Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать. Это слово латинского происхождения, и означает оно толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. Значит, факт должен быть объяснен, его нужно понять.
Как же осуществляется научная интерпретация социального факта? Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Например: свержение королевской власти будет обозначено понятием "политическая революция". А принятие властью закона о постепенном переходе земли из рук помещиков в руки крестьян будет подведено под понятие "аграрная реформа".
Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами. Можно ли понять факт крестьянской реформы 1861 г. в России без установления его связи с фактами экономического развития страны в середине XIX в., положения крестьян, развития помещичьего хозяйства, Крымской войны, борьбы различных идейно-политических течений, а также последующего развития России?
На какую-то газету резко снизилась подписка. Невозможно объяснить этот факт, не устанавливая его связь с другими фактами: как прошла подписка на другие газеты? Каково было содержание материалов газеты в прошедший период? Изменилась ли стоимость подписки? Что думают о газете ее читатели?
Таким образом, интерпретация социального факта - это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом, занимает свое место в научном знании. Факт, представленный только в описании его признаков, всего лишь сырье для научных выводов.
С научным объяснением факта связана и его оценка. Мы уже говорили о том, что человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события.
От чего зависит оценка?
Во-первых, от свойств самого изучаемого объекта (события, факта).
Во-вторых, от соотнесения изучаемого объекта с другими, одно-порядковыми, или с идеалом.
В одних случаях исследователь определяет значимость изучаемого события для себя (например: факт установления демократического режима в соседней стране). В других - соотносит с существующими в обществе идеалами или нравственными нормами (например: оценивая деятельность политических лидеров). В приятии или неприятии, одобрении или неодобрении тех или иных фактов проявляется, как отмечалось выше, не только личная позиция ученого (или просто человека), но и интересы тех общностей, к которым он принадлежит (нация, граждане данного государства, классы, социальные слои и т.п.). И снова обратимся к Марку Блоку, писавшему об историках, которые хотят быть судьями предков: "Достаточно ли мы уверены в самих себе и в собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев? Нет ничего более изменчивого по своей природе, чем подобные приговоры, подверженные всем колебаниям коллективного сознания или личной прихоти". Хороший историк, по мысли М. Блока, не лишен страстей. Но этой страстью должно быть стремление понять, а не выносить приговор. Проблема научной объективности - одна из наиболее важных в социальном познании.
Социальному познанию, как мы видим, свойственны признаки, присущие любой познавательной деятельности, и в то же время специфические черты, в которых отражается его сложность.