-е годы внимание вновь было обращено к психологическим аспектам гонки вооружений; и что в 90-е годы возрос интерес к тому, как люди реагируют на межкультуральные различи€. Ёти тенденции отражают общественные интересы своего времени. —оциальна€ психологи€ отражает историю общества.

÷енности также вли€ют на тип людей, которых привлекают те или иные дисциплины (Campbell, 1975; Moynihan, 1979). » в вашем учебном заведении студенты, занимающиес€ гуманитарными, естественными и общественными нау≠ками, заметно отличаютс€ друг от друга, не так ли? ѕривлекает ли психологи€ и социологи€ людей, желающих бросить вызов традици€м, людей, которые с большим удовольствием создавали бы будущее, чем хранили прошлое?

» наконец, ценности станов€тс€ очевидны, когда они станов€тс€ объектом социально-психологического анализа. —оциальные психологи изучают форми≠рование и изменение ценностей, равно как и их вли€ние на установки и дей≠стви€. Ќигде, однако, не говоритс€, какие ценности €вл€ютс€ Ђправильнымиї.

«ј¬”јЋ»–ќ¬јЌЌќ≈ ¬Ћ»яЌ»≈ ÷≈ЌЌќ—“≈…

–еже мы осознаем хитроумные способы, в которых ценностна€ ориентаци€ мас≠кируетс€ под объективную истину. –ассмотрим три не столь очевидных пути проникновени€ ценностей в социальную психологию и смежные области.

—”ЅЏ≈ “»¬Ќџ≈ ј—ѕ≈ “џ Ќј” »

”ченые и философы все более осознают, что наука не так уж абсолютно объек≠тивна, как мы думаем. ”ченые просто не читают то, что находитс€ вне книги природы. ѕожалуй, они интерпретируют природу, использу€ свои собственные ментальные категории. ћы тоже н повседневной жизни смотрим на мир сквозь призму своих предвз€тых мнений. ќстановитесь на секунду! „то вы видите на рис. 1-2?

¬идите ли вы в центре фотографии далматинского дога, нюхающего землю?

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■ 3!

■ –ис. 1-2.

„то вы видите?

кто уже знает, что должно быть изображено на картинке, слепы. Ќо если у вас есть предвз€тое мнение, оно проконтролирует интерпретацию фотографии на≠столько, что вам будет трудно не увидеть собаку. ¬от таким образом работает наш разум. „ита€ эти слова, вы и не осознавали до этого момента, что в то же врем€ смотрите и на свой нос. ¬аш разум блокирует ощущение, что есть еще что-то, если только вы не были подготовлены к этому раньше. “енденци€ зара≠нее судить о реальности, основыва€сь на своих ожидани€х, €вл€етс€ основным фактом, известным о человеческом сознании.

¬ 1951 году футбольный матч между командами ѕринстона и ƒартмута классически продемонстрировал, как мнение опосредует интерпретацию (Hastorf & Cantril, 1954; см. также Loy & Andrews, 1981). »гра по праву могла назы≠ватьс€ недоброжелательной: она оказалась одной из самых грубых и гр€зных игр в истории обеих школ. Ќесколько игроков из команды противника, отби≠ра€ м€ч у представител€ ѕринстона, сбили его с ног, так что ему пришлось покинуть поле с разбитым носом. «ав€залась драка, в результате которой пред≠ставители обеих команд получили травмы.

¬скоре после случившегос€ психологи, по одному из каждой школы, в каче≠стве эксперимента по социальной психологии показали отсн€тую на пленку »√–” учащимс€, жившим в студенческих городках ƒартмута и ѕринстона.  ог≠да студенты были в роли ученых, отмеча€ каждое увиденное нарушение и опре-

—оциальна€ психологи€

ЂЌаука не просто описывает и объ€с≠н€ет природу; она часть взаимодей≠стви€ между при≠родой и нами; она описывает природу как нечто подвер≠женное нашему ме≠тоду исследовани€ї. ¬ернер √ейзенберг, Ђ‘изика и философи€ї, 1958

5BSF7J

стонские студенты с большей веро€тностью, чем дартмутс-кие, были склонны рассматривать игроков из ѕринстона в качестве жертв недопустимой агрессии. ќни, например, видели в два раза больше нарушений со стороны ƒартмута, чем дартмутские студенты. ¬не этого существует объек≠тивна€ реальность. Ќо в науке, как п в повседневной жиз≠ни, мы всегда оцениваем ее сквозь призму наших убежде≠ний и ценностей.

“ак как ученые, работающие в любой определенной об≠ласти, часто придерживаютс€ одной точки зрени€ или при≠надлежат одной культуре, их утверждени€ могут считатьс€ неоспоримыми. “о, что мы принимаем как само собой разу≠меющеес€ Ч общеприн€тые убеждени€, которые европей≠ские социальные психологи называют нашими социальными репрезентаци€ми (Augostinos & Innes, 1990; Moscovici, 1988), Ч €вл€етс€ дл€ нас самым важ≠ным, но и самым неисследованным из убеждений. ќднако иногда кто-нибудь из другого лагер€ обращает внимание на эти утвержде≠ни€. ¬ 80-х годах феминисты и марксисты обнаружили несколько допущений, не исследованных социальной пси≠хологией.  ритики феминистского толка обратили внима≠ние на тщательно завуалированное предвз€тое отношение, про€вл€ющеес€, например, в политическом консерватизме многих ученых, предпочитающих интерпретировать поло≠вые различи€ в социальном поведении с биологической точки зрени€ (Unger, 1985).  ритики-марксисты обратили внимание на предвз€тое отношение к конкуренции и ин≠дивидуализму Ч например, па допущение, что конфор≠мизм Ч это плохо, а поощрение индивидуализма Ч это хорошо. ћарксисты и феминисты, конечно, продуцируют и свои собственные допущени€. ¬ главе 2 мы более детально познакомимс€ с тем, как наши предубеждени€ направл€ют нашу интерпретацию. ƒл€ поведени€ ситуаци€ как такова€ имеет меньшее зна≠чение, чем то, как мы эту ситуацию интерпретируем.

—оциальные репрезентации:

общеприн€тые убеждени€. Ўироко внедр€емые идеи и ценности, включаю≠щие наши допущени€ и культуральную идеологию. —оци≠альные репрезента≠ции помогают нам почувствовать собственный мир.

