ДиогенЛаэртский VII. (41). Что касается логики, «•то некоторые говорят, что она подразделяется на ''• два предмета: риторику и диалектику. Одни присовокупляют способ определения и то, что касается правил и мерил, другие исключают учение об определениях. (42)...Риторику они считают умением хорошо говорить, излагая что-то, а диалектику — уме-'-нием правильно вести беседу, ставя вопросы и давая I -ответы. Поэтому ее определяют также как знание ис-
тинного и ложного и того, что не есть ни то, ни другое. Самое риторику они делят на три части: совещательную, судебную и торжественную. (43) К ней относится нахождение [доводов], способ выражения, расположение [слов] и способ произнесения. Сама риторическая речь состоит из вступления, изложения, возражения [противнику] и заключительной части. Диалектика делится на части, из которых одна касается смысла, другая — словесного выражения... (45) Они говорят, что учение о силлогизмах очень полезно. В самом деле, силлогизм обладает доказательной силой, что содействует образованию правильных положений, упорядочивает знания, укрепляет нашу память. Само же рассуждение состоит из посылок и заключения. Силлогизм — это вытекающее из них умозаключение. Доказательство — это рассуждение, делающее вывод о менее понятном через более понятное... (46) Диалектика, говорят они, необходима, она прекрасное качество, охватывающее как вид [другие] прекрасные качества: неторопливость, подсказывающую нам, когда следует и когда не следует соглашаться; осмотрительность, содействующую приведению доводов против кажущегося правдоподобным, чтобы не поддаться ему, (47) неопровержимость — силу к доводах, чтобы не отклоняться от них к противоположному; серьезность — способность приводить представления к правильным суждениям. Само же знание, говорят они, — это верное постижение или надежное средство закрепить представления силой разума. Без диалектического познания мудрец не будет безупречным в рассуждении. Ведь именно при помощи диалектики распознают истину и ложь, различают суждение убедительное и суждение сомнительное. Без диалектики невозможно ни правильно спрашивать, ни правильно отвечать. (48) Опрометчивость в высказываниях распространяется на существующее, что приводит тех, кто не искушен в представлениях, к непристойному поведению и легкомыслию. И нет иного средства у мудреца, [кроме диалектики], обнаружить остроту своего ума, проницательность и умение рассуждать.
Один и тот же человек должен правильно говорить и правильно размышлять, а также рассуждать по поводу высказанных положений, отвечать на вопросы, и все это свойственно человеку, сведущему в диалектике.
ДиогенЛаэртский VII. (55) Что касается диалектического познания, то большая часть [стоиков] единодушно считает, что следует начинать с изучения звука. Звук — это колыхание воздуха, или, как говорит Диоген Вавилонский в своем «Искусстве речи», одному лишь слуху свойственное восприятие... По [учению] стоиков, звук — это также тело, как говорит Архедем в [сочинении] о голосе, Диоген, Антипатр, а также Хрисипп во второй книге о явлениях природы. (56) Ведь все, что оказывает действие, есть тело. Оказывает действие и звук, поскольку он переходит от произносящего его к слушающему.
п. физика т-
1,-.
