Создание предпосылок для деколонизации Африки в ходе и после Второй мировой войны, деколонизация Африки, вооружённые конфликты и позиции великих держав, от Организации Африканского единства к Африканскому Союзу, проблемы развития постколониальной Африки, Африка как арена противостояния двух сверхдержав.
В европейской историографии принято считать, что Вторая мировая война сравнительно мало затронула Африку, за исключением сё средиземноморского побережья, где с 1941 по 1943 тт. ш ли боевые действия. На самом деле война изменила ситуацию не только в странах Северной Африки, она существенным образом повлияла на развитие всех её регионов. Южная Африка, являвшаяся английским протекторатом, Южно-Африканским союзом, в годы войны совершила громадный скачок в своём развитии, поставляя руды, металлы и продовольствие обеим воющим сторонам. ЮАС к концу войны вошёл в группу индустриально развитых стран и в силу наличия громадных запасов алмазов, золота, урана, молибдена, хрома, марганца, других видов стратегического сырья стал важным игроком мировой политики.
В Западной и Тропической Африке в силу ослабления метрополий в годы Второй мировой войны сформировалось элитарное поколение молодой интеллигенции, возглавившей после войны борьбу за независимость. Среди этого поколения появились деятели, оставившие яркий слсд в мировой политике. К их числу можно отнести Кваме Нкруму (Золотой берег - Гана), Леопольда Сенгора (Сенегал), Секу Туре (Гвинея), Джулиуса Нье- рера (Нигерия), Тамаса Кениату (Кения), Патриса Лумумбу (Конго-Заир), Агостиньо Нетто (Ангола), Самора Машела (Мозамбик), Кеннета Кауцду (Северная Родезия - Замбия). Они смогли сплотить вокруг себя народы и повести их на борьбу за национальное освобождение.
В 1945 г. лидеры африканских стран собрались на V Панаф- риканекий конгресс в Манчестере, на котором впервые был поставлен вопрос о независимости африканских стран и солидарности в борьбе с колониализмом. Уже на этом конгрессе выявились две разных концепции развития Африки. Первая была представлена Кваме Нкрумой, предполагавшим создать некую федерацию африканских государств по примеру США. С программой партикулярного национализма выступил Сснгор, считавший, что каждое африканское государство должно укреплять свою независимость, которая не исключала развития межгосударственного сотрудничества. После получения независимости почти все африканские государства разделились на тех, кто принял концепцию Нкрумы, - их стали называть Касаблапской группировкой, и на тех, кто пошёл за Сепгором, - их стали именовать монровийской группировкой.
В 50-60-е гг. в Африке произошли события, не имевшие себе равных в прошлом по масштабу: рухнула колониальная система и появились десятки суверенных государств, ставших полноправными субъектами межгосударственных отношений. Именно после развала колониальной системы политика станет с полным основанием называться “мировой”. До этого времени политику формировал узкий круг европейских, американских государств и Япония. Остальные были её аутсайдерами. После развала колониальной системы сформировался мировой порядок, просуществовавший до 90-х гг. XX в., до развала СССР.
Когда окончилась Вторая мировая война, в Африке было всего два полностью независимых государства: Эфиопия и Либерия. Членом Британского содружества наций был ЮАС, где в
1948 г. в ходе парламентских выборов к власти пришла Националистическая партия - организация оголтелых расистов, приступившая к строительству государства “цветного барьера”, или строгого расового разделения. 22 % населения, составлявших белую обшину ЮАС, лишили всех гражданских прав. 78 % чёрного большинства было согнано в 16 резерватов - бантустанов. В 1958 г. ЮАС вышел из Британского содружества наций и объявил себя полностью независимым. Так на карте появилась Южно-Африканская Республика.
Восстановление экономики европейских государств, разру-
шенных войной, как правило, связывают с “планом Маршалла1’. Но помощь США выражалась в предоставлении кредитов и промышленного оборудования. Сырье же поставлялось из Азии и Африки. Из Африки ввозилась и рабочая сила - молодые мужчины, заменившие собой погибших на войне европейцев. Так, например, в годы войны Франция только из своих колоний в Западной Африке призвала в армию около 100 тысяч солдат, большинство которых после войны осело в метрополии. Форсированное развитие сырьевых отраслей в колониях потребовало подготовки кадров, а стало быть, метрополии вынуждены были идти на создание систем просвещения и профессионального образования. В этом отношении раньше других этим озаботилась Англия. Так, например, в её африканских колониях к началу 50-х гг. 10 % детей обучалось в школах. Чуть ниже был процент детей, охваченных школьным образованием ио французских колониях. Самым низким (1 %) был показатель в колониях Португалии. Таким образом, в английских и французских колониях после войны формировалась социальная база элитарной интеллигенции - слоя грамотных людей, которые повели за собой народные массы. Англия первой прибегла к политическому маневрированию и попыталась привлечь африканскую политическую элиту к управлению странами. Так, например, в Ганс (Золотой берег) было создано правительство во главе с Квамс Нкрумой, которое вплоть до независимости Ганы в 1957 г. шесть лет находилось у власти. Аналогичные правительства были сформированы в колониях Франции. Португалия, Бельгия и Испания пытались силой оружия сдержать стремление африканцев к независимости. Даже в 50-е гг., когда колониальная система уже трещала но швам, правящие круги этих трёх стран ещё рассчитывали продержаться в колониях до XXI в.