«ј¬”јЋ»–ќ¬јЌЌџ≈ ÷≈ЌЌќ—“» ¬ ѕ—»’ќЋќ√»„≈— »’  ќЌ÷≈ѕ÷»я’

÷енности вли€ют также и на концепции. –ассмотрим попытки психологов дать точное определение хорошей жизни. ћы обращаемс€ к люд€м зрелым и незрелым, адаптировавшимс€ и неадаптировавшимс€, психически здоровым и психически больным. ћы общаемс€ так, как будто это изложение фактов, хот€ на самом деле это ценностные суждени€. Ќапример, јбрахам ћаслоу (Abraham Maslow), личностный психолог, известен своим тонким описанием Ђсамоактуа≠лизирующихс€ї людей Ч людей, которые, удовлетворив свои потребности в выживании, безопасности, Ђпринадлежностиї и самоуважении, продолжают со≠вершенствовать свой человеческий потенциал. Ќе так много читателей замети≠ли, что сам ћаслоу при отборе примеров самоактуализнрующнхе€ личностей был ведом собственными ценност€ми.  онечное описание самоактуализирую-

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■ 37

разило личные ценности ћаслоу. ≈сли бы он начал с несколько иных геро≠ев Ч допустим, с Ќаполеона, јлександра ћакедонского или ƒжона –окфел≠лера-старшего, Ч заключительное описание самоактуализации могло бы быть совсем другим (Smith, 1978).

ѕсихологический совет также отражает личностные ценности того, кто его дает.  огда специалист в области психического здоровь€ советует, как нам жить; когда эксперты по воспитанию детей говор€т, как нам обращатьс€ с наши≠ми детьми; когда психологи поощр€ют нас жить так, как хотим мы, а не так, как ожидают от нас другие, Ч они демонстрируют свои собственные ценности. ћногие, не осознава€ этого, поступают, как советуют Ђпрофессионалыї. “ак как ценностные решени€ касаютс€ всех нас, мы не должны страшитьс€ ученых и специалистов. Ќаука может помочь нам увидеть, как лучше достичь целей, которые мы поставили перед собой. Ќо наука не отвечает и не может отвечать на вопросы, касающиес€ морального долга, нашего предназначени€ и смысла жизни.

—крытые ценности просачиваютс€ даже в психологические концепции, обо≠снованные исследовател€ми. ѕредположим, что вы заполн€ете личностный оп≠росник, и после обработки ваших результатов психолог объ€вл€ет: Ђ” вас вы≠сокий показатель по самоуважению, низка€ тревожность и исключительное по силе Ёгої. Ч Ђјга, Ч думаете вы, Ч € это подозревал, но чувствуешь себ€ увереннее, когда знаешь наверн€каї. “еперь другой психолог дает вам подоб≠ный тест. ѕо какой-то непостижимой дл€ вас причине в нем содержатс€ те же самые вопросы. ѕосле этого другой психолог сообщает вам, что вы, оказывает≠с€, защищаетесь, так как у вас высокий показатель по шкале Ђподавлениеї. Ђ ак это может быть? Ч удивл€етесь вы. Ч ƒругой психолог говорил обо мне такие при€тные вещиї. ѕодобна€ ситуаци€ действительно может произой≠ти, так как все эти €рлыки описывают один и тот же набор реакций (стремле≠ние говорить о себе при€тные вещи и не признавать проблемы). Ќазовем это высоким самоуважением или готовностью к обороне? ярлык отражает ценно≠стное суждение исследовател€ об этой особенности.

“о, что ценностные суждени€ часто скрыты в нашем социально-психологи≠ческом €зыке, не €вл€етс€ поводом дл€ обвинений в адрес социальной психоло≠гии. Ћюбой €зык предлагает нам дл€ описани€ одного и того же и Ђслова-мурлыкиї, и Ђслова-рычалкиї.  ак мы назовем того, кто ведет партизанские военные действи€ Ч Ђтеррористомї или Ђборцом за свободуї, Ч будет зави≠сеть от нашей точки зрени€ на причину. “о, как мы назовем общественную помощь Ч Ђсоциальное обеспечениеї или Ђпомощь нуждающимс€ї, Ч будет отражать наши политические взгл€ды.  огда Ђониї превознос€т свою страну и народ Ч это национализм; когда то же самое делаем Ђмыї, это называетс€ патриотизмом. ≈сли кто-то состоит в браке, но имеет любовную св€зь на сторо≠не, мы назовем это в зависимости от наших личных ценностей Ђсвободным бракомї или Ђадюльтеромї. ѕромывание мозгов Ч социальное воздействие, которое мы не одобр€ем. ѕерверсии Ч сексуальные действи€, которые мы не практикуем. «амечани€ об Ђамбициозныхї мужчинах и Ђагрессивныхї жен≠щинах или об Ђосмотрительныхї мальчиках и Ђзастенчивыхї девочках пере≠дают скрытый смысл.

ѕовтор€ем, что ценности пр€чутс€ в наших определени€х психического здо≠ровь€ и самоуважении, в психологических советах по поводу правильной жиз-

Ti__Д _ _ _

38 ■ —оциальна€ психологи€

ваше внимание к дополнительным примерам скрытых ценностей. Ќо не нуж≠но считать, что подразумеваемые ценности непременно плохи. ƒело в том, что научна€ интерпретаци€, даже на уровне феномена наклеивани€ €рлыков, оста≠етс€ истинно человеческой де€тельностью. »менно поэтому совершенно есте≠ственно и неизбежно, что предшествующие убеждени€ и ценности будут вли€ть на то, что думают и о чем пишут социальные психологи.

Ќ≈Ћ№«я —ќ≈ƒ»Ќ»“№ Ђ≈—“№ї » ЂƒќЋ∆Ќќ Ѕџ“№ї

ƒл€ тех, кто работает в области социальных наук, велик соблазн соскользнуть с описани€ того, что есть, на предписание того, что должно быть. ‘илософы называют это натуралистическим заблуждением. –азрыв между Ђестьї и Ђдолжно бытьї, между научным описанием и нравственным предписанием, се≠годн€ столь же велик, как и 200 лет назад, когда на это указал философ ƒэйвид ём (David Hume). Ќи из одного исследовани€ человеческого поведени€ (ска≠жем, зан€ти€ сексом) не вытекает логически, что такое Ђправильноеї поведе≠ние. ≈сли большинство людей не делает чего-либо, то это не означает, что это действие неправильно. ≈сли большинство людей делает нечто, то это не означает, что ото нечто €вл€етс€ правиль≠ным. ћы вводим наши ценности вс€кий раз, когда идем от объективных утверждений факта к предписывающим ут≠верждени€м того, что должно быть.

