Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–имское ораторское искусство. ÷ицерон




—интез римской и греческой культуры получил литературное воплощение в многостороннем творчестве ћарка “улли€ ÷ицерона (106 Ч 43). јдвокат, политический де€тель и блест€щий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского стро€. ÷ицерон €вл€етс€ крупнейшим мастером красноречи€, и его де€тельность стала основоположной дл€ всего последующего развити€ латинской прозы. «начение ÷ицерона как стилистического образца, как признанного в потомстве классика ораторской речи, способствовало относительной сохранности его богатого литературного наследи€ даже в те периоды, когда идейна€ сторона цицеронианизма не вызывала к себе интереса. ѕ€тьдес€т восемъ речей, сери€ трактатов по реторике и философии, наконец, около 800 писем Ч таков состав дошедших до нас произведений ÷ицерона, превосход€щий по своему объему все, что сохранилось от какого-либо римского писател€ хорошее знакомство с классической литературой греков, с √омером, драмой и ораторами.

ѕо римскому обычаю, молодой человек, готовившийс€ к политической или адвокатской карьере, проходил практическую Ђвыучку на форумеї, т. е. слушал ораторов и знакомилс€ с правом, присутству€ при юридических консультаци€х какого-либо известного специалиста. »нтерес к философии пробудилс€ и у ÷ицерона. упражн€лс€ в составлении фиктивных речей (Ђдекламацийї) по-гречески и по-латыни, сочин€л поэмы, переводил с греческого в прозе и в стихах;

Ћична€ роль ÷ицерона в событи€х его консулата безмерно преувеличена им самим; в последующих произведени€х он посто€нно возвращаетс€ к своим Ђзаслугамї 63 г. с самохвальством сам сочин€ет поэмы Ђќ своем консульствеї и Ђќ своем времениї.

÷ицерон на некоторое врем€ сделалс€ одним из вли€тельнейших людей –има, но это продолжалось недолго.

¬ 54 г. ÷ицерон начинает работать над трактатом Ђќ государствеї, в котором прославл€етс€ римский государственный строй; причину его упадка автор видит в моральном разложении знати

ќчень велика зато литературна€ продуктивность этих лет. ¬ римской прозе, стал распростран€тьс€ так называемый Ђаттикистическийї стиль, и к новому направлению принадлежали многие молодые друзь€ ÷ицерона.

–имска€ литература почти не имела еще художественной философской прозы, и ÷ицерон поставил себе целью заполнить этот пробел. ¬ короткий срок он выпускает целую серию произведений, охватывающих различные вопросы теории познани€, метафизики и этики и знаком€щих римскую публику с важнейшими направлени€ми эллинистической философии.

¬ своей государственной де€тельности ÷ицерон был неудачлив и недальновиден.(после смерти ÷езар€)

Ќемаловажной заслугой ÷ицерона €вл€етс€ также создание философской терминологии на латинском €зыке,

 ак теоретик красноречи€ ÷ицерон не удовлетвор€етс€ школьными правилами реторики. ¬ диалоге Ђќб оратореї мы находим гораздо более широкое понимание задач красноречи€. ƒл€ ÷ицерона оратор Ч прежде всего государственный де€тель. —овершенный оратор Ч человек высокой культуры и обширных знаний. ¬ этих услови€х тер€ет смысл ограничение красноречи€ судебно-политической тематикой, и оно становитс€ универсальным искусством прозаической речи. ѕеред оратором сто€т три задачи Ч доказать свои положени€, доставить наслаждение слушателю, воздействовать на его волю, и каждой из этих задач соответствует один из основных трех Ђстилейї: спокойный Ђтонкийї (Ђнизкийї) стиль пригоден дл€ убеждени€; Ђсреднийї стиль, созданный софистическим красноречием, отличаетс€ наибольшим из€ществом; патетическа€ сила Ђвеличавогої стил€ увлекает и волнует слушател€. ƒело ораторского такта Ч пользоватьс€ по мере надобности всеми трем€ стил€ми, но самое ценное качество оратора Ч владение Ђвысокимї стилем

÷ицерон Ч лучший мастер периодической речи в –име.

јнтична€ критика очень высоко расценивала роль ÷ицерона в создании стил€ латинской прозы, и его €зык в сущности составл€ет норму так называемой Ђклассическойї латыни.

Ќи один древнеримский писатель не имел такого значени€ в истории европейской культуры, как ÷ицерон. ÷ицерон был признан величайшим мастером римской прозы, им€ которого стало синонимом красноречи€.