Середина 50-х гг. в мировой политике была отмечена масштабными антиколониальными конфликтами. В Африке самой кровавой была колониальная война в Алжире, начавшаяся в 1954 г. Здесь проживало около 1 млн. французских колонистов, осевших в разнос время и обзаведшихся сельским хозяйством и бизнесом. Война привела к расколу французского общества на сторонников и противников независимости Алжира, чуть было не повлекла за собой гражданскую войну в самой Франции, детонировала падение IV французской республики и привела к второму возвращению Шарля де Голля к власти во Франции. Война в Алжире обескровила Францию, и она в 1960 г. предоставила независимость всем своим африканским колониям к югу от Сахары. В бывшей Французской Тропической и Западной Африке было создано 12 государств, вошедших во Французское содружество нации.
Бельгийская колония Конго (столица - Киншаса) в 90 раз превышала по территории метрополию. Вся экономика огромной и богатейшей африканской страны принадлежала бельгийским колонистам, которых было около 90 тысяч человек. Из 5 тысяч высших чиновников, управлявших Конго, только трое были африканцами. Когда во французских колониях началось антиколониальное брожение, в Конго тут же стало формироваться вооружённое подполье во главе с Патрисом Лумумбой. Бельгийцы оказались не в состоянии сдержать нараставшую волну протеста и в 1960 г. бежали из страны. Бегство бельгийцев сопровождалось нарастанием подогреваемого Бельгией местного сепаратизма отдельных провинций Конго. Ситуация обострилась вмешательством США и Советского Союза, стремившихся заполучить доступ к медным, алмазным и урановым рудникам. СССР поддержал Патриса Лумумбу, ставшего главой правительства, а США и Бельгия - его бывшего соратника, ставшего его врагом, начальника штаба вооруженных сил Мо- буту Сесе Сско. Патрис Лумумба в январе 1961 г. был захвачен наёмниками, убит, и Конго, провозглашённое Заиром, перешло под контроль Мобуту Сесе Секо. К убийству П. Лумумбы оказался причастен Генеральный секретарь ООН Д. Хаммаршельд, отдавший приказ силам ООН, введённым в столицу Леопольдвиль, не допустить захвата сторонниками П. Лумумбы аэропорта и центральной радиостанции. По сути Хаммаршельд создал ситуацию, в которой П. Лумумба вынужден был бежать из столицы и угодил в расставленную для него ловушку. Советский Союз напрямую обвинил Д. Хаммаршельда в этой провокации и
потребовал его отставки с поста Генсека. В той ситуации было предельно ясно, что Генсек ООН исполнял чей-то план, и всему миру было понятно, кто стоял за убийством П. Лумумбы. Вскоре Д. Хаммаршельд погиб (1961 г.), разбившись на самолете во время одного из перелётов в Конго. Недолго продержался у власти и Мобуту, его сместили сподвижники П. Лумумбы.
К этому времени Франция проиграла войну в Алжире и в 1962 г. в г. Эвиане подписала соглашение, по которому с 3 июля 1962 г. Алжир становился независимым.
Колониальные конфликты в Африке обострили отношения двух сверхдержав. Осенью 1960 г. в Нью-Йорке была созвана сессия ГА ООН для обсуждения колониального вопроса. Делегацию СССР возглавил Н.С. Хрущёв, речь которого была пронизана антиамериканскими выпадами и поддержана большинством делегатов от африканских и азиатских стран. В декабре 1960 г. Ассамблея приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам, в которой колониализм был осуждён политически и морально. Колониальные державы и США воздержались при голосовании.
Ко времени освобождения Африки от колониальной зависимости она давала (без ЮАР) менее 1 % мировой промышленной продукции. ЮАР производила продукции больше, чем все остальные страны Южной и Тропической Африки вместе взятые. Молодым лидерам африканских государств досталось тяжёлое наследие. Экономики этих стран были либо сырьсдобы- вающими, либо монокультурными (банановыми, арахисовыми и т.п.). В силу этого они полностью зависели от конъюнктуры мирового рынка и были легко уязвимыми. Пятьдесят возникших независимых государств Африки не были связаны друг с другом инфраструктурой. Даже их президенты могли дозвониться друг к другу только через столицы бывших метрополий.
