Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’удожественное своеобразие и преемственность ранней римской литературы




¬торой и первый века до н. э. Ч период экспансии –има на ¬осток, в √рецию и страны эллинизма.

–им представл€лс€ идеальным космополитическим государством, а римское правление Ч осуществлением единства мирового разума на земле. –им покровительствовал, таким образом, архаистическому течению в греческой культурной жизни. јрхаизирующим тенденци€м благопри€тствовало и то обсто€тельство, что знаменитые своим прошлым греческие полисы были введены в состав римского государства на правах Ђсоюзныхї общин. јфины, например, или —парта превращались в своего рода общины-музеи, сохран€вшие свои давнишние формы самоуправлени€ и старомодный быт.

ћировые процессы протекают в строгом соответствии с предопределением, с роком, и мудрец свободно подчин€етс€ року. Ёто учение о свободном подчинении было затем восприн€то идеологами возникающего римского цезаризма и нашло отражение в ЂЁнеидеї ¬ергили€.

Ѕорьба и скрещивание эллинских архаистических тенденций с греко-восточными религиозными движени€ми составл€ет основное культурное содержание греческой жизни в римский период. √осподство –има играет здесь роль консервативного фактора; однако по мере того как римское рабовладельческое общество вступает в полосу кризиса и упадка, верх берут течени€, которые впоследствии л€гут в основу средневековой идеологии.

ƒе€тели греческой культуры стали пересел€тьс€ в –им. ¬прочем и те эллинистические страны, которые не были еще завоеваны, находились в состо€нии упадка. јлександри€ сохран€ла свое значение только как научный центр; центром искусства сделалс€ одно врем€ (в начале I в.) демократический –одос.

ќвладение последним самосто€тельным эллинистическим государством, ≈гиптом, совпало по времени с установлением римской империи (30 г. до н. э.).

¬ услови€х римской империи Ђвсеобщему бесправию и утере надежды на возможность лучших пор€дков соответствовала всеобща€ апати€ и деморализаци€ї.[

характерный мотив этого времени Ч преклонение перед греческим прошлым. –€дом с этим Ч пассивность, покорность судьбе.

Ќовой религией стало христианство, возникшее из сочетани€ эллинистических религий богов-спасителей с мессианскими представлени€ми евреев и впоследствии восприн€вшее очень многие положени€ греческой вульгарной философии, главным образом стоической. Ђќтрица€... все национальные религии и общую им всем обр€дность, обраща€сь ко всем народам без различи€, христианство само становитс€ первой возможной мировой религиейї.

ƒл€ восточной части империи решающую роль сыграла революци€ III в. ќна разрушила римскую империю, созданную јвгустом, как орудие господства рабовладельцев, и поставила на ее месте абсолютную монархию, в которой начали преобладать феодальные способы эксплуатации. –абовладельческий строй стал переходить в более прогрессивный, феодальный.

»сторическое значение римской литературы

¬ середине III в. до н. э., когда у греков их классическа€ литература была позади, а эллинистическа€ уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части —редиземноморь€, в »талии, начинает развиватьс€ втора€ литература античного общества Ч римска€. –им создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском €зыке.

истори€ –има представл€ет р€д специфических особенностей. –астущий –им покор€ет гибнущую √рецию и эллинистические страны. в –име повтор€етс€ путь, пройденный греческим обществом, но повтор€етс€ в измененной и усложненной форме. Ётот Ђвторичныйї характер развити€ –има оставил неизгладимый отпечаток на всей его культуре. –имска€ литература в целом €вл€етс€ вторым вариантом античной литературы, как особой ступени всемирноисторического литературного процесса.

–имска€ литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. эпос этого времени был ориентирован на ЂЁнеидуї ¬ергили€, а не на гомеровские поэмы. “олько буржуазный Ђнеогуманизмї XVIII в. (стр. 7) принес с собой новую ориентировку, обращенную на этот раз уже непосредственно к греческой литературе. –асцвет римской литературы, ее Ђзолотой векї, падает на врем€ разложени€ римского полиса и возникновени€ империи, на более позднюю стадию в развитии античного мира. более суженна€ проблематика, но более высокий уровень личного самосознани€. Ђ«олотой векї римской литературы не знает тех широких и сложных вопросов, которые сто€ли перед греческой общественной мыслью аттического периода, но он дает гораздо большее углубление субъективной жизни и большую интенсивность внутреннего переживани€, хот€ и в более узкой и ограниченной сфере. ¬ этом и заключаетс€ то новое, что римска€ литература, рассматриваема€ в целом, привносит в общую картину античной литературы. большой попул€рностью пользовались поздние греческие авторы Ч ѕлутарх, Ћукиан, греческие романисты.

–им устран€ет очень многие пережиточные моменты, сохран€вшиес€ у греков. “ак, в греческой драме, в трагеди€ и комедии, было об€зательным участие хора. —в€занный с празднествами ƒиониса, на которых происходили театральные представлени€, хор этот пережиточно продолжает функционировать и тогда, когда драма в сущности уже перестала в нем нуждатьс€. ¬ римской драме эта об€зательность отпала

Ёпос ¬ергили€ и лирика √ораци€ ориентированы, например, на греческую литературу классического периода, но используют вместе с тем и достижени€ эллинистической литературы, все накопленное мастерство веков

ѕериодизаци€ римской литературы

ѕо традиции, восход€щей в своих истоках к эпохе ¬озрождени€, римскую литературу прин€то делить на периоды соответственно этапам развити€ литературного латинского €зыка, в котором различают Ђархаическуюї латынь, Ђклассическуюї (Ђзолотуюї и Ђсеребр€нуюї) и Ђпозднююї. — этой точки зрени€ римска€ литература периодизируетс€ следующим образом.