“аким образом, на де€тельность социальных психоло≠гов вли€ют их личностные ценности, проникающие в тру≠ды как €вным, так и завуалированным путем. Ќам следует всегда помнить об этом и кроме того не забывать о том, что-все вышесказанное в полной мере относитс€ и к нам. Ќаши ценности и предположени€ окрашивают наши взгл€ды на мир. „тобы узнать, насколько сильно усвоенные нами цен≠ности и социальные представлени€ вли€ют на формирова≠ние того, что мы принимаем как должное, необходимо столкнутьс€ с миром другой культуры, что врем€ от времени мы и будем делать на страницах этой книги.

  какому же выводу мы пришли? ≈сли у науки есть субъективна€ сторона, ее данным не следует довер€ть? —овсем наоборот: мы осознаем, что мышление человека всегда включает в себ€ интерпретацию, и именно поэтому нам нужен научный анализ. ѕосто€нно свер€€ наши убеждени€ с фактами, узнава€ их как можно лучше, мы контролируем и ограничиваем свои предубеждени€. Ќаблю≠дение и экспериментирование помогают нам протереть очки, через которые мы смотрим на реальность.

–≈«ёћ≈

÷енности социальных психологов могут проникать в их работу €вно (что про≠€вл€етс€ в выборе тем исследовани€) и не столь €вно (завуалированные допу≠щени€, про€вл€ющиес€ в процессе формировани€ концепций, наклейки €рлы≠ков и консультировани€). ¬се отчетливее осознаетс€ субъективность научных интеопоеташш: вли€ние личностных ценностей на концепции и €олыки сопи-

Ќатуралистическое заблуждение:

ошибка определени€ того, что €вл€етс€ хорошим относи≠тельно того, что

о что типично, Ч нормаль≠но; то, что нормаль≠но, Ч хорошо.

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■

альной психологии; разрыв между научным описанием того, что есть, и нрав≠ственным предписанием того, что должно быть. Ёто проникновение ценностей в науку не уникально дл€ социальной психологии и не должно смущать. »мен≠но потому, что мышление человека редко бывает беспристрастным, необходимы,

¬ ќЅЏ≈ “»¬≈

“–» ћ»–ј —ќ÷»јЋ№Ќќ… ѕ—»’ќЋќ√»»

 орни психологии как интернациональны, так и междисциплинарны. »ван ѕавлов был русским физиологом. »сследователь осо≠бенностей детского возраста ∆ан ѕиаже был швейцарским биологом. јвстрийским врачом был «игмунд ‘рейд. Ќо вышло так, что именно в —оединенных Ўтатах эти и другие корни, пересаженные на новую по≠чву, Ђприжились и дали побегиї во многом благодар€ обилию лабораторий, сложно≠му оборудованию и многочисленному, хо≠рошо подготовленному персоналу. »зу≠ча€ положение дел в мире, социальный психолог ‘атали ћохаддам (Fathali Mog-haddam, 1987, 1990) описывал —оединен≠ные Ўтаты как первый мир психологии Ч как супердержаву академической, осо≠бенно социальной, психологии. Ђѕрофес≠сиональный центрї социальной психологии находитс€ в —оединенных Ўтатахї, Ч от≠мечал и ћайкл Ѕонд (Michael Bond, 1988), сотрудник  итайского университета в √он≠конге. ј поскольку социальна€ психологи€ —Ўј и  анады тесно (Ђнеразрывної, как говорит ћохаддам) переплетена, мы мо≠жем также говорить о североамериканс≠кой социальной психологии.

ƒругие индустриальные державы фор≠мируют второй мир социальной психоло≠гии. ¬еликобритани€, например, так же как и —еверна€ јмерика, имеет усто€вшиес€ традиции в научной психологии. Ќо в силу того, что университетска€ система там не так обширна, академические психологи со≠ставл€ют всего лишь '/25 часть от количества психологов в —оединенных Ўтатах.  оли≠чество населени€ в —оветском —оюзе и —Ўј было примерно одинаково, но психо≠логи там составл€ли V10ot числа психоло≠гов в —Ўј (Kolominsky, 1991).

Ќекоторые социальные психологи ¬е≠ликобритании, √ермании, ‘ранции и других европейских стран разрабатывают новые

подходы. »х методологи€ дополн€ет ла≠бораторные эксперименты наблюдени€ми за естественным поведением в естествен≠ных услови€х.

≈вропейские и североамериканские со≠циальные психологи интересуютс€ личнос≠тным и межличностным уровн€ми объ€с≠нени€ социального поведени€, но при этом европейска€ школа стремитс€ удел€ть боль≠ше внимани€ межгрупповому и социаль≠ному уровн€м (Doise, 1986; Hewstone, 1988). “аким образом, европейские воззрени€ мо≠гут подвергать сомнению индивидуализм —Ўј; конфликт, говор€т они, возникает не столько из-за неправильного воспри€ти€ индивидов, сколько из-за борьбы за власть между группами. ≈вропейска€ политичес≠ка€ программа стимулирует заинтересо≠ванность в социальных вопросах, таких как безработица, политическа€ идеологи€ и от≠ношени€ между различными €зыковыми и этническими группами.

–азвивающиес€ нации, такие как Ѕанг≠ладеш,  уба и Ќигери€, формируют третий мир социальной психологии. »спытыва€ зат≠руднени€ в ресурсах, эти страны вынужде≠ны Ђимпортироватьї психологию из стран первого и второго мира. ¬се же их про≠блемы отличаютс€ своей спецификой: нео≠тложные вопросы, св€занные с нищетой, конфликтами и традиционным сельскохо≠з€йственным образом жизни, требуют при≠стального внимани€. ¬ странах третьего мира исследование основ природы чело≠века социальные психологи считают роско≠шью, да и неграмотное население не в со≠сто€нии заполн€ть опросники.

¬ идеале социальна€ психологи€ будет черпать знани€ о процессах социального мышлени€, социального вли€ни€ и соци≠альных отношений, общих дл€ всех людей, из открытий психологов всех трех миров. “ак как мирова€ интеграци€ продолжаетс€ и мы обмениваемс€ знани€ми и мнени€ми, така€ социальна€ психологи€ действитель≠но становитс€ возможной.

