Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ техники. ѕон€тие техники. ‘илософи€ труда, только что рассмотренна€, находит свое пр€мое и логическое продолжение в философии техники




 

ѕон€тие техники. ‘илософи€ труда, только что рассмотренна€, находит свое пр€мое и логическое продолжение в философии техники, а обе эти проблемы органическим образом вписаны человечеством в практику, стало быть, и в теорию, включены в сферу экономики, в которой труд и техника занимают стержневое положение: именно на них возвышаетс€ все здание экономической жизни общества. ѕод техникой [435] понимаетс€ система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществлени€ трудового процесса. ¬ технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познани€ и преобразовани€ природы, воплотило все достижени€ человеческой культуры. ¬ формах и функци€х технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействи€ человека на природу. Ѕудучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела (рук, ног, пальцев, зубов, глаз и других органов чувств, а ныне и мозга, например компьютеры), определенные технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применени€: из лука стрел€ют, а с помощью комбайна осуществл€ют сложные сельскохоз€йственные операции, молотком забивают гвозди, а с помощью гвоздодера их вытаскивают. “ехника возникает, когда дл€ достижени€ цели ввод€тс€ промежуточные средства. “аким образом, техника как Упроизводительные органы общественного человекаФ есть результат человеческого труда и развити€ знани€ и одновременно их средство.

÷ель и функци€ техники Ч преобразовывать природу и мир человека в соответствии с цел€ми, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Ћишь редко люди могут выжить без своей преобразующей де€тельности. —ледовательно, техника Ч это необходима€ часть человеческого существовани€ на прот€жении всей истории.

Ќекоторые технические средства созвучны неорганической природе, другие созвучны растительной и чувственной (или животной) жизни, третьи копируют специфически человеческие органы и органические функции[436]. „еловеческие существа могут реально воспроизводить лишь себ€, и в этом самовоспроизведении индивидуальные параметры и функции остаютс€ аналогичными, даже если они возрастают или уменьшаютс€ экстенсивно или интенсивно.

ѕреобразовани€ экономических отношений в промышленности и сельском хоз€йстве, разработка и внедрение новых технологий, обоснованных наукой, Ч это две стороны единого процесса социально-экономического развити€ общества.

“ехника не есть цель сама по себе. ќна имеет ценность только как средство.  онечно, можно рассматривать технику как самосто€тельный феномен, но эта самосто€тельность относительна: техника органически вписана в контекст социального быти€ и сознани€, составл€€ основу цивилизации, она находитс€ в потоке текущего исторического времени и посто€нно прогрессирует.

—ама по себе техника не хороша и не дурна. ¬се зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие услови€ он ее ставит, и вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким про€вит он себ€ с ее помощью. “ехника не зависит от того, что может быть ею достигнуто. ¬ качестве самосто€тельной сущности Ч это бесплодна€ сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью"[437].  ак бы могущественно сильна ни была техника в своих созидательных и разрушительных возможност€х, она в принципе всегда Ч и прежде в веках, и в сколь угодно отдаленном гр€дущем Ч есть средство, орудие, подчиненное разуму и воле человека. ј разум, по √. √егелю, Устоль же хитер, сколь могущественФ[438].

ћ. ’айдеггер, философски анализиру€ технику, показал, что исторически возникновение и специализаци€ наук, ориентированных на технику, да и сами науки развиваютс€ во многом благодар€ успехам техники, в частности приборостроени€. ѕо ’айдеггеру, техника не просто конструирует Утехнический мирФ, она подчин€ет своему императиву едва ли не все пространство социального быти€, оказыва€ вли€ние на осмысление истории, в частности на ее периодизацию. Ќыне не вызывает сомнени€, что последстви€ вторжени€ техники неверо€тно многообразны, а в отдаленной перспективе даже непредсказуемы. “ехника €вл€етс€ важнейшим средством обнаружени€ глубинных свойств сущего, например в медицине, в астрономии, в биологии.