Ќа основе €зыка ÷ицерона создаетс€ Ђноволатинска€ї гуманистическа€ проза, сыгравша€ огромную роль в деле оформлени€ национальных литератур народов ≈вропы.

33. –»ћ— јя ƒ»ƒј “»„≈— јя ѕќЁ«»я. ѕќЁћј “»“ј Ћ” –≈÷»я  ј–ј Ђќ ѕ–»–ќƒ≈ ¬≈ў≈…ї.

одним из симптомов распада полисной идеологии в –име было распространение эпикуpейской философии. Ёпикурейцы были первой философской школой, котора€ развила литературную де€тельность на латинском €зыке, обраща€сь, таким образом, к более широкой аудитории..

¬ –име эпикуреизм нашел своего поэта. Ёто был “ит Ћукреций  ар (родилс€ около 98 г., умер в 55 г.), автор поэмы Ђќ природе вещейї

поэма его, не получивша€ окончательной отделки, была издана затем ÷ицероном. ¬ыбира€ дл€ философского трактата форму дидактической поэмы. ƒл€ последовател€ Ёпикура стихотворна€ форма изложени€ €вл€етс€ несколько неожиданной.

Ќо в действительности поэма Ћукреци€ отнюдь не €вл€етс€ только философским трактатом. Ёто Ч подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением

Ћукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевери€ми, провозвестник научно-материалистического миросозерцани€. ќсвободить человечество от гнета т€готеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью Ч такова задача поэмы Ћукреци€. ѕредметом своего изложени€ он берет не этику Ђнаслаждени€ї и Ђбезм€тежностиї, конечную цель всей философии Ёпикура, а естественно-научную часть системы, направленную 'против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь. учение Ёпикура:Ѕоги существуют, но ведут блаженную жизнь в Ђмежмировых пространствахї и не имеют никакого отношени€ к мировому процессу, совершающемус€ по механическим законам. Ёту же точку зрени€ принимает Ћукреций. јлчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлени€м и бесцельному кровопролитию Ч характерные черты современного общества в изображении Ћукреци€. »сточник социального зла Ћукреций усматривает в ложных мнени€х людей, а самым опасным из ложных мнений представл€етс€ ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души..

ѕоэма составлена в гексаметрах. ќна состоит из шести книг. ѕоэт, став€щий себе целью опровергнуть 'представлени€ о божественном управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращени€ к божеству в начале произведени€. ¬ качестве божества-покровител€ поэмы о природе Ћукреций избрал ¬енеру, которую он прославл€ет с большим воодушевлением, как зиждительную силу мира. Ќо немедленно же после этого обращени€ поэт возвещает об антирелигиозной установке своего произведени€.

–елиги€ Ч источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений; она Ч мрак, Ђпотемки душиї, которые должны быть рассе€ны с помощью €ркого света, возженного учением Ёпикура.

последовательно развертывает механистическую картину мира,

ѕо естественным законам, без вс€кого участи€ богов, одни предметы смен€ютс€ другими в вечном обращении природы.: ничто не разрушимо

Ђприрода ничему не дает без смерти другого родитьс€.ї

Ѕесконечное количество невидимых малых телец, атомов, и безграничное пустое пространство исчерпывают природу; никакой третьей сущности, помимо материи и пустоты, в природе нет.

“реть€ книга содержит учение о душе и духе. Ћукреций различает Ђдушуї, как центр жизни, и Ђдухї (Ђумї), местопребывание сознани€, но указывает на их теснейшую взаимосв€зь. смерть не имеет к нам никакого отношени€; пока мы живы, нет смерти, когда наступает смерть, нет нас. —трах перед смертью вызван грубыми суевери€ми, непониманием законов природы, неуменьем использовать жизнь и уйти от нее наподобие гост€, насытившегос€ пиршеством.

разбираетс€ вопрос о любви. Ёпикуреизм вполне последовательно осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представлени€ о мнимых достоинствах любимой;.

он пишет в старинном стиле, с длинными фразами, јрхаизующий €зык придаЄт поэме известный характер торжественности. обеспечили ей в античности полное признание. ƒаже христианские авторы, при всей своей враждебности к Ђбезбожномуї учению Ёпикура, пользовались материалами Ћукреци€

антирелигиозна€ установка его вызывала многочисленные нарекани€ со стороны представителей церкви

34. –»ћ— »≈ ЂЌќ¬џ≈ ѕќЁ“џї (Ќ≈ќ“≈–Ќ »). ¬јЋ≈–»…  ј“”ЋЋ.