40 ■ —оциальна€ психологи€

«ј  ”Ћ»—јћ»

Ђ–одившись в »ране и получив образование в јнглии, € присоединилс€ к сотн€м тыс€ч иранцев, возвращающихс€ домой после революции 1978 года. ¬скоре € убедилс€, что степени доктора философии недостаточно дл€ моей работы в культуре, котора€ с подозрением относилась к западной психологии и требовала отражени€ интересов и ценностей иранского народа в моей преподавательской и исследовательской де€тель≠ности. ќпыт работы в этой стране, а позднее знакомство с программой ќќЌ по разви≠тию помогли мне осознать неотложные нужды психологии, соответствующей бедным и неграмотным народам третьего мира. ѕолага€, что интернационализаци€ психологии будет полезна психологам всех трех миров, € сейчас работаю над тем, чтобы уменьшить разрыв между социальной психологией —еверной јмерики и других частей света и научить психологов работе 8 странах третьего миреї.

‘ј“јЋ» ћќ’јƒƒјћ (Fathali M. Moghaddam), ƒжорджтаунский университет

во-первых, систематическое наблюдение и экспериментирование (если мы со≠бираемс€ соотнести свои богатые идеи с реальностью) и, во-вторых, стремление социальных психологов разных культур к обмену иде€ми и открыти€ми.

■ Ђя «ЌјЋ Ё“ќ!ї: Ќ≈ я¬Ћя≈“—я Ћ» —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я јЌјЋќ√ќћ «ƒ–ј¬ќ√ќ —ћџ—Ћј?

Wo... ќткрывают ли теории социальной психологии что то новое относительно обсто€тельств, с которыми сталкиваютс€ люди? »ли они только описывают очевидное?

ћногие выводы, представленные в этой книге, будут, веро€тно, известны вам, так как социальна€ психологи€ Ч это то, что повсюду вокруг нас.  аждый день мы наблюдаем за тем, как люди думают друг о друге, вли€ют друг на друга и относ€тс€ друг к другу. ¬еками философы, писатели и поэты наблюдали социальное поведение и были достаточно проницательны, высказыва€ свое мнение.

ѕоэтому верно ли утверждение, что социальную психологию можно уподо≠бить здравому смыслу? —оциальна€ психологи€ сталкиваетс€ с двум€ проти≠воречивыми критическими замечани€ми. ¬о-первых, она тривиальна, посколь≠ку удостовер€ет очевидное; во-вторых, она опасна, поскольку ее открыти€ могут быть использованы дл€ манипулировани€ людьми. ќбоснованно ли пер≠вое возражение, что социальна€ психологи€ просто формализует то, что любой, не будучи профессиональным социальным психологом, уже знает интуитивно?

 ален ћерфи (Cullen Murthy, 1990) думает так: Ђƒень за днем ученые, имеющие дело с социальными науками, выход€т в мир, и день за днем они открывают, что поведение людей очень похоже на то, что вы и ожидали уви≠детьї. ѕочти полвека назад историк јртур Ўлезингер-младший (Arthur Schlesinger, Jr, 1949) подобным образом отреагировал на результаты исследо≠вани€ амегшканских солдат во врем€ второй мировой войны, содепжатирг€ п

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■

двух томах под названием ЂThe American Soldierї. ЂЁто нудна€ демонстра≠ци€ знаний, очевидных любому здравомысл€щему человекуї, Ч говорил он.

 акие же выводы были сделаны в результате этого исследовани€? ƒругой рецензент, ѕоль Ћазарсфельд (Paul Lazarsfeld, 1949), предложил несколько примеров с интерпретацией, часть из которых € привожу здесь.

■ ” солдат с более высоким уровнем образовани€ было больше проблем с адаптацией, чем у менее образованных. (»нтеллектуалы были менее под≠готовлены к военным стрессам, чем люди, воспитанные улицей.)

ш ёжане лучше справл€лись с жарким климатом острова ёжного мор€, чем север€не. (ёжане более привычны к жаркой погоде.)

■ Ѕелые р€довые больше стремились получить очередное воинское звание, чем чернокожие. (√оды угнетени€ сказались на мотивации достижени€.)

■ ёжане-чернокожие предпочитали находитьс€ в подчинении белых офи≠церов с ёга, а не с —евера. (ќфицеры с ёга были более опытными и умелыми во взаимодействии с чернокожими.)

■ ѕо мере продолжени€ боев солдаты все больше стремились возвратитьс€ домой до окончани€ войны. (—олдаты знали, что во врем€ боев они под≠вергаютс€ смертельной опасности.)

ќднако проблема со здравым смыслом заключаетс€ в том, что мы взыпаем к нему после того, как знакомимс€ с фактами. —обыти€ станов€тс€ Ђочевидныї и предсказуемы после того, как они уже произошли, а не до того. »сследовани€ показали, что когда люди узнают о результатах эксперимента, то они не €вл€ет≠с€ дл€ них неожиданностью. ѕо крайней мере, он удивл€≠ет их меньше, чем людей, которые просто говорили об эк≠спериментальной процедуре и возможных результатах (Slovic & Fischhoff, 1977)"

ƒафна Ѕарац (Daphna Baratz, 1983) дала студентам

Ђѕервоклассна€ те≠ори€ прогнозирует; второсортна€ Ч преп€тствует;

колледжа предполагаемые результаты социальных иссле- а третьесортна€ Ч

Д т т Д объ€сн€ет после

довании. Ќекоторые из них соответствовали действитель- результатаї

ј. ».  итайгородский

ности (например, Ђ¬о врем€ подъема экономики люди тра≠т€т большую часть своего дохода, чем во врем€ спадаї или ЂЋюди, регул€рно посещающие церковь, стрем€тс€ иметь больше детей, чем те, кто редко ходит в церковьї). Ќекоторые результаты про≠тиворечили действительности. —оответствовали ли данные результаты действи≠тельности или были противоположны ей, студенты оценивали их как Ђ€ знал это!ї.

¬ы, возможно столкнулись с таким же €влением, когда читали резюме ре≠зультатов Ћазарсфельда из ЂThe American Soldierї. Ќа самом же деле Ћазарс≠фельд продолжил свою мысль так: Ђ аждое из этих утверждений пр€мо противоположно тому, что было обнаружено в действительностиї: Ќа са≠мом деле в книге отмечалось, что необразованные солдаты адаптировались хуже; южане лучше, чем север€не, приспосабливались к тропическому климату; чернокожие в большей степени стремились к повышению и т. д. Ђ≈сли бы мы сначала сообщили об истинных результатах исследовани€ (как их узнал Ўле≠зингер), читатель бы также навесил на них €рлык "очевидного". явно что-то не так с аргументацией очевидности... ѕоскольку можно пон€ть любую челове≠ческую реакцию, очень важно знать, какие реакции и при каких услови€х дей≠ствительно имели место наиболее частої.