Ќыне наблюдаетс€ бурное развитие техники, а вместе с тем расшир€ютс€ и философские исследовани€ феномена техники:

 

У‘илософи€ техники, понимаема€ как философи€ человека, настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому. ‘илософи€ техники настаивает на том, чтобы человек относилс€ с уважением к хрупкому равновесию в природе и давал разрешение лишь на такую инструментализацию мира, котора€ укрепл€ет это равновесие, не разруша€ его. ќна настаивает на том, что знание человека не должно быть направлено против остального творени€, что знание это не должно быть силой, используемой с целью контрол€ и манипулировани€, но скоре должно служить лучшему пониманию природы вещей и гармоничному в нее включению. ќна настаивает на том, что человеческое пон€тие прогресса должно означать не вымирание других творений природы и в то же врем€ омертвение душевных и чувственных потенций человека, но скорее увеличение своеобрази€ человека, которое свершитс€ главным образом через расширение его духовности. ‘илософи€ техники утверждает, что общество и цивилизаци€ преподали нам серьезный урок, к которому в прошлом мы были склонны относитьс€ легкомысленно, но который способен сохранить наши здоровье, единство и целостность через наше сознательное приобщение к природе вещей Ч приобщение, значительно более глубокое, чем погон€ за материальным прогрессомФ[439].

„еловек и техника. „еловек всегда был св€зан с техникой; он производит и использует или потребл€ет продукты техники. Ќо в то же врем€ человек Ч продукт своей технической де€тельности посредством коммуникации и обмена трудом и работой.

»сторический процесс развити€ техники включает три основных этапа: оруди€ ручного труда, машины, автоматы. “ехника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближатьс€ к человеческому уровню, двига€сь от аналогии с физическим трудом и его организацией к аналоги€м с ментальными свойствами человека. ѕока мы достигли зоологической стадии техники, котора€ действительно значительно разработана.

„ем менее материальной, физической или нагл€дной €вл€етс€ техническа€ имитаци€ человека, тем сложнее овладеть техникой и контролировать ее. “ак как все, что сделано человеком, происходит от его человечности, техника всегда €вл€етс€ средством дл€ самореализации и познани€ самого себ€. ѕо словам ј. ’унига, техника во все исторические моменты выражает людей и идею человечности данного времени. Ёто становитс€ €сным в результате разработок в современной технике, особенно в таких отрасл€х, как микробиологи€ и информатика. Ќовые открыти€ и изобретени€ в этой области могут привести к новому знанию о человеке и человеческом мире.

ќдной из важнейших проблем, которой занимаетс€ философи€ техники, €вл€етс€ проблема и концепци€ человека, создающего и использующего технику. ќсобенность этой проблемы в насто€щее врем€ св€зана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейс€ в распор€жении человека. ѕри этом число людей, которых затрагивают технические меропри€ти€ или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. «атронутые этими воздействи€ми люди уже более не наход€тс€ в непосредственной св€зи с теми, кто производит данные воздействи€. ƒалее, природные системы сами станов€тс€ предметом человеческой де€тельности. „еловек своим вмешательством может их посто€нно нарушать и даже разрушать. Ќесомненно, это абсолютно нова€ ситуаци€: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состо€нии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождени€.

ѕоэтому общество не должно без предварительной экспертизы производить все, что может производить, не должно делать все то, что оно может делать, и, несомненно, не сразу же после открыти€ новых технических возможностей.

—оздав такое орудие труда, как компьютер Ч кибернетическую систему, моделирующую различные виды мыслительной де€тельности, оперирующую сложными видами информации, человек произвел свой интеллектуально-информационный аналог, создал псевдосубъекта.  онечно, компьютерна€ система Ч прежде всего орудие труда. „еловек активно воздействует на него, постига€ при взаимодействии с ним его возможности, измен€ет, совершенствует его Ч это одна сторона взаимодействи€, котора€ условно может быть названа объектовой. ¬ то же врем€ современный компьютер Ч уже не простое орудие. ’от€ и не в полной мере и не в совершенном виде он представл€ет собой функциональный аналог мыслительной де€тельности. „еловек, взаимодейству€ с ним, испытывает на себе его вли€ние Ч это друга€, условно говор€, гуманитарна€ сторона взаимодействи€.