Ёллинистическа€ литература проникала в –им и раньше, но главным образом в тех своих ответвлени€х, которые теснее всего смыкались с классической литературой полисного периода (комеди€, красноречие, диатриба и т. п.); теперь обнаруживаетс€ т€готение к александрийской поэзии. јполитизм, обращенна€ к узкому кругу Ђученостьї, уклон в сторону тематики частной жизни и личных чувств, культ формы, Ч все эти черты александрийского направлени€ наход€т отныне в –име восприимчивых ценителей. Ќа латинском €зыке начинают по€вл€тьс€ любовные эпиграммы и учено-мифологические поэмы, мимиамбы и идиллии, даже фигурные стихи. Ђ”чена€ї и Ђлегка€ї поэзи€ александрийского типа станов€тс€ досто€нием римской литературы.

–асцвет римского александринизма относитс€ к 50-м гг. I в., когда сторонники этого направлени€ вступают в литературу сплоченным кружком. ѕоэт и грамматик ¬алерий  атон, идейный глава школы, затем поэт и оратор, Ђаттикистї  альв, ÷инна,  атулл Ч наиболее видные участники новой группировки, в состав которой входило большое количество молодых поэтов. Ђновыми поэтамиї ¬ современной научной литературе прин€то называть Ђновуюї школу Ђнеотерикамиї.

ќни отказались от больших форм, эпоса и драмы, и разрабатывали малые жанры Ч эпиллий, эпиграмму, элегию. ѕри выборе мифологических сюжетов неотерики отдавали предпочтение таким мифам, в трактовке которых можно было развернуть патологию любовной страсти. Ёта тенденци€ сближает римских поэтов уже не столько с  аллимахом, сколько с позднейшими представител€ми александрийской поэзии (стр. 229). ќгромное значение придавалось как в легком, так и особенно в Ђученомї стиле тщательной отделке формы. Ќеотерики стремились приблизить ритмико-синтаксическую структуру латинского стиха к эллинистическим нормам и обогатили римскую поэзию многими доселе неизвестными в ней стихотворными размерами.

Ќеотерики нередко высказывали уверенность в том, что их произведени€ Ђпереживут векаї; в действительности эта судьба выпала на долю лишь одного из них,

Ёто Ч √ј… ¬јЋ≈–»…  ј“”ЋЋ (родилс€ в 80-х гг. I в., умер около 54 г.).

выступил с р€дом стихотворений, направленных против ÷езар€ и его приспешников; дело закончилось примирением с ÷езарем (55/54 г.), всегда старавшимс€ привлекать талантливых людей на свою сторону. ¬скоре после этого  атулл умер.

Ћитературное наследие  атулла состоит из трех частей. Ёто, с одной стороны, большие произведени€ в Ђученомї стиле, с другой, Ч мелкие стихотворени€, Ђшуткиї, на эпиграммы, элегии, и так называемые Ђполиметрыї, т. е. стихотворени€ разнообразной метрической структуры. ѕреобладающее место среди Ђполиметровї занимает Ђодиннадцатисложникї (или Ђфалекиев стихї):

лирическое стихотворение чаще всего подаетс€ как динамическа€ реакци€ на мелкое, даже мельчайшее событие бытового или биографического пор€дка,

ƒруг вернулс€ на родину. —обутыльник стащил плащ.  атулл обращаетс€ к родной местности: Ђ ак счастлив €, как весел, что теб€ вижу!ї ќсновное Ч это шумна€ вибраци€ чувств, физическа€ радость жизнеощущени€.

Ђполиметрыї  атулла почти всегда к кому-нибудь обращены, к друзь€м или врагам, к любимой, к неодушевленному предмету, наконец к самому автору, к Ђ атуллуї.

ќдна из важнейших тем Ч любовна€; это в первую очередь стихи о любви к Ћесбии.

¬ греческих услови€х возлюбленна€ поэта представл€ет собой в лучшем случае полупрофессиональную гетеру, женщину Ђвне официального обществаї. ¬ –име положение женщины всегда было более

Ђя ненавижу и люблю. “ы спросишь, почему € так делаю. Ќе знаю, но чувствую, что так совершаетс€, и исхожу в мучени€хї.

¬тора€ основна€ тема лирики  атулла Ч насмешка, резка€ и беспощадна€, всегда персонально заостренна€ против определенных лиц, ќбъектов дл€ осме€ни€ и поругани€: воровство, разврат, нечистоплотность, физические недостатки

—очетание Ђученогої стил€ с приемами фольклорной песни мы находим у  атулла в эпиталами€х (свадебных гимнах).

“ворчество  атулла и всего неотерического кружка стоит на пороге между архаической поэзией и Ђзолотым векомї времени јвгуста.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3274 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2017 - | 1776 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.