Диоген Лаэртский VII. (152) Физику они делят на учения о телах, о началах, о стихиях, о богах, о конечном, о пространстве, о пустоте. Это — деление по видам. По родам же физику делят на три учения — о мироздании, о стихиях и о причинах. Учение о мироздании они делят на две части. Одна часть, общая у них с математиками, изучает неподвижные и блуждающие звезды, исследует, например, такого ли размера солнце, каким оно нам кажется; сходным образом она исследует луну, а также вращение [звезд]. (133) Другая часть, которая касается только физиков и которая исследует природу мироздания, доискивается, состоят ли солнце и звезды из материи и формы, сотворено ли мироздание или не сотворено, наделено ли оно душой или нет, преходяще ли оно или непреходяще, управляется ли провидением или нет и т. д. Учение о причинах также состоит из двух частей. Одна из них, общая с исследованиями врачева-телей, исследует управляющую силу души и то, что происходит в душе, ее семена и прочее тому подоб-
ное. Другая часть, на которую притязают также математики, исследует, как мы воспринимаем зрением, какова причина отражения в зеркале, как образуются облака, гром, радуга, ореол, кометы и т. п. (134) Они I полагают, что существуют два начала всего: деятель-I ное и страдательное. Начало страдательное — это t материя, бескачественная сущность; начало деятель-< ное — это находящийся в материи разум, Бог. Ведь он, будучи вечным, создает каждую вещь посредством всей материи. Это учение было изложено Зено-ном из Кития в его книге о сущности, Клеанфом в его книге об атомах и Хрисиппом в конце первой: рниги о явлениях природы, Архедемом в книге о {стихиях и Посидонием во второй книге его «Учения о природе». Они различают начала и стихии: первые не сотворены и неуничтожимые, стихии же гибнут от воспламенения. Кроме того, начала бестелесны и лишены формы, стихии же имеют форму. (135)- Бог, ': ум, судьба, Зевс — это одно, и называется он мно-гими другими именами. (136) Сначала, будучи самим по себе, он всю сущность посредством воздуха превратил в воду. И подобно тому как в семени содержится зародыш, он помещает во влаге образовательное начало мироздания, делая, таким образом, материю пригодной порождать вещи, которые потом появились. Затем он создал прежде всего четыре стихии: огонь, воду, воздух, землю. Так рассуждают Зенон в книге о Вселенной, Хрисипп в первой книге / о явлениях природы и Архедем в одной из книг о стихиях. Стихия — это то, из чего как из первона-яального происходит все рождающееся, и то, на что как последнее все разлагается. (137) Четыре стихии вместе образуют бескачественную сущность — материю. Огонь — это теплое, вода — влажное, воздух — холодное, а земля — сухое; но и в воздухе находится что-то из последней стихии. Выше всего находится огонь, который называют эфиром и в котором сначала возникает круг неподвижных звезд, а потом круг блуждающих звезд. Затем следует воздух, потом вода и, наконец, земля — основание всего, находящееся в центре всего.
Мироздание^
- ДиогенЛаэртский VII. (137) Они понимают слово «мироздание» трояко: это Бог, единственный из всего сущего, обладающий особым свойством — быть неуничтожимым и нссотворснным; он творец миропорядка, через определенные промежутки времени поглощает все сущее и из себя снова рождает его; (138) далее, они называют мирозданием само расположение звезд и, в-третьих, то, что состоит из того и другого. Мироздание — это также особое свойство сущности всего, как говорит Посидоний в «Началах учения о небесных явлениях»; это совокупность неба и земли, а также находящихся на них созданий или совокупность богов и людей, а также вещей, созданных ради них. Небо есть крайняя окружность, обиталище всего божественного. Мироздание управляется сообразно с умом и провидением, как говорит Хрисипп в пятой книге о провидении и Посидоний в третьей книге о богах; этот ум проникает все части мироздания, как душа внутри нас, но одни части больше, а другие меньше. (139) В одних вещах он содержится как состояние, например в костях и жилах, в других — как ум, например в управляющей части души. Поэтому все мироздание — живое, одушевленное, наделенное разумом — имеет управляющей силой эфир, как говорит Антипатр из Тира в восьмой книге о мироздании. Хрисипп же в первой книге о провидении и Посидоний в сочинении о богах считают управляющей силой мироздания небо, а Клеанф — солнце. Но Хрисипп, противореча самому себе, в той же книге считает управляющей силой самую чистую часть эфира, которую стоики называют также первым богом, проникающим, как бы чувственно, все, что в воздухе и во всех живых существах и растениях, а самое землю — как состояние. (140) Существует, говорят они, лишь одно мироздание, ограниченное, имеющее шарообразную форму, ибо эта форма наиболее удобна для движения, как говорят Посидоний в пятой книге своего «Учения о природе» и ученики Антипатра в сочине-