ѕо мнению Ќ. ¬инера, проблема совместного функционировани€, взаимной коммуникации человека и машины €вл€етс€ одной из узловых проблем кибернетики[440]. ѕроизводство персональных компьютеров достигло дес€тков миллионов в год, и в сферу взаимодействи€ с компьютерами вовлечены значительные массы людей во всем мире. ѕоэтому проблема взаимодействи€ человека с компьютером из проблемы кибернетики, психологии и других специальных дисциплин в ближайшие годы может перерасти в глобальную, общечеловеческую.

¬заимодействие между человеком и машиной Ч это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным, небиологическим по своей природе устройством. „еловек руководствуетс€ мотивом, осмысливает предмет де€тельности, реализует цель, вырабатывает средства ее достижени€, учитывает в своей де€тельности различные особенности данного средства труда, на основе использовани€ которых можно достигнуть необходимого результата. ћашина, конечно, лишена мотивации к решению задачи, у нее нет межличностного отношени€ к человеку-партнеру и нет потребности строить такого рода отношени€ дл€ достижени€ цели. —ама цель задаетс€ машине извне Ч тем, кем она управл€ема. ћашине недоступны неточные формулировки, неопределенные высказывани€. ќна требует от человека умени€ оперировать буквальными значени€ми, строить свои сообщени€ в строгом соответствии с правилами формальной логики.

ќ демонизме техники. ƒемонизм Ч это символ злого начала.  огда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеютс€ в виду непредсказуемые губительные последстви€ ее использовани€ дл€ человека, общества и всего человечества, ее пагубное воздействие на природу.

ѕо словам  . ясперса, проницательных людей с давних пор охватывал ужас перед техническим миром, ужас, который, по существу, не был еще вполне осознан ими. ѕолемика ».¬. √ете с ». Ќьютоном становитс€ пон€тной, говорит ясперс, только если исходить из потр€сени€, которое ощущал √ете, взира€ на успехи точных наук, из его неосознанного знани€ о приближающейс€ катастрофе в мире людей. ¬месте с тем многие социальные мыслители защищали принципы исторического прогресса, возлага€ надежды на все более глубокое познание природы и на достижени€ техники, полага€, что это принесет всеобщее счастье. Ќекоторые отрицательные последстви€ использовани€ техники тогда казались лишь следствием злоупотреблени€, суть которого можно вы€снить, а последстви€ исправить.

„ем же угрожает человечеству технический прогресс? Ќапример, ясперс считал, что все возрастающа€ дол€ труда ведет к механизации и автоматизации де€тельности работающего человека: труд не облегчает брем€ человека в.его упорном воздействии на природу, а превращает его в часть машины. Ќеобходимо подчеркнуть такую мысль: техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразовани€ всей трудовой де€тельности преобразовать и самого человека: его мышление, весь склад его души становитс€ все более УтехнарскимФ. ¬ св€зи с этим ясперс замечает, что в технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и безграничные опасности: техника превратилась во все увлекающую за собой силу. Ќикогда ранее человек не располагал такими созидательными техническими возможност€ми и никогда еще он не владел такими разрушительными средствами. ћожем ли мы наде€тьс€ на то, что все беды, которые св€заны с техникой, когда-нибудь будут подчинены власти человека? Ётот роковой вопрос терзает умы и сердца глобально мысл€щих людей. „асто можно слышать ответ, проникнутый глубокой грустью: на демона техники нет никакой управы. ”влеченные изобретением, усовершенствованием технических средств, люди уход€т всеми силами своей души в сам процесс творчества, к тому же экономически остро мотивированного запросами рынка. ¬се думают о своем, а в целом все мы движемс€ к неминуемой катастрофе. » дело, видимо, только во времени.

¬с€ дальнейша€ судьба человека, по словам ясперса, зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последстви€ технического развити€ и их вли€ние на его жизнь, начина€ от организации доступного ему целого до его собственного поведени€ в каждую данную минуту, в том числе и общени€ с природой, с поникшими жизненными силами.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3496 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

543 - | 423 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.