Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёкологии




 

ќ единстве человека и природы.  ажетс€, чего проще Ч разделить природные и общественные начала Ч одни предметы отнести к природе, а другие Ч к обществу. Ќа самом деле это не так просто. ƒеревь€ в саду посажены человеком. »х семена и процесс роста Ч природный факт. ѕочва Ч часть природы, преобразованна€ человеком. ƒомашние животные Ч объекты природы, в которых в известной мере реализованы цели человека посредством искусственного отбора. «дани€ построены человеком, а материалы, которые дл€ этого использованы, Ч дар природы. „еловек есть, конечно, природное существо; он Ч венец природы, высший биологический вид. Ќо он прежде всего социальное существо. „еловек живет на «емле в пределах тонкой ее оболочки Ч географической среды. Ёто та часть природы, котора€ находитс€ в особо тесном взаимодействии с обществом и котора€ испытывает на себе его воздействие. ¬ географическую среду вход€т не только река, котора€ пр€мо или косвенно св€зана с человеческой де€тельностью, но и канал, не только берег, но и дамба, не только лес, но и искусственна€ лесна€ полоса, так же как и пол€, и выгоны, и пастбища, и луга, и города, и все другие поселени€, климатические и почвенные услови€, полезные ископаемые, растительное и животное царство.

¬ географической среде возникла и развиваетс€ жизнь. »стори€ человечества есть продолжение истории «емли; это, по словам ј.». √ерцена, две главы одного романа, две фазы одного процесса, очень далекие на закраинах и чрезвычайно близкие в середине. √еографическа€ среда Ч это та часть природы (земна€ кора, нижн€€ часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), котора€ составл€ет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного быти€. ћы св€заны с географической средой УкровнымиФ узами, и вне ее наша жизнь невозможна: она €вл€етс€ естественной основой жизни человека. ћежду природным и общественным началами нет пропасти, что, разумеетс€, не означает отсутстви€ качественной специфики. Ќесмотр€ на все свои качественные отличи€, общество остаетс€ частью более обширного целого Ч природы.

ј что мы вообще понимаем под природой? ’от€ со словом УприродаФ соедин€ютс€ весьма разнообразные значени€, но когда говоритс€ о природе вообще, без вс€кого ближайшего определени€, то, по словам ¬л. —оловьева, всегда подразумеваетс€ некоторое существенное и в себе единое начало, производ€щее из себ€ все вещи. — этим согласуетс€ и этимологическое значение слова УприродаФ, что указывает в ней на начало произведени€ или порождени€ вещей. “ак как природа все из себ€ производит, то мы находим в ней основание всех вещей: она есть их едина€ обща€ основа[441].

—о времени по€влени€ общества на «емле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие.

ƒиалектика взаимодействи€ природы и общества такова, что по мере развити€ общества его непосредственна€ зависимость от природы уменьшаетс€, а опосредованна€ Ч усиливаетс€. Ёто и пон€тно: познава€ все в большей степени законы природы и на их основе преобразу€ природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развити€ вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. „еловек и исторически, и онтогенетически посто€нно, изо дн€ в день общаетс€ с природой. “ак, по словам ».ј. »льина, обстоит дело у земледельца и у лабораторного ученого, у железнодорожного сторожа и художника...  аждый из них по-своему вступает в общение с природой.  аждый учитс€ у нее, каждый стараетс€ приспособитьс€ к ней, использовать ее дл€ своих целей, как бы уговорить ее. » это прислушивающеес€ уговаривание природы, это овладевающее ею обучение у нее, это осторожное одолевание и подчинение ее €вл€етс€ дл€ каждого духовно живущего человека одной из радостей в земной жизни. Ѕывает так, что природа его умудр€ет, утончает своими красотами его эстетические чувства, иногда и наказует, а иногда награждает его сторицею[442].

ѕрирода требует взаимности: у нее нужно не только брать, но и давать. ѕрирода на ранних этапах становлени€ общества была или всевластной деспотический матерью, как говорит ¬л. —оловьев, младенчествующего человека, или чужой ему рабой, вещью. ¬ эту вторую эпоху пробудилось безотчетное и робкое чувство любви к природе как к равноправному существу, имеющему или могущему иметь жизнь в себе.

¬заимодействие общества и природы.  аждое общество преобразует географическую среду, использу€ достижени€ предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколени€м, превраща€ богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Ќеизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по словам ƒ.». ѕисарева, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. “руд человека вырубил леса дл€ земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. „еловек не только переместил в другие климатические услови€ различные виды растений и животных, но и изменил их.

Ќевозможно анализировать общество, не принима€ в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. ¬оздействие общества на природу обусловливаетс€ развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. ѕри этом в силу нарастани€ степени воздействи€ общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаютс€ новые свойства, все более отдал€ющие ее от девственного состо€ни€. ≈сли лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные услови€, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Ќо и географическа€ среда оказывает немаловажное вли€ние на развитие общества. „еловеческа€ истори€ Ч нагл€дный пример того, как услови€ среды и очертани€ поверхности планеты способствовали или, напротив, преп€тствовали развитию человечества. ≈сли на  райнем —евере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существовани€ ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве €рких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданна€ пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах. √еографическа€ среда, как условие хоз€йственной де€тельности общества может оказывать определенное вли€ние на хоз€йственную специализацию стран и районов.

