Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальное познание и его особенности




Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение.

Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):

Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь.

Объект познания – то, что познается.

Объект познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание.

Источники и способы познания: человеческие чувства, разум, интуиция.

(см. виды знания у Спинозы! – эмпиризм, рационализм, интуиция)

Тесная, диалектическая связь чувственного (эмпирического) и рационального и разума.

Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).

Однако, человеческий разум в познании не всесилен.

Т.к.к за его пределами и помимо его действуют силы, ему неподвластные.

См. Кант: «Критика чистого разума» (рационализма).

Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании.

Иррационалисты: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Гартман, Бергсон, Хайдеггер и др.

Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме).

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

  1. В качестве объекта выступает:

- деятельность самих субъектов познания (людей);

- взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).

Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.

Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

Стороны социального познания:

(онтологическая, гносеологическая, ценностная)

1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее) касается объяснения бытия (существования) общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества.

Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий.

Например: Что же считалось основой бытия общества в истории философской мысли:

Платон: идея справедливости;

Августин Блаженный – божественный замысел;

Гегель – абсолютный разум;

Маркс – экономический фактор;

Фрейд – борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти;

Географическая среда – Монтескье, Чаадаев. И др.

Задача социальной науки – найти объективные закономерности, тенденции функционирования и развития общественной жизни.

Вопрос: есть ли они? Если объективных законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, т.к. наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос на сегодня не существует.

Например:

1. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт): никаких объективных законов в обществе нет и быть не может, так как все явления здесь носят неповторимы й и индивидуальный характер.

2. Последователи неокантианцев: само общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий», не как объективная реальность.

Однако, все-таки (?) существуют

Объективные основы существования человеческого общества:

1. Природная основа – общество возникает и развивается объективно, независимо от субъекта познания, от того, познает его кто-либо или нет.

2. Уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.

Возможно также взаимовлияние самых различных факторов, например, географическая среда или субъективные представления о мире.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1500 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.