42 ■ —оциальна€ психологи€

ѕри xnudcaume

событи€ кажутс€

очевидными

и предсказуемыми.

“ак же и в повседневной жизни: часто мы не думаем о том или ином собы≠тии до тою момента, пока оно не происходит. » тогда мы неожиданно €сно понимаем, почему это случилось, и не удивл€емс€. ѕосле победы –ональда –ейгана над ƒжимми  артером на президентских выборах в 1980 году ком≠ментаторы, забыв, что результат выборов был Ђпочти предрешенї за несколь≠ко дней до окончани€ кампании, сочли, что победа –ейгана с большим переве≠сом в его пользу не удивительна и легко объ€снима.  огда за день до выборов ћарк Ћири (Mark Leary, 1982) опрашивал людей относительно процента го≠лосов, которые получит каждый кандидат, ответ в среднем звучал так: Ђѕобедит –ейган с небольшим перевесомї. Ќа следующий день после выборов Ћири обратилс€ к дру≠гим люд€м с вопросом, какой результат они предсказали бы за день до выборов; большинство указало число голо≠сов за –ейгана, которое почти с точностью совпадало с конечным результатом.  ак сказал датский философ-тео≠лог —ерен  ьеркегор (Sorcn Kierkegaard): Ђ∆изнь идет вперед, но понимаешь ее задним числомї.

≈сли хипдсайт (также называемый феноменом Ђ€ знал это!ї) проник н в ваше сознание, то вы, возможно, почув≠ствуете, что уже знали об этом €влении. ƒействительно, почти все возможные результаты психологического экспе≠римента могут казатьс€ здравым смыслом, но только после того как они вам станов€тс€ известны. ¬ы можете продемонстрировать этот феномен. ѕопроси≠те половину группы предсказать результат какого-нибудь текущего событи€, скажем гр€дущих выборов. ƒругой половине через неделю после того, как результат будет известен, задайте вопрос, что бы они предсказали. Ќапример, когда ћартин Ѕолт и ƒжон Ѕринк (Martin Bolt, John Brink, 1991) пригласили студентов  альвинского колледжа предсказать, сколько голосов отдаст сенат —Ўј за спорного кандидата в ¬ерховный суд  ларенса “омаса (Clarence

ќшибка хиндсайта:

тенденци€ преуве≠личивать чью-либо способность пред≠видеть, как все обойдетс€, после того как результат стал известен. “акже известна как феномен Ђ€ знал это!ї.

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■ 43

Thomas), 58% предсказало, что его кандидатура будет одобрена. Ќеделей поз≠же его утверждени€ в должности Ѕолт попросил других студентов вспомнить, что они бы предсказали. Ђя думал, что он пройдетї, Ч ответило 78%.

»ли дайте половине группы одни результаты психологического открыти€, а другой Ч противоположные. Ќапример, скажите первой половине: Ђ—оциаль≠ные психологи обнаружили, что выбираете ли вы друзей или влюбл€етесь, вас более всего привлекают люди, чьи особенности отличны от ваших собствен≠ных. ќказываетс€, верна стара€ поговорка "ѕротивоположности прит€гива≠ютс€"ї.

ƒругой половине скажите:Ђ—оциальные психологи обнаружили, что выби≠раете ли вы друзей или влюбл€етесь, вас более всего привлекают люди, чьи особенности похожи на ваши собственные. ќказываетс€, верна стара€ поговор≠ка "¬орон Ч к ворону, голубь Ч к голубю"ї.

ѕопросите людей сначала объ€снить результат. «атем попросите сказать, Ђудивилї он их или нет. ‘актически, какой бы результат им ни дали, все ска≠жут, что ничего удивительного не было.

 ак показывают примеры, достаточно запастись древними пословицами, и существование любого исхода будет оправдано. “ак как произойти может вс€≠кое, существуют пословицы на все случаи жизни. Ѕудем ли мы вторить ƒжону ƒонну (John Donne), что Ђ„еловек Ч не островї, или “омасу ¬улфу (Thomas Wolfe): Ђ аждый человек Ч островї? ≈сли какой-нибудь социальный психо≠лог говорит, что разлука усиливает романтическую прив€занность, ƒжо отвеча≠ет: Ђ» вам за это плат€т?  аждый знает, что "любовь не страшитс€ разлук"ї. ј окажись, что разлука ослабл€ет чувства, ƒжуди может заметить: Ђћо€ ба≠бушка могла бы сказать вам: "— глаз долой Ч из сердца вон"ї. Ќеважно, что происходит, всегда найдетс€ кто-то, кто уже это знал.

¬озможно, из всех, кто больше всего запомнилс€ благодар€ банальным лекци€м и частому употреблению штампов в своей речи, был ранний греческий философ ћедиократ.

UBESї

44 ■ —оциальна€ психологи€

¬ ќЅЏ≈ “»¬≈

 онкурирующие пословицы

 аллен ћерфи (Cullen Murphy, 1990), ответ≠ственный за выпуск ЂThe Atlanticї, ошибаетс€, утвержда€, что Ђсоциологи€, психологи€ и дру≠гие социальные науки чересчур часто просто выдел€ют очевидное или подтверждают ба≠нальностиї. ¬ его небрежном обзоре откры≠тий социальных наук Ђнельз€ было обнаружить ни одну идею, о которой бы не упоминалось уже в Ѕарлеттской или любой другой энцик≠лопедии цитатї. »менно так, поскольку дл€ многих возможных открытий имеетс€ цитата (Evens & Berent, 1993).  ак однажды заметил философ јльфред Ќорт ”айтхед (Alfred North Whitehead, 1861Ч1947): Ђ¬се важное уже было сказаної. “ем не менее, чтобы скрупулезно проанализировать правдивость конкурирую≠щих высказываний, нам необходимо исследо≠вание. –ассмотрим.

ѕравда ли, что... »ли что...
 огда слишком много поваров, это портит суп. ”м хорошо, а два Ч лучше.
„то написано пе≠ром, того не вы≠рубишь топором. Ќе по словам суд€т, а по делам.
Ќевозможно на≠учить старую собаку новым трюкам. ”читьс€ никогда не поздно.
Ѕогатство разум рождает. ”быток Ч уму прибыток.
ѕромедление смерти подобно. Ќе зна€ броду, не суйс€ в воду.
 то предупреж≠ден, тот вооружен. Ќе говори Ђголї, пока не переско≠чишь.

