Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёпистемическа€ логика




¬ качестве эффективного инструмента реконструкции и анализа теоретико-познавательных контекстов и проблем обычно используетс€ особый вид интенсиональной логики Ц эпистемическа€ логика. Ёто направление современной неклассической логики было инициировано пионерской работой я.’интикки "«нание и убеждение" (1962). ќсновна€ иде€ этой работы заключаетс€ в интерпретаци€ пон€тий знани€ и убеждени€ как особого рода (эпистемических) модальных операторов, которые добавл€ютс€ к €зыку обычной классической логики. ’интикка, в частности, использует операторы  а (дл€ знани€) и ¬а (дл€ убеждени€), где выражени€  а р и ¬а р обозначают утверждени€ " а знает, что р " и " а считает (полагает, убежден, думает), что р " соответственно. "«десь а есть им€ некоторого лица, личное местоимение или, возможно, конечное описание некоторого человека, а р есть независимое повествовательное предложение".[440] ¬ дальнейшем изложении, чтобы избежать излишней технической детализации, мы будем использовать эпистемические операторы без €вной ссылки на конкретного субъекта познани€ (т.е. индекс а будет опускатьс€); при этом всегда не€вно подразумеваетс€ наличие некоторого фиксированного субъекта.   р означает тогда "(некто) знает, что р " (или просто " р известно"), ¬ р Ц "(некто) полагает, что р ". »ногда нар€ду с операторами знани€ и убеждени€ ввод€тс€ и другие аналогичные эпистемические операторы, например дл€ "сомневаетс€", "опровергает" и т.п.

јппарат эпистемической логики позвол€ет ставить и успешно решать задачи вы€влени€ формальных (логических) свойств операторов знани€ и убеждени€ (а значит и соответствующих пон€тий), формулировки аксиом, выражающих эти свойства, и установлени€ взаимосв€зи между данными операторами и пон€ти€ми. ѕри этом активно задействуютс€ результаты философского анализа пон€тий знани€ и убеждени€. Ќачнем с оператора убеждени€. ƒл€ этого оператора, дополнительно к аксиомам классической логики, можно прин€ть следующие постулаты:

¬1. ¬(р Ѓ q) Ѓ (¬ р Ѓ ¬ q). ( аждый должен быть убежден в истинности всех следствий принимаемых им допущений.)

B2. B p Ѓ ~B~ p. (Ќевозможно одновременно быть убежденным в истинности какого-нибудь высказывани€ и его отрицани€ Ц рациональный субъект не должен принимать противоречи€.)

B3. B p Ѓ BB p. (≈сли некто считает, что р, то он также убежден в том, что он так считает.)

B4. ~B p Ѓ B~B p. (≈сли некто не считает, что р, то он должен быть убежден в том, что он так не считает.)

ѕервые два постулата говор€т о том, что мы имеем здесь дело не с дескриптивным, а с рационализированным пон€тием убеждени€. Ёто пон€тие выражает не фактические убеждени€ того или иного конкретного субъекта в том или ином конкретном случае, а принципы, которым должны подчин€тьс€ рациональные убеждени€ вообще.[441] ѕоследние два постулата выражают то обсто€тельство, что мы не можем ошибатьс€ касательно того, в чем мы убеждены, а в чем Ц нет. —убъект всегда имеет определенность относительно высказываний о собственных убеждени€х.

ѕерейдем теперь к оператору знани€. ƒл€ этого оператора обычно принимаютс€ следующие основополагающие постулаты:

K1. K p Ѓ p. (≈сли высказывание известно, то оно истинно; знание высказывани€ влечет за собой его истинность.)

K2. K(р Ѓ q) Ѓ (K р Ѓ K q). (≈сли известно, что высказывание p влечет за собой высказывание q, а также известно p, то известно и q)

K3. K p Ѓ KK p. (≈сли некто знает какое-то высказывание, то он также знает, что он это знает.)