»де€ биосферы. ѕриродна€ среда жизни общества не ограничиваетс€ географической средой.  ачественно иной естественной средой его жизни €вл€етс€ сфера всего живого Ч биосфера, включающа€ населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. ≈е структура и энергоинформационные процессы определ€ютс€ прошлой и современной де€тельностью живых организмов. ќна находитс€ под вли€нием космических, а также глубинных подземных воздействий: это гигантска€ природна€ биофизическа€ и биохимическа€ лаборатори€, св€занна€ с преобразованием солнечной энергии через зеленый покров планеты. ¬ результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическа€, внутренне дифференцированна€ равновесна€ система. Ќо она не остаетс€ неизменной, а, будучи самоорганизующейс€ системой, развиваетс€ вместе с эволюцией ¬селенной и всего живого. »стори€ жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразовани€ происходили уже не раз и качественна€ перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и по€влению новых. Ёволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Ќоосфера. Ќаш выдающийс€ естествоиспытатель и мыслитель ¬.». ¬ернадский, €вл€€сь одним из создателей антропокосмизма, представл€ющего в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. »менно он ввел само пон€тие УноосфераФ. Ёти идеи развивал далее, но в этом же духе ѕ. “ей€р де Ўарден, а у нас эти принципы развивались ј.Ћ. „ижевским в замечательном произведении У«емное эхо солнечных бурьФ (ћ., 1976).

ѕомимо растений и животных организмов биосфера включает в себ€ и человека: человечество Ч часть биосферы. ѕричем его вли€ние ускор€ет процесс изменени€ биосферы, оказыва€ все более мощное и интенсивное воздействие на нее в св€зи с развитием науки и техники. — возникновением человечества осуществл€етс€ переход к новому качественному состо€нию биосферы Ч ноосфере (от греч. noos Ч ум, разум), представл€ющей собой сферу живого и разумного. Ќоосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исторически закономерна€ ступень развити€ биосферы, создаваема€ прежде всего ростом науки, научного понимани€ и основанного на ней социального труда человечества. ћожно сказать, что ноосфера Ч нова€ особа€ реальность, св€занна€ с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействи€ общества на природу. ќна предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношени€ к природе Ч родному дому человека.

Ёкологи€ (от греч. oikos Ч обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об услови€х обитани€ тех, кто его насел€ет. ¬ более строгом определении экологи€ Ч комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействи€ живого с внешними услови€ми его обитани€ с целью поддержани€ динамического равновеси€ системы общество Ч природа.

»звестно, что человеческа€ де€тельность €вл€етс€ тем каналом, по которому осуществл€етс€ посто€нный Уобмен веществФ между человеком и природой. Ћюбые изменени€ в характере, направленности и масштабах человеческой де€тельности лежат в основе изменений отношени€ общества и природы. — развитием практически-преобразующей де€тельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные св€зи биосферы.

¬ прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позвол€ли его собственные производительные силы. Ќо научно-техническа€ революци€ столкнула человека с новой проблемой Ч с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушени€ динамического равновеси€ сложившейс€ системы, а в св€зи с этим и необходимостью бережного к ней отношени€. Ќельз€ забывать: мы живем в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных дл€ нас ресурсов дл€ промышленности и пропитани€ Урассеиваютс€Ф или, иначе говор€, исчерпываютс€ невозвратимо. ≈сли, таким образом, прошлый тип отношени€ общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым услови€м должен соответствовать и новый тип Ч отношение глобального, научно обоснованного регулировани€, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействи€ общества на природу с целью не только ее сохранени€, но и воспроизводства. “еперь стало €сно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познани€. ¬идимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушени€ ее законов, может иметь только временный успех, оборачива€сь в результате непоправимым ущербом и дл€ самой природы, и дл€ человека: не стоит слишком обольщатьс€ нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. ≈ще ‘. Ѕэкон говорил: человек должен господствовать над природой, покор€€сь ей. „еловек не только адаптируетс€ к услови€м природной среды, но в своем взаимодействии с ней посто€нно адаптирует ее, преобразу€ ее в соответствии со своими потребност€ми и интересами. ќднако воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийс€ баланс экологических процессов. „еловечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загр€знение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. “аким образом, человек в результате собственной же де€тельности вступил в опасно-острое противоречие с услови€ми своего обитани€. ѕод т€желым покровом седых небес, под этим свинцовым небом на отравленной, измученной земле, говорит —.Ќ. Ѕулгаков, жизнь кажетс€ какой-то случайностью, каким-то попущением, снисходительностью смерти. ќкруженна€ кольцом смерти, посто€нно окружаема€ раскрытым зевом небыти€, жизнь робко и скупо ютитс€ в уголках ¬селенной, лишь ценою страшных усилий спаса€сь от окончательного истреблени€: биосфера стонет под т€жестью индустриальной цивилизации.

ћы все воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. » не только в узкопрагматическом смысле, но и в широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покор€ть ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны леле€ть и любить ее, как родную мать.

ќсознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника Ч человек Ч биосфера. „еловек, превраща€ все большую часть природы в среду своего обитани€, расшир€ет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обостр€ть в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. «десь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, св€занный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность.

Ётот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл. —овременна€ экологическа€ ситуаци€ требует от человека именно такого отношени€ к природе, без которого невозможно ни решение встающих передним практических задач, ни тем более совершенствование самого человека как УчастиФ, порожденной самой же природой. „еловеку по мере его развити€ всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Ќравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к люд€м. «аповедь собственно человеческого труда гласит: с усилием возделывать природу дл€ себ€, дл€ всего человечества и дл€ нее самой.

ѕеред лицом экологической катастрофы трудно не осознать единства природы и общества, их органической св€зи и ответственности человека перед своей матерью-природой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2377 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

418 - | 449 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.