ниях о мироздании. Вне этого мироздания разлита безграничная пустота, которая бестелесна. Бестелесно то, что может быть занято телами, но не занято ими. В мироздании нет пустоты, оно едино; к этому [выводу] неизбежно приводят согласие и связь небесного и земного. Хрисипп говорит, однако, о пустоте в сочинении о пустоте и в первой книге о природных средствах, Аполлофан в сочинении о природе, Аполлодор, а также Посидоний во второй книге своего «Учения о природе»... (141) Далее, время, говорят они, бестелесно, оно — измерение движения мироздания; прошедшее и будущее бесконечны, настоящее же ограничено. Стоики считают, что мироздание преходяще, так как оно было порождено подобно вещам, познаваемым чувствами. И то, части чего преходящи, преходяще как целое. Части же мироздания преходящи: ведь одни превращаются в другие; следовательно, преходяще и мироздание. Все, что может измениться к худшему, преходяще; следовательно, и мироздание: ведь оно и сгущается, и разжижается. (142) Мироздание рождается, когда сущность из огня превращается через воздух во влагу. Затем наиболее плотная часть ее становится землей, тонкая превращается в воздух, а после этого, разрежаясь еще больше, становится огнем. И наконец, от смешения этих [стихий] возникают растения, живые существа и все остальное. О возникновении и гибели мироздания говорят Зенон в книге о Вселенной, Хрисипп в первой книге о явлениях природы, Посидоний в первой книге о мироздании, Клеанф и Антипатр в десятой книге о мироздании. Панетий, напротив, считает мироздание непреходящим. О том, что мироздание — это нечто живое, разумное, одушевленное и умопостигаемое, говорят Хрисипп в первой книге о провидении и Аполлодор в сочинении о природе, а также Посидоний. (143) Мироздание есть нечто живое, поскольку оно сущность одушевленная и восприимчивая. Ведь живое превосходит неживое; нет ничего превосходящего мироздание, поэтому оно живое. Оно одушевлено, как это явствует из рассмотрения
нашей души, которая есть как бы отторгнутая от него часть. Однако Боэт говорит, что мироздание не живое существо. Что оно одно, пишут Зенон в своей книге о Вселенной, Хрисипп, а также Аполлодор в сочинении о природе и Посидоний в первой книге своего «Учения о природе». Под Вселенной Аполлодор понимает то мироздание, то сочетание мироздания и находящейся вне его пустоты. Мироздание ограничено, пустота безгранична... (148)...Природу стоики иногда представляют как нечто скрепляющее все мироздание, а иногда как нечто порождающее все земное. Природа есть свойство, она движется сама по себе согласно образовательным началам, которые в определенные времена производят и скрепляют то, что из нее возникает... (149) Она стремится к пользе и удовольствию, как это явствует из создания человека. Мее происходит по велению судьбы, как говорят Хрисипп и книгах о судьбе, Посидоний во второй книге о судьбе, Зенон, а также Боэт в первой книге о судьбе. (Судьба — это непрерывная [цепь] причин сущего или разум, согласно которому управляется мироздание. Они говорят, что в совокупности прорицание основательно, поскольку существует провидение. Они признают прорицание искусством на основании некоторых успехов. Об этом говорят Зенон и Хрисипп во второй книге о прорицании, Афинодор, а также Посидоний во второй книге своего «Учения о природе» и в пятой книге о прорицании. Что касается Панетия, то он считает прорицание неосновательным. (150) Первичная материя, говорят они, есть сущность всех вещей. Об этом пишет Хрисипп в первой книге о явлениях природы, а также Зенон. Материя — это то, из чего что-то возникает. Называется она двояко: сущностью и материей, [смотря по тому], относится ли она ко всем вещам или к отдельным. Вся материя в целом не увеличивается и не уменьшается; материя же отдельных вещей увеличивается и уменьшается. По их мнению, сущность — это тело, и притом она ограниченна, как говорит Антипатр во второй книге о сущности и Аполлодор в сочинении о природе.
