Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Римская проза I в. до н. э




Практическое занятие проводится в виде деловой игры – «политических дебатов», на которых сталкиваются «сторонники» позиции Цезаря и Цицерона (аттического и азианского стилей). Дискуссия разворачивается свободно, стороны готовят выступления и вопросы противникам, содержанием дебатов становится весь подготовленный студентами материал, включающий биографию, личностные качества, стиль, характер публичных выступлений и др. каждого из «лидеров» групп. Победителя определяет жюри из числа студентов, оценивающих культуру речи, богатство аргументации, логику построения выступлений и эмоциональность выступающих. Преподаватель в конце занятия комментирует ход игры, во время которой он следит за регламентом выступлений.

Сценарий игры: подготовка к дебатам (деление на команды, выбор лидера и его помощника, сбор информации) – 10 минут,

жеребьевка – распределение ролей и очереди выступлений – 3 минуты,

выступления лидеров групп – по 5 минут, вопросы аудитории к ним – 3 минуты,

выступления помощников – по 4 минуты, вопросы аудитории – 3 минуты,

свободная дискуссия – вопросы команд друг к другу – 10 минут,

заключительные выступления лидеров групп – по 3 минуты.

Дополнительная литература

Буассъе Г. Цицерон и его друзья: Очерк о римском обществе времен Цезаря // Буассье Г. Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1993. Т. 1.

Кнабе Г. Цицерон, культура и слово. // Цицерон. Избр. соч. М., 1975. (БАЛ).

Утченко С.Л. Римская историография и римские историки. // Историки Рима. М., 1970. (БАЛ).

 

 

Римская литература эпохи принципата

Приход к власти Октовиана Августа и завершение гражданских войн. Идеологическая политика Августа в области государства, семьи и религии. Кружок Мецената. Формирование классического стиля: реставрация эпического стиля с углубленным личностным началом / самосознанием.

Творчество Вергилия. Композиция «Буколик». Трансформация жанра идиллии Феокрита: углубление психологической проработки характеров персонажей и повышение условности места действия. Множественность интерпретаций IV экологи. «Георгики» Вергилия и поэма Лукреция «О природе вещей» (эпическая форма, философское содержание, новизна художественных средств). Контраст вступления к поэме и ее финальных сцен. Сопоставление назидательности Вергилия и Гесиода: перемещение дидактики в план идеологии. «Энеида» Вергилия как национальный эпос римского народа. Сопоставление с эпическими поэмами Гомера. Сюжет и композиция «Энеиды». Эней и Одиссей, Эней как «человек судьбы». Совмещение исторического и мифологического материала. Образы главных героев: Энея, Дидоны, Турна, фурии Аллекто, царя Латина, Палланта, амазонки Камиллы, Мезентия и его сына Лавса. Боги в поэме. Проблема финала поэмы.

Гораций наиболее полно и органично вписан в систему латинского языка, в его поэзии нашли отражение все грамматические явления латыни. Следствием этой гениальности становится наиболее ощутимая разница в восприятии его поэзии в переводах. Стихотворный размер играет одну из ведущих ролей в его художественном мире. «Оды» (песни) содержат четверостишия, «Эподы» («припевки») организованы двустишиями, «Сатиры» написаны свободный сатурновым стихом. В четырех книгах «Од», во всех тематических группах Гораций проводит излюбленную идею «золотой середины». Та же идея отражается и в его позиции как теоретика литературы, сформулированной в принципах «Науки поэзии».

Жанр римской любовной элегии: «общие места», образ возлюбленной поэта, характер любовного чувства. Различные интонации внутри жанра – элегии Тибулла и Проперция.

Жизненный и творческий путь Овидия резко делится на две части: до ссылки и в изгнании. Разработка любовной темы в «Любовных элегиях», «Искусстве любви», «Героинях». Эллинистические традиции в «Метаморфозах» и «Фастах». Причины изгнания Овидия. Произведения последнего периода жизни («Тристии», «Послания с Понта»): тема одиночества, образ «живого мертвеца». Пушкин об Овидии.

Литература

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата. М., 1974.

Гаспаров М.Л. Поэзия Катулла. // Катулл. Стихотворения. М., 1986. (Лит. памятники).

Дуров В.С. Римская поэзия эпохи Августа. СПб., 1997.

Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. М., 1993.

Гораций Флакк К. Оды, эподы, сатиры, послания. / Пер., вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М., 1970.

Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. Саратов, 1993.

Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: НЛО, 1995. (Статьи о Вергилии, Горации, Овидии).

Римская литература эпохи империи.

Эпоха Юлиев – Клавдиев. Философ-стоик Сенека как воспитатель Нерона – противоречивость позиции. «Новый стиль». Трагедии Сенеки в сопоставлении с трагедиями Еврипида и Софокла): статичность образов, «кровавый» характер действия, афористичность стиля, бедность драматургической составляющей. Сенека-моралист («Нравственные письма к Луцилию»).

Императоры Флавий, Траян, Домициан. Сатира как неотъемлемая часть национальной римской картины мира. Сатиры Горация и Ювенала. Эпиграммы Марциала и эллинистическая традиция. (в сопоставлении с эллинистической традицией). Картина римской жизни в произведениях сатириков.

Римская историография. Тит Ливий – художественно-дидактическое направление. Корнелий Тацит – «бич тиранов» (А.С. Пушкин), драматизм повествования, сложность синтаксических периодов. Светоний – каталогизация черт характера.

Римский роман. Пародийно-сниженное начало «Сатирикона» Петрония. Проблема авторства. Эпизод пира у Тримальхиона. Мотивы «голода» и «страсти/похоти». Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»: усиление личностного начала, религиозно-мистическая идея романа (сказка об Амуре и Психее). Литературные и фольклорные источники текста. Вставные новеллы. Образ Исиды и обратная метаморфоза героя.

Литература

Дуров В. Муза, идущая по земле. // Римская сатира. М., 1989. (БАЛ).

Стрельникова И.П. Диатриба и сатира. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989.

Стрельникова И.П. Поэтика сатиры (глава «Топика пира в римской сатире». // Поэтика древнеримской литературы. М., 1989.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.. 1977. 2-е изд. М., 2000.

Буасье Г. Бытовой роман при Нероне. // Буасье Г. Собр. соч.: в 10 т. СПб., 1993. Т.2.

Античный роман. М., 1969. Разделы о Петронии, Апулее.

Культура Древнего Рима: в 2 т. М., 1985.

История всемирной литературы: в 9 т. М., 1983. Т.1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 628 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.