¬о многих системах эпистемической логики принимаетс€ следующее правило вывода, которому должен подчин€тьс€ оператор знани€: ≈сли высказывание р €вл€етс€ доказанным, то доказанным €вл€етс€ и высказывание   р (правило "навешивани€" оператора знани€). —огласно этому правилу, познающий субъект знает все теоремы логики (логическое всеведение). Ёто, конечно, довольно сильна€ идеализаци€, к тому же небесспорна€. »меетс€ обширна€ логико-философска€ литература, посв€щена€ обсуждению этого принципа и рассмотрению различных доводов за и против его прин€ти€.

—ледующей важной задачей €вл€етс€ установление взаимосв€зи между операторами знани€ и убеждений. Ёта взаимосв€зь, в основном, фиксируетс€ посредством следующего постулата:

KB1. K p Ѓ B p. (≈сли некто знает, что р, то он также считает, что р.)

ѕостулаты  1 и  ¬1 отражают то понимание, что необходимыми услови€ми знани€ высказывани€ €вл€ютс€ как его истинность, так и убежденность в нем со стороны некоторого субъекта. ¬ некоторых системах эпистемической логики эти услови€ считаютс€ также и достаточными, в результате чего получаем следующее определение знани€:

ќпределение 1.   р Û ¬ р Ù р. (Ќекто знает, что р, если и только если он убежден, что р и р €вл€етс€ истинным.)

Ќесмотр€ на то, что, как было показано в предыдущем параграфе, с философской точки зрени€ это определение €вл€етс€ €вно неполным, его вполне можно использовать дл€ целей логического анализа в качестве рабочего определени€. ≈сли же ввести дополнительный "оператор обоснованности" Ц J p (читаетс€ как " р €вл€етс€ обоснованным"), то можем сформулировать следующее определение знани€ как обоснованного истинного убеждени€:

ќпределение 2.   р Û ¬ р Ù J p Ù р.

ѕеречисленные постулаты делают возможным формальный анализ пон€тий знани€ и убеждени€ в рамках определенной системы аксиом. “акой анализ осуществл€етс€ в ходе доказательства новых теорем. ¬ качестве примера, покажем, как доказываетс€ теорема, выражающа€ невозможность противоречивости знани€:   р Ѓ ~ ~ р. ¬ скобках после каждого шага доказательства даетс€ обоснование данного шага.

1. K p Ѓ B p (постулат  ¬1)

2. B p Ѓ ~B~ p (постулат ¬2)

3. K p Ѓ ~B~ p (из 1 и 2 по транзитивности)

4. K~ p Ѓ B~ p (частный случай постулата  ¬1)

5. ~B~ p Ѓ ~K~ p (из 4 по контрапозиции)

6. K p Ѓ ~K~ p (из 3 и 5 по транзитивности).

“о есть, если некто знает, что р, то неверно, что он знает ~ р Ц нельз€ одновременно знать как р, так и ~ р, что и требовалось доказать.

ƒруга€ интересна€ теорема, устанавливающа€ св€зь между пон€ти€ми знани€ и убеждени€, непосредственно следует из постулатов  3 и  ¬1: K p Ѓ ¬K p. Ёта теорема по существу говорит о том, что если мы что-то знаем, то мы об€зательно должны быть убеждены в самом факте нашего знани€.

‘илософское значение эпистемической логики заключаетс€ также в том, что сама постановка вопроса, следует ли принимать в качестве аксиом те или иные эпистемические формулы, способна стимулировать обсуждение соответствующих эпистемологических проблем, в частности проблемы философского обосновани€ соответствующих эпистемологических принципов. “ак например, из вышеприведенных аксиом нельз€ вывести следующие формулы: ¬ p Ѓ  ¬ p и ~¬ p Ѓ K~¬ p, которые утверждают, что если мы в чем-то убеждены или не убеждены, то сам факт наличи€ или отсутстви€ этого убеждени€ должен быть нам известен. ћожно было бы рассмотреть возможность прин€ти€ этих формул в качестве дополнительных аксиом. Ёто, однако, требует предварительного содержательного оправдани€ данных принципов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2159 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

742 - | 563 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.