Последний говорит, что сущность изменчива; в самом деле, если бы она была неизменной, то не было бы тех вещей, которые из нее возникли. Поэтому, говорит он, деление ее бесконечно. Хрисипп же не считает деление бесконечным... (155) По мнению стоиков, миропорядок таков: земля как срединное занимает самый центр, за ней — вода, которая сфе-рична и имеет тот же центр, что и земля, так что земля находится в воде. За водой — воздух, тоже сферический... (156)... Они полагают, что природа — это огонь-творец, который определенным путем устремляется к созиданию и который есть огнеиодоб-ная и творческая пневма. Что касается души, то она восприимчива, она прирожденная нам пневма. Поэтому она есть также тело и остается после смерти, но все же она преходяща, в то время как душа Вселенной — души живых существ суть части ее — непреходяща. (157) Зенон из Китая и Антипатр в книгах о душе, а также Посидоний называют душу горячей пневмой, поскольку ею мы дышим и благодаря ей мы двигаемся. Клеанф считает, что все [души] остаются вплоть до воспламенения мироздания; Хрисипп говорит — что только души мудрецов. Они различают восемь частей души: пять чувств, находящиеся в нас образовательные начала, голос и разум... (158)... Причины страданий они усматривают в переменах, происходящих в пневме... (160) Таковы их взгляды на природные явления, и мне кажется, я их -изложил достаточно.
nceedonnymapxdeplac.phil.II 1. Стоики говорят, что есть разница между всеобъемлющим и целым, поскольку всеобъемлющее — это бесконечное вместе с пустотой, а целое — мироздание без пустоты.
Стобей Eclog. 1184 (Арним, II, № 52 7). Хрисипп говорит, что мироздание — это совокупность неба, земли и находящихся на них созданий или совокупность;богов, людей и тех, кто от них родился. Мироздание он называет иначе божеством, от которого возникает и достигает законченности миропорядок.
Псевдоплутархdeplac.pbil.111. Стоики говорят, что все причины телесны. т
Плотин Ennead. 114,1. [Стоики], полагая, что тела — единственно реальное и единственная сущность, говорят, что материя одна; она лежит в основе стихий и она же сущность; все другое, даже стихии, суть только определенные состояния материи; они отваживаются считать материей даже богов и в конце концов говорят, что сам Бог не что иное, как материя в известном состоянии. Признавая материю бескачественным телом, они приписывают ей также величину.
Немезий de not. horn. 164- Стоики говорят, что одни стихии деятельные, другие страдательные. Деятельны воздух и огонь, страдательны земля и вода.
Александр Афродисийскнй de mixt.p. 216,14 (Арним II,№ 473). Хрисиии утверждает, что всеобщая сущность едина, поскольку по всей этой сущности распространяется некая пневма, посредством которой она скрепляется и остается единой, и целое находится в согласии с самим собой.
Прокл in Plat. Tim. 138E (Арним II, № 533). Платон утверждает, что мир един в силу единства прообраза... Аристотель — в силу единства материи и ограничения естественными местами. Стоики исходят из единства сущности, то есть из того, что материя — это тело.
Цицерон Acad. post. 124. Сама материя не была бы возможна, если бы она не поддерживалась какой-то силой, и сила невозможна без какой-нибудь материи.
Лактшщии ImM. div. VII23 (Арним II, № 623). Хрисипп говорит: нет, очевидно, ничего невозможного в том, что после нашей смерти по прошествии определенных промежутков времени мы вновь принимаем тот же облик, что теперь.
Немезий de nat. horn. 38 (Арним II, № 625)- Снова будут Сократ, Платон и каждый из людей с теми же самыми друзьями и согражданами... и это возвращение всего в прежнее состояние происходит не один раз. а многократно или, вернее, бесконечно и неумолимо.
Стобей Eclog. 125,3- Зенон говорит, что солнце,
луна и каждое из других светил обладают разумом, умом и творческим огнем; имеются же два рода огня: один — лишенный творчества, превращающий в себя то, чем он питается; другой — творящий, способный к росту и наблюдению, как в растениях и животных; он-то и есть природа и душа; сущность светил состоит из подобного огня.
