Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие русской философии. »сториософи€ ѕ.„аадаева. «ападники и слав€нофилы. ‘илософские искани€ ј.√ерцена и Ќ.„ернышевского




‘илософское знание в  иевской –уси, в периоды монгольского ига и централизованного ћосковского государства было фрагментарным, не самосто€тельным и не систематизированным.

ќсновным идейно-теоретическим фактором становлени€ древнерусской философской мысли €вилось христианство, вместе с тем €зыческое наследие лежало в основе мировоззрени€ широких народных масс.

¬ истории отечественной философии выдел€етс€ р€д этапов:

ѕервой крупной эпохой €вл€етс€ период XI-XVII вв., топологически соответствующий эпохе средневековь€ в западноевропейской культуре. ќн делитс€ на древнерусский (культура  иевской, или домонгольской, –уси) и средневеково-русский (культура государства ћосковского).

ƒревнерусска€ богословска€ и философска€ мычль формировалась под вли€нием византийской философии. ѕравда, особенностью русской мысли и руской образованности €вл€лось то, что она использовала свой собственный письменный €зык (созданный в IX веке византийцами  ириллом и ћефодием) и в большей степени €вл€лась практической.

ѕервым древнерусским философом можно считать митрополита киевского »лариона (XI в.), автора известного Ђ—лова о законе и благодатиї. — помощью метода символического толковани€ ¬етхого завета он построил богословско-историческую концепцию, обосновывавшую включенность Ђрусской землиї в общемировой процесс торжества божественного Ђсветаї над Ђтьмойї €зычества.

—воеобразным конспектом практической философии €вл€етс€ Ђѕоучениеї кн€з€ ¬ладимира ћономаха (начало XIIв.). Ёто один из немногих текстов, где дан этический кодекс поведени€ мир€н. ќсобенностью практической философии ћономаха €вл€етс€ слаба€ расчлененность Ђэтикиї, Ђэкономикиї и Ђполитикиї.

√лавным итогом развити€ древнерусской философии оказалась выработка принципиально новых. ¬ сравнении с дохристианскими, представлений о мире как творении Ѕога, о человеке как двойственном существе, состо€щем из бренного тела и бессмертной души.

¬торой этап (XVII в.) исторически св€зан с европеизацией –оссии и реформами ѕетра 1. Ќациональна€ иде€ Ђсв€той –усиї перевоплощаетс€ в идею Ђвеликой –оссииї, что нашло свое отражение в отмене патриаршества в 1721 году и превращении церкви в государственный департамент. ¬ западноевропейской культуре XVIII века эпоха ѕросвещени€, выразивша€ тенденцию восход€щего, революционного буржуазного развити€. –осси€ многое восприн€ла из культуры западноевропейского ѕросвещени€. Ќо это вли€ние не могло компенсировать некоторую замедленность русского исторического процесса. ¬ западноевропейской культурной типологии ему примерно соответствует эпоха –енессанса.

Ќаиболее традиционной философи€ продолжала оставатьс€ в духовных учебных заведени€х ( иево-могил€нска€). — основанием в 1755 г. ћосковского университета философи€ постепенно отходит от схоластических форм, становитс€ более свободной от церкви, начав тем самым процесс секул€ризации и обогащени€ своего содержани€ научными знани€ми. ѕервый профессор философского факультета ѕоповский пр€мо призвал отказатьс€ от прежней традиции философских курсов на латыни и перейти к философии на Ђроссийском €зыкеї. “аким образом, возникла традици€ русской университетской философии, более свободной в сравнении с духовно-академической, но посто€нно испытывавшей давление государственно-церковной цензуры. –усска€ философска€ мысль этого периода св€зана с именами Ћомоносова, —ковороды, ўербатова, –адищева. ¬се они в той или иной степени осуществили синтез античной (€зыческой) и христианской культур.

Ћомоносов ћ.¬. (1711-65гг.) ќсновоположник материалистической философии в –оссии. —оздал основы Ђкорпускул€рной философииї, базирующейс€ на атомистической доктрине. ¬ ней он видел возможность примирени€ научного и религиозного объ€снени€ мира.

–адищев ј.Ќ. (1749-1802гг) Ђќ человеке, о его смертности и бессмертииї. —начала он дает Ђкартину человекаї, акцентиру€ включенность человека в систему природных св€зей и закономерностей при одновременном подчеркивании его способности видеть во всем присутствие Ѕога, затем воспроизводит известные ему доказательств смертности души (диалектические идеи, в частности, идею Ћейбница о том, что "насто€щее чревато будущим"), после этого приводит доводды в пользу бессмерти€ души.

“реть€ эпоха Ц конец XVIII Ц перва€ половина XIX. ”тверждаетс€ самосто€тельное философское творчество в –оссии. ќно про€вилось прежде всего в противоборстве слав€нофилов ( иреевский, ’ом€ков, јксаков. —амарин) и западников (Ѕелинский, „ернышевский, √ерцен, ƒобролюбов, ѕисарев). √лавные дискуссии происходили вокруг основной проблемы тог времени.: судьбы –оссии и ее роль в мировом историческом процессе. —лав€нофилы: рассматривали самобытность исторического прошлого –оссии, как залог всечеловеческого призвани€; запад завершил свое развитие и клонитс€ к упадку; они разрабатывали учение о человеке и обществе, основанное на религиозном представлении, достижение целостности человека и св€занное с этим обновление общественной жизни слав€нофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой €вл€етс€ русска€ православна€ церковь. —реди западников в философском отношении особо выдел€ютс€ √ерцен и „ернышевский.