 арл “ейген (Karl Tcigen), должно быть, посмеивалс€, предлага€ студентам Ћестерского университета (јнгли€) оценить реально существующие послови≠цы и их перевертыши.  огда им зачитали реально существующую пословицу Ђ—трах сильнее любвиї, большинство оценило ее как верную. Ќо то же сдела≠ли студенты, которым дали ее зеркальное отражение: ЂЋюбовь сильнее стра≠хаї. ќтдали должное прекрасной пословице Ђ—лезами горю не поможешьї; но то же произошло и с Ђ√оре в слезах выплачешьї. ћоими любимыми были, однако, две пословицы, которые были оценены очень высоко: Ђћудрецы созда≠ют пословицы, дураки же их повтор€ютї (подлинна€) и ее вымышленный двойник: Ђƒураки создают пословицы, мудрецы же их повтор€ютї.

ќшибка хиндсайта создает проблему дл€ многих студентов-психологов.  огда вы читаете о результатах экспериментов в учебниках, материал часто кажетс€ легким, даже очевидным.  огда позже вы заполн€ете тест со многими вариантами ответа, где необходимо сделать выбор среди нескольких веро€т≠ных заключений, задача может стать на удивление трудной. Ђя не понимаю, что случилось, Ч позже жалуютс€ сбитые с толку студенты. Ч я думал, что знаю материалї. (ћудрый совет: осознайте этот феномен при подготовке к экзаме≠нам, чтобы не обманывать себ€, полага€, что знаете материал лучше, чем это есть на самом деле.)

‘еномен Ђ€ знал это заранееї может не только превратить открыти€ соци≠альной науки в подобие заключений, сделанных на основе здравого смысла, но и привести к пагубным последстви€м. ќн порождает самонаде€нность Ч пере≠оценку наших интеллектуальных возможностей. ѕосле изобретени€ и призна≠ни€ пишущей машинки люди задним числом сказали, что это был механизм, который нужно было изобрести, и что, раз уж ее изобрели, она должна пользо-

ЂЋегко быть мудрым после того, как что-то уже произошлої. јртур  онан ƒойл, Ђѕроблема “ора Ѕриджаї

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■

ватьс€ успехом. Ќо дл€  ристофера Ћейтема Ўоулса (Christopher Latham Sholes), создател€ Ђ–емингтонаї, ее успех не был столь очевиден заранее. ¬ пись≠ме, датированном 1872 годом, он повер€л: Ђя опасаюсь, (что) она проживет короткий век и ее забудутї.

Ѕолее того, поскольку результаты кажутс€ такими, как если бы их предвиде≠ли заранее, мы более склонны обвин€ть тех, кто принимает решени€, станов€щи≠ес€ в ретроспективе Ђочевидної плохим выбором, чем хва≠лить этих людей за хороший выбор, который впоследствии тоже будет казатьс€ Ђочевиднымї. ѕосле войны в ѕерсид≠ском заливе в 1991 году казалось, не было никаких сомне≠ний, что подавл€ющее превосходство —Ўј и их союзни≠ков в воздухе позволит разгромить иракские войска, хот€ едва ли это было €сно большинству политиков и ученых мужей заранее. ѕосле нападени€ €понцев па ѕирл-’ар-бор (—Ўј) в 1941 году намеки на неминуемое вторжение

тоже казались историкам, описывавшим утро того понедельника, настолько очевидными, что они обвинили политиков и руководство войск —Ўј в неспо≠собности предвидеть то, что случилось.

» мы тоже иногда обвин€ем себ€ за Ђглупые ошибкиї, за то, может быть, что не смогли лучше контролировать ситуацию или человека. ќгл€дыва€сь назад, мы видим, как надо было действовать. (¬спомните сожалени€ јртура Ўлезин≠гера по поводу того, что он Ђбыл столь молчаливї во врем€ обсуждени€ плана ÷–” о вторжении на  убу.) Ќо иногда мы слишком строги к себе. ћы забыва≠ем о том, что очевидное сейчас не было столь очевидным ранее. ¬рачи, срав≠нивающие симптомы болезни пациента и причину его смерти, определенную вскрытием, иногда удивл€ютс€, как можно было поставить неправильный диаг≠ноз. ƒругие врачи, которые опираютс€ только на симптомы, не наход€т, что диагноз так уж очевиден (Dawson & others, 1988). (—тал бы суд так торопитьс€ с вынесением вердикта Ђнебрежное лечение пациентаї, если бы он был вынуж≠ден ставить диагноз, а не судить о его качестве по уже известному результату?)

»так, к какому же выводу мы придем Ч что здравый смысл обычно ошибо≠чен? »ногда да. ƒо тех пор пока наука не развенчала общеприн€тую точку зрени€, на прот€жении веков люди были уверены, что —олнце вращаетс€ вокруг «емли. Ќа основании медицинского опыта доктора считали, что кровопускание эффективно при лечении брюшного тифа, пока кто-то в середине прошлого столети€ не провел эксперимент: разделил пациентов на две группы Ч одной делали кровопускание, а у другой был просто постельный режим.

¬ чем счастье: в знании правды или в сохранении иллюзий? ¬ том, что ты вместе с другими, или в том, что живешь в мирном уединении? ¬ том, что живешь добродетельной жизнью или погр€з во грехе? ћнений Ч тьма; не≠важно, что мы считаем, всегда будет кто-то, кто это предвидел. ¬опрос в том, какие из бесчисленных конкурирующих идей больше всего соответствуют ре≠альности? ѕоэтому дело не в том, что здравый смысл заведомо ошибочен. ѕожалуй, здравый смысл обычно прав, но уже после свершившегос€ факта. ѕо этой причине мы легко обманываем себ€, полага€, что знаем и знали больше, чем это есть и было на самом деле. »менно поэтому нам нужна психологичес≠ка€ наука Ч чтобы помочь отделить реальность от иллюзий и насто€щие про≠гнозы от легкого хпндсайта.

16 ■ —оциальна€ психологи€

–≈«ёћ≈

ќткрыти€ социальной психологии иногда кажутс€ очевидными. ќднако экс≠перименты показывают, что результаты более Ђочевидныї после того, как фак≠ты уже известны. Ёта ошибка хиндсайта часто делает людей слишком уверен≠ными в правильности своих суждений и прогнозов.

■ —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я:  ј  Ё“ќ ƒ≈Ћј≈“—я

—оциальные психологи прогнозируют поведение посредством коррел€ционных исследований, которые часто провод€тс€ в естественных услови€х. —трем€сь объ€снить поведение, они став€т эксперименты, в которых манипулируют одним или несколькими контролируемыми факторами. ѕорученные результаты позво≠л€ют социальным психологам оценить теории, которые систематизируют их на≠блюдени€ и подразумевают провер€емые или практические гипотезы.

