Лекции.Орг
 

Категории:


Поездка - Медвежьегорск - Воттовара - Янгозеро: По изначальному плану мы должны были стартовать с Янгозера...


Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки): Структурная и функциональная единица нервной ткани и он состоит из тела...


Перевал Алакель Северный 1А 3700: Огибая скальный прижим у озера, тропа поднимается сначала по травянистому склону, затем...

Готический орнамент




Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Готика это первый стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы, аббатские и городские церкви. Они богато украшены скульптурой, витражами и настенной росписью, а в их убранстве видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги.Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает собою внутреннюю тайну строящего народа – это искание Бога в небесах. Готика – это устремление ввысь, тоска, это крик души. Если тяжелые, массивные циркульные арки романского собора создавали ощущение «пригвожденности» к земле, то готический собор ничуть не снимает с человека это ощущение роковой тяжести земного существования, а еще более усугубляет его глубокой тоской по недостижимому миру.
Громадную роль в решении художественного образа готического храма играет его декор. Во всем убранстве храма, как внешнем, так и внутреннем, господствует орнаментально-декоративный принцип. Главная особенность готической художественной системы – острый внутренний конфликт между внешней ее организацией по орнаментальному принципу и рвущейся наружу самостоятельностью «элементов» этой орнаментальной системы, которые все более и более обнаруживают стремление к непосредственному контакту между собой. Изображенные у колонн храма святые символически толковались как «столпы церкви», хотя в то же Время они воспринимались как личности, взаимодействующие друг с другом и зрителем.Часто скульптуры ярко раскрашивались, и во Время религиозных мистерий, в которых использовались подобные же им скульптуры-куклы на шарнирах, поражающие своим противоестественным натурализмом, все это производило на зрителей чрезвычайно сильное воздействие, вплоть до нервных потрясений, почитавшихся действием небесных сил.Скульптура была неким чувственным, почти «живым» элементом декора храма. И вместе с тем декоративное убранство храма служило еще одной, органично связанной с предыдущей, чрезвычайно важной цели – оно было посредником религиозных идей, заложенных в образе самого храма. Библейская история, евангельские сюжеты жития святых, подвиги современников во славу церкви отражались в декоре храма в наглядной подробно-повествовательной форме.Наряду со скульптурой громадную роль в декоре готического храма играл Витраж – подлинное чудо средневекового западноевропейского искусства. Своим расцветом искусство витража целиком обязано конструкции готического храма. Утратив несущую способность, стена в нем превратилась в чистую условность, и таким образом нарушилась сама целостность традиционной архитектурной системы, символически отображающей целостность самого бытия. Пустоту, занявшую место стены, в католическом храме заполнил Витраж как некий эффектный декоративный призрак, поражающий своей миражной, ирреальной красотой.Исторически витражу предшествует мозаика, которая в отличие от него украшала реальную стену, символизирующую незыблемость связи земного и небесного, а ее светящаяся изнутри Фактура служила символическим отображением красоты и святости этой связи.Витраж в корне изменил всю колористическую гамму европейского искусства: вместо тускловатых, приглушенных тонов возникли яркие, резко-контрастные цвета гобеленов, тканей, костюмов, произведений декоративно-прикладного искусства. Расцвели крупными звучными цветовыми пятнами заставки манускриптов, сменив дробную изощренность предшествующей кельтско-романской орнаметики.Последующей культурой Ренессанса, стремившегося возродить средневековые, античные традиции, эстетика готики была полностью отвергнута. "Готика", т.е. стиль варваров, - это название дали гуманисты Возрождения. В свое Время этот стиль именовался "французским". Его реабилитация наступает лишь в XIX в., в момент, когда художественная культура Западной Европы переживает стадию окончательного упадка. Надо заметить, что именно готика стала точкой отсчета в возникновении стиля модерн - классического декаданса всей европейской художественной культуры.
Основные мотивы и сюжеты готического орнаментаНаряду с изобразительным искусством, в котором важное значение имел орнаментальный принцип композиции, огромную роль в художественном образе готического храма играл и сам орнамент, в изобилии украшавший каменные стены снаружи и внутри, деревянную обшивку нижних ярусов интерьеров и выступавшую из них мебель, храмовую утварь из дерева, серебра, слоновой кости и других материалов.В готике, возникает целый ряд орнаментальных мотивов, навеянных архитектурными элементами. К ним относится прежде всего заимствованная из арабской архитектуры стрельчатая арка, которая приобрела здесь не только важнейшее конструктивное, но и основополагающее декоративное значение, став центральным стилеобразующим орнаментальным мотивом. С ней органично связана башенка-пинакль, являющаяся своеобразной малой моделью самого готического храма, острый шпиль которой, как бы парящий в воздухе, опирается лишь на тонкие колонны. С аркой связан и вимперг – венчающий ее треугольный элемент. Наконец, мотив арки породил изящное декоративное оформление ниш, витражей в виде резной внутриарочной конструкции, представляющей собой систему из кругов, опирающуюся на тонкие длинные колонки. Последние могли отсутствовать, а круги заменяться полукругами, что создавало красивую замысловатую композицию, которая могла дополняться новыми деталями в виде шишечек или волют. Этот мотив был особенно популярен в экстерьерах храмов, где он постоянно использовался в украшении арок, ниш, порталов, галерей, плоских стен, мебели, делая декор храма похожим на тонкое, замысловатое ажурное кружево.Пинакли и вимперги часто имеют характерный ребристый силуэт за счет украшающих их по бокам специфических готических элементов – так называемых крабов (от нем. Krabbeln –ползать). Они представляют собой пластическое Изображение листьев характерной формы, создающих впечатление именно выползания, ползания по поверхности. Благодаря такому украшению пинакль (или вимперг) как бы превращается в своеобразный гибрид, в некую конструктивно-органическую форму, в неестественно растущую вверх архитектурную конструкцию. При этом пинакль часто завершался крестоцветом – растительной формой в виде креста, неким «прорастающим» крестом.