Цицерон Acad.prior. II126. Для Зенона и почти для всех стоиков эфир есть высшее божество, наделенное умом и управляющее всем. Клеанф, ученик Зенона, считающийся едва ли не самым великим стоиком, полагает, что над всем господствует и властвует солнце.
Цицерон de nat. deor.II29,37. Итак, существует природа, которая объемлет в себе все мироздание и оберегает его; она не лишена ни чувства, ни разума; в самом деле, необходимо, чтобы вся природа, которая не единична и не проста, но которая соединена и связана с чем-то другим, имела в себе некое управляющее начало: в человеке — это ум, в животных — нечто подобное уму, откуда возникают определенные влечения... Управляющим началом я называю то, что греки называют hegemonikon и превосходнее чего не может и не должно быть ни в каком роде. Нот почему необходимо, чтобы то, в чем заключается управляющее начало всей природы, также было наилучшим и самым достойным из всего благодаря своему могуществу и господству.
Цицерон de nat. deor. II14. Хрисипп остроумно замечает, что как чехол сделан для щита, ножны для меча, так, за исключением мироздания, все вещи созданы для других вещей. Так, например, злаки и плоды, которые родит земля, созданы ради животных, животные — ради людей: лошадь — для перевозок, бык — для землепашества, собака — для охоты и охраны; сам же человек рожден для созерцания мироздания и подражания ему; человек вовсе не совершенен, но он некая частица совершенного. Мироздание же во всех отношениях совершенно, поскольку объемлет все и нет ничего вне его...
Наилучшее в мироздании должно содержаться в чем-то совершенном и неограниченном. В самом деле, нет ничего совершеннее мироздания, нет ничего лучше добродетели, следовательно, добродетель — принадлежность мироздания. Природа человека не совершенна, однако добродетель встречается в человеке; насколько же легче [встретить ее] в мироздании. В нем имеется добродетель, оно мудро, и поэтому оно Бог.
ДиогенЛаэртский VII. (147) Бог, говорят они, живое существо, бессмертное, разумное, совершенное, умопостигаемое, пребывающее в блаженстве, невосприимчивое ко всякому злу, пекущееся о мироздании и о находящемся в нем. Однако он не человекоподобен. Он творец всего и как бы отец всего... Его называют многими именами сообразно с его действиями. 'Гак, его называют I)ia, ибо благодаря (dia) ему существует все, a D/ena называют его потому, что он причина жизни (toy dzCn) или проникает все живое... (148) Зенон говорит, что сущность Бога — это все мироздание и небо. Подобным же образом высказываются Хрисипп в первой книге о богах и По-сидоний в первой книге о богах. Антипатр же в седьмой книге о мироздании говорит, что сущность Бога воздухообразная. Боэт в своей книге о природе говорит, что сущность Бога — это круг неподвижных звезд.
Тертулпиан adv. Hertnog. 44 (Арним II, № 1036). Стоики хотят, чтобы Бог наполнял материю, как мед соты.
Посидонийу Стобея Eclog. 12,58. Бог — это огненная пневма, наделенная разумом, лишенная формы, превращающаяся в то, во что желает, и уподобляющаяся всему.
Псевдоплутархаер1ас.рЫ1.17- Чаще всего стоики определяют Бога как творческий огонь, устремляющийся к созданию мира и содержащий в себе все образовательные начала, из которых все с необходимостью рождается, и как пневму, которая проникает все мироздание, меняя свои имена сообразно с изменениями материи. Они говорят, что мироздание,
звезды, земля — это Бог, а выше всех богов ум, находящийся в эфире.
Ипполит Pbilos. 21 (АрнимЦ, 1029). Хрисипп и Зе-нон говорят, что Бог, начало всего, — это самое чистое тело; его провидение простирается на все.
Аэций 17,33 (Арним II, №102 7). Бог — это пнев-ма, простирающаяся на все мироздание.
Халкидий in Tim. 294 (Арним I, № 87). Согласно стоикам, Бог тождествен материи или же Бог — это качество, неотделимое от материи. Он движется через материю, как семя — через детородный орган.
