В наши дни инновации вызывают самый горячий интерес. В условиях постоянно растущей конкуренции и сокращения периода эксплуатации продуктов компании отчаянно ищут магический ключ к тайнам появления инноваций, полагая, что это определяется неким алгоритмом. Так, работников отправляют на разные семинары, где они играют с «Лего» в надежде, что у них все-таки пробудится творческая мысль. Компании вводят должность директора по инновациям, открывают инновационные центры, где менеджеры свободно общаются и обсуждают идеи в окружении коробок с «Лего».
Джобс с презрением относится к подобным мерам. В «Эппл» не существует особой системы поиска инноваций. На вопрос Роба Уолкера из «Нью-Йорк таймс», планомерно ли и с расчетом работает он над инновациями или ждет вдохновения, Джобс ответил: «Да. Мы сознательно стремимся создавать превосходные продукты. Мы не провозглашаем: „Давайте будем креативными, давайте сделаем супер! Вот они, пять правил инновации, а ну-ка, повесим их на стену!“» С точки зрения Джобса, стремление систематизировать инновации «все равно что пытаться быть „крутым“, когда это не получается. Больно смотреть… Это все равно что наблюдать, как Майкл Делл пытается танцевать. Просто больно».
Тем не менее Джобс питает почти мистическое почтение к изобретательности. Как уже говорилось, среди его кумиров такие знаменитые изобретатели и предприниматели, как Генри Форд, Томас Эдисон и Эдвин Лэнд. Бывший глава «Эппл» Джон Скалли писал, что «Стив восхищался Лэндом, считал его одним из величайших американских изобретателей. Он отказывался признать, что фирма „Полароид“ выгнала Лэнда после его единственной серьезной ошибки — проекта „Полавижн“ — мгновенно проявляющейся кинопленки, оказавшейся, однако, неспособной конкурировать с видеозаписью, что привело к потере 70 миллионов долларов в 1979 году. „Он всего лишь потерял несколько паршивых миллионов, а они отобрали у него компанию“, — с отвращением сказал мне Стив».
Скалли вспоминает, как они с Джобсом ездили к Лэнду, после того как ему пришлось покинуть «Полароид»: «У него была своя лаборатория на Чарльз-Ривер в Кембридже. Был удивительный день, мы сидели в большом зале за пустым столом. Доктор Лэнд и Стив беседовали, уставившись в центр стола. Доктор Лэнд рассказывал: „Я знал, чем должна была стать камера „Полароид“. Для меня она была настолько реальной, как будто находилась прямо передо мной еще до того, как я ее создал“. Стив заметил: „Да, то же самое происходило и со мной, когда мы делали „Макинтош“. Когда я спрашивал людей, пользовавшихся персональными калькуляторами, каким должен быть „Макинтош“, они ничего не могли ответить. Невозможно было проводить опрос пользователей. Мне пришлось самому создавать компьютер, а затем демонстрировать его и спрашивать: „Ну, что вы об этом думаете?““ Они обладали способностью если не изобретать, то находить продукты. Оба считали, что эти продукты существовали и раньше, просто никто не обращал на них внимания. А вот им удалось их открыть. Камера „Полароид“ всегда существовала, и „Макинтош“ всегда существовал. Речь идет лишь об их открытии».
Во время своих интервью прессе и телевидению Джобс часто говорил об инновациях как о фирменном секрете компании. Он несколько раз упоминал о них, выступая с программной речью. В 2001 году, когда индустрия ПК была в упадке, Джобс заявил: «Инновации вытащат нас из этой ямы». А в сентябре 2003 года он хвастал в Париже на «Макуорлд»: «Инновации — вот то, чем мы занимаемся».
Под руководством Джобса «Эппл» стала одной из самых прогрессивных компаний в индустрии. В 2007 году «Бизнес уик» назвал «Эппл» самой новаторской компанией в мире, поставив ее выше «Гугл», «Тойота», «Сони», «Нокиа», «Дженентек» и многих других ведущих корпораций. «Эппл» удерживала лидирующие позиции три года подряд.
Благодаря «Эппл» было выведено на рынок много изобретений, включая три самые важные инновации в современной компьютерной индустрии: первый полностью собранный персональный компьютер («Эппл-II»); первая коммерческая реализация пользовательского графического интерфейса («Макинтош») и в 2001 году — айпод, устройство, способное связываться с Интернетом и одновременно выполняющее функцию аудиоплейера.
В «Эппл» были созданы такие шедевры, как «Ай-Мак», айпод и айфон, но, кроме них, было много не столь известных, но тоже важных и замечательных в своем роде продуктов, включая «Аэропорт» — серию простых в эксплуатации базовых платформ Wi-Fi («Вай-фай»). Благодаря этому переносные компьютеры «Эппл» вошли в число первых ноутбуков, беспроводным образом связанных с Интернетом (сейчас это становится нормой). Среди других продуктов можно упомянуть «Эппл-ТВ», «породнивший» телевизор с компьютером.
«Эппл» не знает себе равных в том, что касается инноваций, но исторически сложилось, что к ней относятся как к чему-то вроде лаборатории по исследованиям и разработкам для индустрии ПК в целом. Компания выдает одну инновацию за другой, но в течение многих лет сама она так и не смогла в полной мере ими воспользоваться. В «Эппл» создали первый графический интерфейс, но оказалось, что на 95 процентах всех ПК он от «Майкрософт». «Эппл» сделала первый карманный компьютер («Ньютон»), а «Палм» превратил его в 3-миллиардную (в долларовом исчислении) индустрию. Пока «Эппл» изобретает, компании вроде «Майкрософт» и «Делл» делают деньги. В этом «Эппл» похожа на «Ксерокс ПАРК» — легендарный исследовательский центр, где были изобретены современные компьютерные технологии — графический интерфейс, локальная сеть и лазерный принтер, — но который не смог их коммерциализовать. Графический пользовательский интерфейс на рынок вывела компания «Эппл», а «Майкрософт» извлек из него максимум выгоды.
Джобс славится репутацией дерзкого новатора. Он так занят выведением следующего революционного продукта, что не может капитализировать прошлый. Критики говорят, что он несется вперед так быстро, что не может завершить начатое. Возьмем, например, «Макинтош» и «Эппл-II». К середине 80-х годов «Эппл-II» был самым успешным ПК на рынке. Так, в 1981 году на него приходилось 17 процентов рыночной доли. Но когда три года спустя появился «Мак», выяснилось, что он абсолютно несовместим с «Эппл-II». На «Мак» не работали программы, написанные для «Эппл-II», и к нему невозможно было подсоединить периферию для «Эппл-II». Разработчики программ не могли перенести приложения с «Эппл-II» на «Мак» — необходимо было полностью переписывать код. И пользователи, решившие перейти на «Мак», должны были начинать все сначала. Им нужно было покупать новые программы и новые периферийные устройства, а это весьма недешево. Но Джобса не интересовало укрепление позиций «Эппл-II». Его занимало будущее, компьютерная графика. Как писал бывший администратор «Эппл» Жан-Луи Гассе: «Джобс — производитель, а не кормилец».
Билл Гейтс никогда не делал подобных ошибок. «Виндоуз» создавался на основе «Майкрософт-ДОС», а «Офис» — на базе «Виндоуз». Каждая новая версия «Виндоуз» совместима с предыдущей. Это медленный, постепенный прогресс, обеспечивающий хороший доход.