 

Готический орнамент был многообразен и символичен. Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. Прямолинейные геометрические формы переходят в плетения криволинейные. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника. Позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др. Искусствo готического зодчества развивалось в синтезе со скульптурой. В скульптурной орнаментике стилизованные мотивы аканта и пальметты уступают место другим растительным формам. Из бутонов побегов раннеготической декорировки растительные мотивы превращаются в цветущую распустивщуюся листву в орнаменте XIII в. и пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии.Идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре становится своего рода каноном.В раннеготический период растительный орнамент служил прекрасным декоративным оформлением тимпанов, где изображались деревья с листьями, оформленные в виде гирлянд (собор в Магдебурге, Германия, XIII в.); использовались сочетания фигур и растительных элементов (Баптистерий в Пизе), В которых акантовые листья перемежались со сценами сельскохозяйственных работ. Влияние античности чувствуется как в использовании мотива аканта, так и в изображении сказочных существ- кентавров, заимствованных из греко-римской языческой мифологии.Собственно средневековыми являются такие элементы архитектуры, как замки сводов и водостоки - гарруйи. Тематика украшений замков чрезвычайно многообразно. Здесь можно увидеть человеческие головы, отдельные фигуры, эпизоды из Библии, исторических персонажей, кентавров и сирену; их украшают также листья винограда, листья и цветы розы, листья – лица, подобно человеческим лицам, переходящие в листья, и листья , переходящие в лица, из альбома Виллара де Оннекура. Водостоки, составляющие один из харктерных элемнтов готической церкви, выполнялись то в виде чудовищ с разинутой звериной пастью, то в виде человеческих лиц. Гаргуйи собора Парижской Богоматери изображают крылатых животных. Особое место в готической архитектуре было отведено ажурному орнаменту, исполненному в камне. Циркулем выведены все линии устремленных вверх стрельчатых арок, трехлопастных окон, четырехлопастных розеток и великолепных круглых витражей главного фасада, именуемых «розами». Возможно, поэтому в Германии готическая резьба именовалась «масверком», т.е. работой по нанесенным размерам.В XIII в. новый орнамент был только архитектурным элементом. В конце столетия он появляется в церковной серебряной утвари и начинает постепенно проникать в другие жанры прикладного искусства.В XV в . элементы зодчества стали использовать в декоративных целях, а готический орнамент главенствовал уже во всем прикладном искусстве. При этом не только декор, но и сами архитектурные формы превращаются в орнаментальные мотивы.Полы в эпоху готики мостились керамическими плитками, которые часто украшал орнамент. Как правило, плитки делались квадратной, иногда прямоугольной или шестиугольной формы. Общий орнамент составлялся сочетанием линий узора отдельных плиток. Плитки чаще выстилались лентами по типу кладки паркета, в более важных помещениях церкви использовалась более изысканная конфигурация. Во французской церковной архитектуре излюбленны декором пола был так называемый лабиринт, по которому прихожане перемещались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда возможно было осуществить ввиду отделенности от Святых мест. Самые известные – круговой лабиринт в Шартрском и Амьенском соборах . Иногда вместо сложного лабиринта выкладывалась простая по форме роза. Для украшения плиток использовались самые разнообразные мотивы: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и др. Чаще всего встречаются сочетание пальметок и растительных побегов, а также одна из распространенных разновидностей готического орнамента – лилия на высоком стебле, изображенная или в виде отдельного цветка, или в виде четырех, связанных вместе.Узор на плитки чаще всего наносился красным и желтым цветом, изредка употреблялся черный. Такое ограниченное количество красок способствовало усилению декоративного эффекта.Гончарная посуда расписывалась крестиками, украшалась гравированным узором или тисненным геральдическим орнаментом. Большая часть изделий была покрыта звучной зеленой глазурью.В орнаментации мебели часто используются тонкие сплетения, напоминающие нервюры сводов соединенные с лиственным орнаментом. Типичен для мебели конца XV в. орнамент «льняных складок». В мебели также воспроизводится из дерева скульптурный каменный фриз в виде туго сплетенных, скрученных веток и листьев.Следует отметить еще одну характерную черту трактовки изображений, отразившихся в орнаменте готики. Существа, населяющие декор готического собора, облепляющие пинакли, имеют зачастую подчеркнуто уродливый, даже отталкивающий вид. Их тела порой неестественно вывернуты, перевиты, в чем ощущается отголосок кельтской традиции, но переиначенной на совершенно готический лад. Здесь имеет место характерная болезненность воображения, свойственная психологическому состоянию позднего западноевропейского средневековья.
Чрезвычайно яркое и своеобразное явление готической культуры – декор шелковых тканей, так как текстильное искусство этого времени в Европе, и прежде всего во Франции, впервые получает высокое развитие. На стилистику его огромное влияние оказали китайские ткани, обильно завозимые в Европу. Для характеристики текстильного орнамента готики в литературе существует специальный термин:-------------------------------------------------------------------------------------!!!!!!!!!! ВТОРАЯ ВОЛНА китаизирующий стиль.-------------------------------------------------------- Из Китая проникли мотивы фантастических животных: драконов, тигров, диковинных птиц и проч. Готика добавила от себя целый арсенал всевозможных фантастических идей, воплощая их в самых невероятных решениях. В этом поистине химерическом мире прослеживается бесчисленное количество сюжетов – здесь собаки, привязанные к дереву (мотив, навеянный легендой о мандрагоре, при выкапывании корня которой необходимо было привязать к ней собаку), фантастические рыбы , человеческие существа, груженые корабли с товаром, замки, отголоски мотива Древа с охранителями, картуши с надписями, Вифлеемская звезда, Ангелы с кадилами, дароносицы и пр. Уши животного могут обернуться крыльями, женский торс вырастать из тела птицы или улитки, рыба терзать собаку и Древо вырастать из палубы тростника. . Декоративно-прикладное искусство