Ориген contra Cels. VI7 (Арним II, №1051). Разум Бога есть не что иное, как телесная пневма.
Цицерон de nat. dear. II16. Хрисипп говорит: «В самом деле, если в природе существует нечто, чего не могли бы произвести человеческий ум, разум, сила, человеческое могущество, то ясно, то, что создало это нечто, лучше человека... И как его назвать иначе, чем Богом? Действительно, если боги не существуют, что может быть в природе лучше человека? Ведь только у него имеется разум, превосходнее которого ничего не может быть. Если человек считает, что во всем мироздании нет ничего лучше его самого, то это признак безрассудного высокомерия. Следовательно, есть нечто лучшее, чем мы. Итак, Ьог дсйст-вителы ю существует».
Секст adv. math. IX119,120. В любом теле, состоящем из разных частей, управляемых природой, есть нечто главное. Поэтому оно имеется и у нас; оно, как полагают, находится в сердце, или в мозгу, или в какой-то другой части тела. У растений не так: у одних оно находится в корнях, у других — в листьях, у третьих—в сердцевине. Поэтому, поскольку мироздание управляется природой и состоит из многих частей, в нем есть нечто главное, что вызывает движения. Этим может быть только природа сущего, которая есть Бог. Значит, Бог существует.
Псевдоплутарх de plac. phil. 128. Хрисипп говорит, что судьба — это присущая пневме сила, которая управляет миропорядком. В сочинении же о де-
финициях он утверждает, что судьба — это разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет. Стоики говорят, что судьба — это цепь причин, то есть нерушимый порядок и нерушимая связь.
Цицерон de nat. dear. 136. Зенон полагает, что естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей [делать] правильное и запрещающей противоположное.
Феодорет VI14 (Арним II, № 916). Судьба — это движение вечное, непрерывное и правильное.
Cmo6euEclog.I5,15- Стоик Зенои в книге о природе говорит, что судьба — это сила, которая приводит в движение материю... она не отличается от провидения, и он называет ее природой.
Диогениан у Евсевия Pracp. uvang. IV 3 (Арним II, № 939). Они говорят, что пророческие предсказания не были бы правдивыми, если бы все не было предопределено судьбой.
Цицерон de divin. I118. Стоикам кажется, что не в каждой выемке между долями печени и не в каждом птичьем крике присутствует Бог. Это не подобает богам и недостойно их и никоим образом не может происходить. С самого начала мир устроен так, что определенным вещам предшествуют определенные приметы либо во внутренностях, либо в птицах, либо в молниях, либо в чудесах, либо в светилах, либо в видениях спящих, либо в речи одержимых; те, кто правильно воспринял эти приметы, не часто ошибаются. Неправильно угаданные и неправильно истолкованные приметы ложны не по вине вещей, а из-за неумения толковать их.
Цицерон de divin. II129—130. Стоики утверждают, что только мудрец может быть прорицателем. Хрисипп же определяет прорицание такими словами: это способность знать, видеть и объяснять приметы, которые боги предвещают людям; цель прорицания — заранее узнать, каковы намерения богов по отношению к людям, что боги предвещают, каким об-
т
разом можно их умилостивить и смягчить. Хрисипп так определяет толкование снов: это способность видеть и объяснять то, на что боги указывают людям во время сна. Так как же? Требуется ли для этого посредственное знание или нужно большое дарование и совершенная уЧенОСТЬ? ojj..:,
Б. Душа,
Псевдоплугпарх deplete, pbil. IV21. Стоики говорят, что высшая часть души — управляющая часть, создающая представления, [логическое] приятие, чувства, влечения; ее они и называют способностью рассуждения. От этой управляющей части происходит семь [других] частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз; слух — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до языка; осязание — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до поверхности [вещей], которых можно коснуться чувствами. Из остальных частей одна называется воспроизводящей, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон называет голосом, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управляющая часть помещается, словно в мироздании, в нашей шарообразной голове.
Псевдогшутарх deplac.phil. IV11. Стоики говорят: когда человек рождается, его управляющая часть души подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, и его первая запись производится чувствами.