Почти все потребительские товары ввозились из бывших метрополий, источники финансирования казны отсутствовали, поэтому все они стали крупными и, как вскоре окажется, безвозвратными заёмщиками иностранных кредитов.
Одна треть государств Африки была расположена в зоне пустынь и полупустынь, где недостаток воды был фактом повседневной действительности. Положение, когда “ни еды, ни воды”, обрекало на смерть сотни миллионов человек. Вскоре оказалось, что без продовольственной помощи ООН на смерть обречено примерно 500 млн. африканцев. Созданная для решения общих проблем в 1963 г. Организация Африканского Единства оказалась недееспособной, больше походила на клуб для общения политической элиты. Принимаемые решения никем не исполнялись и не имели юридической силы.
В 2002 г. О А Р.! была преобразована в Африканский Союз, куда вошли 54 государства Африки. Инициатором преобразования ОАЕ в АС был лидер Ливийской джамахирии Муамар Каддафи, надеявшийся сделать её действенным органом решения африканских проблем. Её секретариат и комиссии располагались в Адис-Абебе, столице Эфиопии. Главой АС стал Бингу на Мутарика, а председателем Идрис Нделя Мусса. Новая организация стала действительно активно действовать в рамках своих целей и принципов. Однако вскоре со стороны ряда африканских политиков, западных и американских СМИ последовали заявления о том, что АС становится орудием гегемонии Муамара Каддафи, инструментом влияния Ливии в Африке, что вызвало раздоры и посеяло подозрительность. Действительно, Ливия выделяла АС крупные финансовые средства, а Муамар Каддафи являлся се самым влиятельным политиком.
В 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция Движения неприсоединения, на которую прибыли представители большинства африканских стран, ставших членами этого движения. Однако эта международная организация также не могла содействовать решению проблем африканских государств.
Почти во всех африканских странах, получивших независимость, сложились политические системы по образцу бывших метрополий. Но здесь не было демократической традиции, её заменил трайбализм - власть племени, представитель которого, оказавшись на верху властной пирамиды, расставлял вокруг себя своих соплеменников. Поскольку во всех африканских странах господствовали традиционные формы социальности людей.
такие как семья, род, племя, народность, то племенной характер политической власти нес в себе мощный заряд конфликтности. Политические режимы были либо авторитарными с демократическим антуражем, либо открытыми диктатурами типа режима Иди Амина в Уганде (1961-1969 гг.) или Бокасе, правившего Центрально-Африканской Республикой до 1979 г. Пороки власти переносились на племя или народность, которую представляла власть. Другие племена, народности копили обиду, которая прорывалась наружу, как только власть правившего племени ослабевала. Довольно часто это приводило к межплеменным кровавым конфликтам.
В большинстве стран власть сменялась не в ходе выборов, а в результате кровавых переворотов, часто приводивших к гражданским войнам. Если это происходило в государствах, входивших но Французское содружество наций, порядок наводила Франция при помощи Иностранного легиона, в других кровопролитие останавливали силы ООН. Однако в ряде стран (Сомали, Судан, Бурунди, Уганда) конфликты настолько разрастались, что даже великие державы предпочитали не вмешиваться - в силу непредсказуемости последствий и того, что для большинства населения вооружённый разбой становился видом хозяйственной деятельности.
После получения независимости Африка стала ареной противостояния двух сверхдержав, которые желали получить голоса африканских государств в поддержку своих позиций в ООН, иметь доступ к стратегическому сырью. Так, например, президент маленького государства Тропической Африки Габона был желанным гостем всех великих держав по той причине, что в Габоне находится 'А мировых разведанных запасов марганца, притом в рудниках, обустроенных в своё время Францией.
В свою очередь, включение лидеров молодых африканских государств в мировую политику требовало от и их выбора направления политической ориентации, и вскоре они разделились на две группировки: на социалистически и капиталистически ориентированные. Границы между ними были настолько размыты, что как в советской, так и в западной африканистике часто
104 путались в ориентации того или иного государства. Однако к 70-м гг. появились некие критерии социалистической ориентации, которые в той или иной мерс обнаруживались. К их числу относились:
- приверженность марксистской идеологии правящей элиты (чаще на словах) и создание соответствующих партий, как правило, под лидера, заявлявшего о своей социалистической ориентации;
- проведение национализации крупной собственности и создание государственного сектора экономики. Некоторые африканисты полагают, что именно это обрекло экономику этих стран на застой. Однако, на наш взгляд, в постколопиальный период у государств, в которых отсутствовало стратегическое сырьё, национализация была единственной возможностью организовать хозяйство, брошенное бежавшими колонизаторами. Национальная буржуазия либо отсутствовала, либо была настолько слаба, что не могла его организовать. Только создание госсектора позволяло наладить хозяйство;
- проведение аграрной реформы с кооперацией. Опять же, без кооперации и государственной поддержки организовать сельское хозяйство в тех странах, где оно ранее держалось на диаспоре колонистов из метрополии, было невозможно;
- ориентация во внешней политике на СССР, что открывало доступ к кредитам, экономической, культурной и военной помощи.