I. ƒревнейший период Ч до по€влени€ в –име литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.).

II. јрхаический период Ч до начала литературной де€тельности ÷ицерона (240 Ч 81 г. до н. э.).

III. «олотой век римской литературы:

а) врем€ ÷ицерона Ч расцвет римской прозы (81 Ч 43 г. до н. э.),

б) врем€ јвгуста Ч расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. Ч 14 г. н. э.).

IV. —еребр€ный век римской литературы Ч до смерти императора “ра€на (14 Ч 117 г. н. э.).

V. ѕоздний императорский период (117 Ч 476 г. н. э.).

ѕериодизаци€ эта, хот€ и основанна€ на одностороннем принципе Ђоценкиї €зыка (Ђзолота€ї и Ђсеребр€на€ї латынь и т. п.), по существу вполне удовлетворительно намечает главные вехи литературного процесса в –име. ћы будем различать в истории римской литературы следующие периоды.

I. Ёпоха республики (до 30-х гг. до н. э.):

а) долитературный период (до средины III в.);

б) первый век римской литературы (до средины II в.; врем€ роста рабовладельческой республики);

в) литература последнего века республики (период граждан- ских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.).

II. Ёпоха империи (30-е гг. до н. э. Ч 476 г. н. э.):

а) литература времени перехода от республики к империи (Ђвек јвгустаї, до 14 г. н. э.);

б) литература императорского –има:

1) 1-й век н. э. (Ђсеребр€ный векї);

2) позднейша€ римска€ литература (II Ч V вв.).

 

ƒќЋ»“≈–ј“”–Ќџ… ѕ≈–»ќƒ

’удожественна€ литература по€вл€етс€ в –име сравнительно поздно. ќна возникает в средине III в., в процессе эллинизации римской культуры, когда –им был уже окончательно сложившимс€ рабовладельческим полисом и успел распространить свою власть почти на всю »талию.

Ётруски и греки вели между собой борьбу за морскую гегемонию на западном побережье »талии; Ћациум, расположенный между Ётрурией и греческими колони€ми  ампании, оказалс€ вовлеченным в эту борьбу.

¬ конце VI в. этрусские цари были свергнуты, и установилась аристократическа€ республика. ¬скоре после этого положение –има резко изменилось.

ѕредани€ о близнецах-основател€х –има Ч –омуле и –еме, о девушке “арпее, предавшей непри€телю крепость, которую защищал ее отец, о поединке трех братьев-близнецов √орациев с трем€ брать€ми-близнецами  уриаци€ми и т. д. Ч все это типичные фольклорные сюжеты, широко распространенные у разных народов;

Ёто коренное различие фольклорной почвы Ч мифологического предани€ в √реции, легендарно-исторического в –име Ч скажетс€ впоследствии на римской литературе.

‘ольклор исключительно в форме лирико-эпической песни; р€дом с ней вполне веро€тна и традици€ прозаического сказани€, родового или жреческого.

‘игуры гомеровского эпоса внедр€лись, таким образом, в цикл римских сказаний.

ќбр€довые игры с мимированием (стр. 106), обычные в земледельческих обществах, засвидетельствованы также и дл€ –има. Ќа различных празднествах выступали процессии р€женых, разъезжали говор€щие маски (например в виде пь€ной старухи) и переговаривались с публикой. »гры р€женых сопровождались диалогической импровизацией. ¬ажнейших масок было четыре: обжорливый дурак Ч ћакк (Maccus), чванливый глупец Ч Ѕуккон (Bucco, от bucca Ч Ђщекаї), смешной старик Ч ѕапп (Pappus) и ученый шарлатан Ч злой горбун ƒоссенн (Dossennus, от dorsum Ч Ђгорбї). «асвидетельствованы, наконец, дл€ римского фольклора и обычные малые формы Ч пословицы, поговорки.

ƒл€ римских Ч и вообще италийских Ч фольклорных текстов. (молитв, заклинаний и т. п.) характерна ритмизованна€ речь с широким применением звуковых повторов, в особенности, аллитерации, т. е. повтора в звуках, начинающих слово. »мелись, однако, и выработанные стиховые формы. „асто встречаетс€ в римской фольклорной песне стих, близко напоминающий по своему движению трохеический.

—воеобразным и древним размером пользовались первые римские поэты до введени€ стиховых форм греческого образца. Ётот размер называли сатурновым, по имени бога —атурна, мифического владыки древнейшей »талии. —атурнов стих состоит из двух полустиший, по 3-4 повышени€ в каждом:

¬арианты —атурнова стиха многообразны, и его метрическую природу установить еще не удалось.

” римл€н вырабатывалс€, таким образом, стиль деловой прозы.

песни-песни много песен вс€ких





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2252 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1940 - | 1693 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.