Эпоха позднего Средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. С середины XIII века начинается строительство зданий светского назначения — городских ратуш, рынков, цеховых домов, а также роскошных замков знати. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Примечательны «шпалерные» росписи стен, изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти.
Пришедшее через мусульманский Восток художественное ткачество получило вначале развитие в Скандинавии и Германии. Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла функции защиты от сквозняков, утепления помещения. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса , так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге . Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны . Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая . Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Тема противоборства человека и сил зла по сравнению с первоисточником решена в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой.


История гобелена
Гобеле́н (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
В разные времена и в разных странах для определения тканого ковра использовались различные термины. В греческом и латинском языках слово «тапес» и «тапетум» (tapetum) соответственно означало как ковёр, так и покрывало, скатерть. Оно впоследствии стало основой в разных языках для обозначения произведений шпалерного ткачества.
По названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нити, такие ковры в Европе получили наименование арраци или аррас.

В XVI веке возникло слово вердюра, образовано от фр. Verdure) — зелень, трава, листва. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями шпалерного ткачества.
В настоящее время французским термином tapisserie (англ. tapestry, нем. Bildteppich) обозначается весь художественный текстиль. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал в предместье этого города Сен-Марсель на ручье Бьерв (Bierve) красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. По представлению Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в этой технике. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен».

История европейской шпалеры началась в эпоху Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. Самая ранняя европейская шпалера из церкви св. Гереона в Кёльне выполнена рейнскими мастерами в XI веке. Отдельные её мотивы (изображения фантастических животных) схожи с мотивами византийских тканей IX — X веков. Для шпалер этой эпохи, создававшихся по церковным заказам, характерна монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Стилистически шпалеры романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Плотность основы не превышала 5 нитей на сантиметр. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Тогда, в Средние века, на юге Европы стены украшала фресковая живопись, на севере шпалеры не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков. Первые европейские шпалеры ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции. Цикл шпалер с символическим изображением двенадцати месяцев (сохранились только две из них) из Бальдисхольмской церкви (Норвегия) по мнению исследователей могли быть созданы около 1088 года немецкими ткачами. Но в орнаментах, обрамляющих изображения прослеживается связь с традициями народного норвежского ткачества. Книжная миниатюра послужила образцом для грандиозного цикла шпалер «Анжерский Апокалипсис» (ок. 1380 года) — памятника готического декоративно-прикладного искусства. Картоны для шпалер, заказанных парижским ткачам Людовиком I Анжуйским, были созданы по иллюстрациям испанской рукописи X века «Комментарий к Апокалипсису».

----------- Охота на единорога: серия шпалер, 1495–1505 ---------------


Охотники входят в лес


Обнаружение единорога


Единорог атакован


Единорог обороняется


Единорог убит и доставляется в замок Плененный единорог





Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 1479 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

Поиск на сайте:


© 2015-2018 lektsii.org - Контакты

Ген: 0.004 с.