Те государства, которые не подпадали под эти критерии, относили к ориентироваттным на капиталистическую модель развития, хотя и здесь могли быть вариации, связанные с поиском “третьего” пути развития.
Вне зависимости от выбора пути развития, все государства Африки, в том числе и обладающие крупными месторождениями стратегического сырья, полностью зависели от технологий и финансовой поддержки двух миров - Западного и Восточного. Их общей трагедией стало то, что все они отождествляли укреп-
ление своей независимости в первую очередь с созданием национальных армий, а не экономик. Военные расходы составляли подчас до 80 % их бюджетов, они поглощали до 2/3 иностранной помощи, Эти непроизводительные граты в течение 60 - 70-х гг. вогнали большинство африканских государств в непомерные долги, расходы на обслуживание которых стали поглощать всю прибыль, получаемую от экспорта. Уже к 80-м гг. XX в. мировая финансовая система столкнулась с проблемой триллионных безвозвратных долгов африканских стран. Для кредиторов и заёмщиков сложился замкнутый круг: африканские страны утратили мотивацию к наращиванию экспорта, так как вся прибыль изымалась в счёт погашения процентов (не долга!) по долгам; в свою очередь, страны-кредиторы не желали выделять кредиты под импорт товаров, промышленного оборудования, так как заведомо было известно, что кредиты не вернут. Торговля с Африкой вошла в ступор.
Сложнейшей проблемой постколониальной Африки стала демографическая. Благодаря помощи Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни за последние 50 лет выросла с 39 до 54 лет, почти на 50 % сократилась детская смертность. В результате прирост населения на континенте стал самым высоким в мире и составил 2,3 % в год. Доля молодёжи в возрасте до 20 лет росла ещё более высокими темпами, что создавало громадные трудности для социальной сферы, обостряя положение на рынке труда, подталкивало самодеятельную часть населения к миграции за пределы Африки, создавало социальную базу для радикальных политических движений, в том числе и вооружённых. За постколопиальный период в Африке произошло 35 вооруженных конфликтов, в которых погибло около 10 млн. человек.
Разват Советского Союза привел к тому, что бывшие его вассалы оказались бесхозными, вынуждены были становиться в очередь просителей помощи Западного мира.
Уже в 90-е гг. XX в. в мировой политике появились понятия “неразвивающийся”, “падающий”, ‘‘недееспособный”, “дециви- лизуюшийся” мир. Эксперты ООН, МВФ, МБРР относят к та-
106 кому миру государства, население которых получает в сутки доход в пределах 1 доллара и ниже на человека. Всего таких государств в мире 37, в них проживает 1,1 млрд. человек. Из них 27 расположено в Африке, что составляет поч ти половину из 57 африканских государств (три из них не признаны). Они являются финансовыми банкротами и приостановить падение, или децивилизацию, сами не в состоянии. В этой связи перед мировым сообществом встала сложнейшая морально-нравственная проблема выбора: оставить вес как есть и устраниться от решения проблемы нищеты более чем миллиарда человек или же приступить к разработке и реализации программ помощи, но не такой, какая предоставлялась в XX в. Всем понятно, что начинать следует со списания долгов, но мировая финансовая система, находящаяся сейчас в состоянии кризиса, пока не готова к такому альтруистическому шагу. Африка застыла в ожидании помощи цп вилизова н ного м ира.
Контрольные вопросы:
1. Влияние Второй мировой войны на Африку.
2. Особенности колониальной политики в Африке после Второй мировой войны.
3. Деколонизация Конго и роль ООН.
4. Назовите наиболее известных представителей элитарной интеллигенции Африки 40-50 х гг. XX в.
5. V панафриканский конгресс: два взгляда на будущее Африки.
6. Война в Алжире, Эвианские соглашения и их политические последствия.
7. Генеральная Ассамблея ООН 1960 г. и Год Африки.
8. Характеристика политического режима ЮАС.
9. Характерные черты институтов государственной власти пост- колониальной Африки.
10. Что такое “социалистическая ориентация”?
11. Причины “нс-развития” Африки.
12. Межафриканские организации и их роль в жизни Африки.