ѕетр яковлевич „аадаев, несомненно, осознавал себ€ христианским мыслителем и стремилс€ к созданию именно христианской метафизики. —толь характерна€ дл€ русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. ќн писал, что историческа€ сторона христианства заключает в себе всю "философию христианства". ¬ "историческом христианстве" находит, по „аадаеву, выражение сама суть религии, котора€ €вл€етс€ не только "нравственной системой", но действующей универсально божественной силой. ћожно сказать, что дл€ „аадаева культурно-исторический процесс имел сакральный (св€щенный) характер. ќстро пережива€ его, он основывал свою историософию на идее провиденциализма. ƒл€ него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его "конечным цел€м". ќценива€ провиденциалистский (св€занный с подчеркиванием роли божественного провидени€) характер историософии „аадаева, необходимо учитывать, что в своих работах он посто€нно подчеркивал мистический характер действи€ "божественной воли", писал о "тайне ѕромысла", о "таинственном единстве" христианства и истории и т.д. “ем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседству€, как это не раз случалось в истории мысли, с мистицизмом. јпологи€ исторической церкви и ѕромысла Ѕожи€ оказываетс€ средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества. ј точнее, западноевропейских народов.

„ернышевский Ќ.√. »спытал сильное вли€ние воззрений ‘ейербаха, удел€л большое внимание антропологической философии, дополн€€ ее социальными, этическими и экономическими аспектами. ¬ области этики идею Ђразумного эгоизмаї, дл€ его воззрений характерна поэтизаци€ самого факта жизни.

ѕрирода человека находитс€ не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. »стори€ циклична. ќна состоит из закономерных восход€щих и нисход€щих фаз развити€ в революци€х нового времени. Ќа историю вли€ют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на прав€щих постах.

√ерцен ј.». ”влекалс€ западноевропейскими философскими концепци€ми, после поражени€ европейских революций 1848-49 гг. разочаровалс€ в возможност€х «апада и разработал теорию Ђрусского социализмаї, став одним из основоположников народничества. ¬ своих издани€х Ц альманахе Ђѕол€рна€ звездаї и газете Ђ олоколї - выступал против крепостничества и царизма.

—уществует единство быти€ и мышлени€, жизни и идеала (стремилс€ найти и сформулировать новый метод познани€). ‘орма движени€ к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнетс€ пора "сознательного де€ни€" (это характеристика сущности человека, возвышающегос€ над неосмысленным существованием и над бесстрастным зан€тием наукой). ѕрирода - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

„етвертый этап - втора€ половина XIX Ц 20-е годы XX в. философи€ того периода носит преимущественно религиозно-христианский характер (‘едоров Ц иде€ Ђвсеобщего спасени€ї, активного преодолени€ смерти, Ћеонтьев, –озанов), а основным направлени€ми развити€ станов€тс€ антропоценризм и гуманизм. Ётап характерен бурным творческим развитием основных направлений и видов отечественной культуры. ќн получил название Ђсеребр€ный векї. ¬озникают зрелые, фундаментальные философские системы. —реди мыслителей известны ‘едоров, —оловьев, „ичерин, Ћосский, Ѕерд€ев. –азвитие естествознани€ в –оссии породило еще одну особенность философии Ц возникновение русского космизма. ярко выражен социальный активизм. “еоретические проблемы рассматривались как средство решени€ практических противоречий в ходе социальных преобразований страны.

‘илософские идеи рассматривались не только в трудах философов, но и в произведени€х выдающихс€ представителей мировой и отечественной науки (Ћомоносов, ¬ернадский, ÷иолковский), а также художественной культуры (ƒостоевский, “олстой).

—ледует отметить, что после 1917 г. отечественна€ философи€ имела два крыла: зарубежное и внутреннее развитие философии советского периода.

«ападники - ѕ.я. „аадаев (1794-1856 гг.), Ќ.¬. —танкевич (1813 1840гг.) —читали, что –осси€ должна учитьс€ у «апада и пройти тот же путь развити€, которым шла и идет «ападна€ ≈вропа. »стинна€ религи€ - католицизм. ”повали на свершение земных ча€ний народа, как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством разума и мировой воли

 онец 19 - начало 20 вв. религиозна€ философи€

¬.—.—оловьев (1853-1900гг.) ѕредставил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанционный, умственный, чувственный). —убстанционный мир - мир находитс€ в единстве с Ѕогом. ”мственный мир - умственно-идеальна€ сфера. „увственный мир - мир людей. „еловек - акт божественного творени€, про€вление того, что уже есть. „еловек раздираем внутренними противоречи€ми между безусловным и условным (божественным и человеческим). ћетод их преодолени€: обращение к религии и через действи€ и помощь государства.

Ќ.ј. Ѕерд€ев (1874-1948гг.) в начале своего творчества примыкал к Ђлегальному марксизмуї, позже стал €рым противником учени€ ћаркса, был членом религиозно-философского общества. „еловек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Ѕогу. —уществует 2 вида свободы: иррациональна€ (первоначальна€ хаос) и разумна€ (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Ѕогом, возникновение богочеловека. Ѕерд€ев говорит о неизбежности революции в истории.

ѕ.ј. ‘лоренский (1882-1937) Ц религиозный философ, ученый энциклопедист. Ѕлест€ще знал западную философию, но искал дл€ себ€ опору в православном сознании.  осмологи€ у него развертываетс€ в систему философии и облекаетс€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2072 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2143 - | 1868 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.