¬ отличие от других научных дисциплин, в социальной психологии зан€то почти шесть миллиардов практиков-любителей. —озерцание людей в парках, на пл€же, в школе Ч универсальное хобби. Ќаблюда€ за людьми, мы формируем предположени€ о том, как люди думают друг о друге, как они вли€ют друг на друга и как относ€тс€ друг к другу. —оциальные психологи-профессионалы делают то же самое, только более кропотливо, часто использу€ эксперименты Ч социальные драмы в миниатюре, где наход€т причину и следствие. ѕрочитав следующие главы, вы многое узнаете о методах социально-психологических исследований. Ќо давайте сейчас загл€нем за кулисы и кратко познакомимс€ с тем, как делаетс€ социальна€ психологи€. Ётого взгл€да, € полагаю, будет вполне достаточно, чтобы вы пон€ли зна≠чение обсуждаемых далее открытий и критично поразмыс-

венно возникающих св€зей между переменными.

ѕолевое исследование:

исследование, выполненное в естественных, реальных жизнен≠ных уело и€х, не лили о повседневных общественных событи€х.

 оррел€ционное исследование:

изучение естест-

—оциально-психологические исследовани€ различают≠с€ по своим услови€м. ќни могут быть лабораторными (контролируема€ ситуаци€) или полевыми (повседневные ситуации). ≈ще они различаютс€ по методу Ч он может быть либо коррел€ционным (вы€вл€ющим, существует ли между двум€ факторами естественна€ св€зь), или экспери≠ментальным (манипулирование каким-либо фактором с целью вы€снени€, как он вли€ет на другой). ≈сли вы хоти≠те быть критичным читателем результатов психологических исследований, о которых сообщаетс€ в газетах и журналах, вам стоит у€снить различие между коррел€ционным и экспериментальным исследованием.

 ќ––≈Ћя÷»ќЌЌќ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈: Ќј’ќ∆ƒ≈Ќ»≈ ≈—“≈—“¬≈ЌЌџ’ —¬я«≈…

»спользу€ реальные примеры, давайте сначала рассмотрим преимущества (изучение значимых переменных в естественных услови€х) и недостатки (дву-

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию

■ –ис. 1-3. —татус и долголе≠тие. ¬ысокие могильные сте лы ивекпвечи та людей, ко≠торые жили долго. (јдлпшромлио in —.їroll & othcis, 1994)

смысленна€ интерпретаци€ причины и следстви€) коррел€ционного исследова≠ни€.  ак мы увидим в главе 5, психологи св€зывают личностные и социальные факторы со здоровьем человека. —реди исследователей можно назвать ƒугласа  арролла из  аледонского университета в √лазго и его коллег ƒжорджа ƒэви —мита и ѕол€ Ѕеннетта (Douglas Carroll, George Davey Smith, Paul Bennett, 1994). ¬ поисках возможных св€зей социально-экономического статуса и здо≠ровь€ ученые вз€ли на себ€ смелость исследовать старые кладбища √лазго. ¬ качестве единицы измерени€ здоровь€ они отметили по могильным надпис€м продолжительность жизни 843 индивидов. ¬ качестве показател€ статуса они измер€ли высоту стел над могилой, полага€, что высота отражает стоимость и, следовательно, богатство.  ак показано на рис. 1-3, более высокие столбцы св€заны с более долгой жизнью как у мужчин, так и у женщин.

 арролл и его коллеги объ€сн€ют, как другие исследователи, использу€ современные данные, подтвердили взаимосв€зь статусЧдолголетие. ¬ тех об≠ласт€х Ўотландии, где плотность населени€ и безработица очень мала, про≠должительность жизни так же высока. ¬ —Ўј доход соотноситс€ с долголе≠тием (у людей с низким доходом и статусом риск преждевременной смерти выше). ¬ ¬еликобритании профессиональный статус коррелирует с долголе≠тием. ѕо времени и месту взаимозависимость статус Ч здоровье оказываетс€ достоверной.

ѕ–ќ“»¬ќ—“ќяЌ»≈: ¬«ј»ћќ—¬я«№ - ѕ–»„»ЌЌќ—“№

¬опрос взаимозависимости статуса и долголети€ иллюстрирует самую непрео≠долимую ошибку мышлени€ социальных психологов (и любителей, и профес≠сионалов).  огда два фактора, таких как статус и здоровье, сто€т р€дом, ужасно хочетс€ предположить, что один есть причина другого. ћы могли бы предполо≠жить, что статус каким-то образом предохран€ет человека от риска заболеть. »ли, может быть, наоборот? ћожет быть, здоровье способствует бодрости и

to ■ шцисишна€ психологи€

■ –ис. 1-4- ≈сли две переменные а.тнмосв€лшш, возможно любое сочетание трех объ€снений.

успеху. ¬еро€тно, люди, живущие дольше, накапливают больше материальных ценностей, что позвол€ет им иметь более дорогие стелы на могиле.  оррел€ци≠онное исследование позвол€ет нам прогнозировать, но не может сказать нам, будет ли изменение одной переменной (такой как социальный статус) причиной изменений другой (такой как здоровье).

Ќеразбериха в причинно-следственной св€зи еще больше запутывает рас≠суждени€ в русле попул€рной психологии. –ассмотрим другую, реально суще≠ствующую, взаимосв€зь между самоуважением и академической успеваемос≠тью. ƒети с высокой самооценкой стрем€тс€ к высокой академической успевае≠мости. ( ак и в любой коррел€ции, мы можем также утверждать и обратное: хорошо успевающие имеют высокую самооценку.) ѕочему вы предполагаете, что это так (рис. 1-4)?

Ќекоторые полагают, что здорова€ Ђя-концепци€ї способствует успеваемо≠сти. “аким образом, развива€ у ребенка образ его собственного я, вы содейству≠ете его школьным успехам. ƒругие доказывают, что высока€ успеваемость формирует положительный я-образ. »сследование 635 норвежских школьни≠ков свидетельствует о том, что хорошие отметки в журнале и посто€нна€ похва≠ла от дружелюбно настроенного учител€ может повысить самооценку ребенка (Skaalvik & Hagtvet, 1990). ћожно также предположить, что самооценка и успех коррелируют, поскольку обе переменные св€заны преимущественно с ин≠теллектом и социальным статусом семьи. Ёта гипотеза была подтверждена в двух исследовани€х: одно рассматривало общенациональную выборку 1600 молодых американцев, второе включало 715 юношей из ћиннесоты (Bachman & O'Malley, 1977; Maruyama & others, 1981).  огда исследователи на статисти≠чески значимом уровне устранили вли€ние таких факторов, как интеллект и семейный статус, коррел€ци€ между самооценкой и достижени€ми исчезла без следа. “о же произошло и с гипотезой ƒжона ћак- арти и ƒина ’оуга (John McCarthy, Dean Hoge, 1984) о взаимозависимости низкой самооценки и делин-квентности (низкое самоуважение обусловливает отклон€ющеес€ поведение): проведенное ими исследование 1658 подростков показало, что делинквентиые действи€ снижают самооценку. «а нарушением правил следует осуждение, ко≠торое, в свою очередь, обусловливает более низкую самооценку.

√лава 1. ¬ведение в социальную психологию ■ 4S

»сследователи обнаружили уме≠ренную, но положи≠тельную взаимо≠св€зь между предпочтением подростками му≠зыки Ђхэви металлї и их установками на секс до вступле≠ни€ в брак, порно≠графию, сатанизм, употребление нар≠котиков и алкогол) (Landers, 1988).  аковы возможные объ€снени€ этой взаимосв€зи?

гредовые коррел€ционные методики могут свидетель≠ствовать о наличии причинно-следственных отношений. ¬заимосв€зь с разрывом во времени раскрывает после≠довательность событий (например, показыва€, как часто перемена в достижени€х предшествует или следует за изменением самооценки). »сследователи могут кроме того использовать статистические методики, которые унич≠тожают вли€ние Ђпрокл€тыхї переменных. “аким обра≠зом, исследователи, о которых мы говорили выше, видели, что взаимосв€зь самооценки и достижений исчезает после исключени€ различий в интеллекте и семейном статусе. (—реди людей с аналогичным интеллектуальным и семей≠ным статусом св€зь самоуважение Чдостижение была ми≠нимальной.) ѕодобным же образом группа исследователей из Ўотландии задалась вопросом, сохранитс€ ли взаимо≠св€зь статуса и долголети€, если исключить из списка переменных курение, которое сейчас в гораздо меньшей степени распространено среди людей более высокого ста≠туса. ¬заимосв€зь сохранилась, и это предполагает, что дл€ объ€снени€ более высокой смертности бедных необходимы какие-то другие факторы, например, более высокий уровень стресса и снижение чувства контрол€.

»так, высока€ эффективность коррел€ционного исследовани€ состоит в том, что оно проводитс€ в услови€х реальной действительности, где мы можем рас≠сматривать такие факторы, как раса, пол и социальный статус, которыми невоз≠можно манипулировать в лаборатории. Ѕольшим недостатком €вл€етс€ амби≠валентность результатов. «нание того, что две переменные измен€ютс€ вместе, позвол€ет нам предсказывать одну, если мы знаем другую. Ќо это не вы€вл€ет дл€ нас причину и следствие.

ќѕ–ќ—

—ледующий вопрос: каким образом мы измер€ем переменные, типа статуса и здоровь€? ќдин из возможных способов Ч опрос репрезентативной выборки людей. »сследователи получают репрезентативную группу, рассматрива€ слу≠чайную выборку (выборку, в которую с равной веро€тнос≠тью может попасть любой человек из попул€ции). —оглас≠но этой методике, люба€ подгруппа людей Ч например, рыжеволосые Ч будет представлена в опросе в той же мере, в какой она представлена в общей группе.

”дивителен тот факт, что опрашиваем ли мы людей в городе или во всей стране, 1200 случайно отобранных участ≠ников дают нам возможность на 95% быть уверенными в описании всей попул€ции с ошибкой погрешности 3% или меньше. ѕредставьте себе огромный кувшин, наполненный бобами Ч 50% красных и 50% белых. Ќаугад выберите 1200 из них, и будьте уверены, что в 95% случа€х вы извлечете от 47% до 53% красных бобов, незави≠симо от того, содержитс€ в кувшине 10 000 или 100 000 000 бобов. ≈сли мы будем рассматрибать красные бобы как тех, кто поддерживает одного кандида≠та в президенты, а ($рлые бобы Ч как тех, кто поддерживает другого, то сможем

—лучайна€ выборка:

группа людей, ото≠бранных дл€ опроса, в котором каждый человек изучаемой попул€ции имеет равные возможнос≠ти участи€.

50 ■ —оциальна€ психологи€ /

пон€ть, почему начина€ с 1950 года опросы √эллапа, проведенные непосред≠ственно перед национальными выборами в —Ўј, расходились с результатами выборов в среднем только на 1,4%.  ак по капле крови можно судить обо всем организме, так на основании случайной выборки можно говорить о попул€ции в целом.

—ледует помнить, что опросы в действительности не прогнозируют голосо≠вание; они только описывают общественное мнение на момент процедуры. ќбщественное мнение может мен€тьс€. „тобы оценить опросы, мы должны так≠же помнить о четырех компонентах, которые, возможно, оказывают вли€ние на результаты: нерепрезентативные выборки, последовательность вопросов, право выбора ответов и формулировка вопросов.

Ќерепрезентативные выборки

ƒл€ опроса существенное значение имеет не только величина выборки, но так≠же и то, насколько точно выборка представл€ет исследуемую попул€цию. ¬ 1984 году обозреватель Ённ Ћандерс (Ann Landers), работающа€ в отделе писем, согласилась провести среди своих читателей опрос на тему, считают ли женщины прив€занность более важной, чем секс. ≈е вопрос: ЂЅыли бы вы до≠вольны, если бы ваши отношени€ оставались близкими и нежными, но в них отсутствовал бы сам "акт"?ї »з 100 000 ответивших женщин 72% сказали Ђдаї. ѕоследовал широчайший отклик. ¬ ответ на высказывани€ критиков Ћандерс (1985, с. 45) признала, что Ђвыборка может не представл€ть всех жен≠щин јмерики. Ќо она все-таки обеспечивает подлинное понимание (которое очень ценно) некоего общественного среза, поскольку мою колонку читают около 70 миллионов людей различного общественного положени€ї. ¬се же можно пои?1тересоватьс€, а разве 70 миллионов читателей представл€ют все население? » €вл€етс€ ли 1 из 700 читателей, прин€вших участие в опросе, выразителем мнений 699 неучаствовавших?

¬ажность репрезентативности была успешно продемонстрирована в 1936 году, когда журнал еженедельны





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2620 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

836 - | 619 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.18 с.