Это преступление определяется законодателем как фальсификация избирательных документов или документов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы. заведомо неправильный подсчет голосов, либо заведомо неправильное установление результатов выборов или итогов референдума, либо нарушение тайны голосования.
Объектом преступления являются избирательные права граждан, право участия в референдуме, а также избирательная система Республики Казахстан, гарантирующая свободное волеизъявление избирателей.
Следует отметить, что в уголовно-правовой литературе советского периода при обрисовке объекта аналогичного преступления отдельные ученые отмечали, что «наряду с избирательными правами граждан» нарушается и «порядок проведения выборов». Справедливости ради следует сказать, что эту точку разделяли далеко не все ученые-криминалисты. Так, М.И. Федоров по этому поводу писал: «Указание на «порядок проведения выборов» не только излишне, но и способно исказить сущность тайного преступления как преступления против политических прав граждан. Так, неявка члена избирательной, участковой, окружной комиссии, как и учинение хулиганских действий на избирательном участке, нарушают порядок выборов, но не являются признаками рассматриваемого преступления, так как не препятствуют непосредственно свободному волеизъявлению избирателей».
В юридической литературе по уголовному праву последних лет на этот счет высказывается суждение о том, что непосредственным объектом рассматриваемого преступления является «избирательное право, право на участие в референдуме». На наш взгляд, с такой трактовкой непосредственного объекта рассматриваемого преступления вряд ли можно согласиться. Если проанализировать суть деяния, составляющих объективную сторону этого преступления (фальсификация избирательных документов, референдума; неправильный подсчет голосов; неправильное установление результатов выборов, референдума; нарушение тайны голосования), то можно прийти к выводу, что первые три деяния посягают непосредственно на демократический порядок определения результатов голосования, а четвертое - на отношения, составляющие конституционный принцип тайного голосования.
Представляется, что статья 147 УК содержит четыре состава преступления, отличающиеся друг от друга по своим объективным признакам. К их числу следует отнести:
1) фальсификацию избирательных документов или документов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы;
2) заведомо неправильный подсчет голосов;
3) заведомо неправильное установление результатов выборов или итогов референдума:
4) нарушение тайны голосования.
Объединение четырех составов в одной норме, с одной стороны, можно объяснить тем, что «законодатель использовал своеобразный прием законодательной техники с целью экономии словесного материала, и объединил в одной словесной формулировке свое мнение (суждение) о признаках нескольких преступных деяний», а с другой, – тем, что составы преступлений являются очень схожими друг с другом и, поэтому, объединены в одной статье. Конечно, индивидуально-конкретные признаки этих деяний во многом различны, но общее, что их объединяет и роднит, состоит в том, что все они связаны с нарушением избирательных прав граждан.
Фальсификация избирательных документов или документов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы совершаются в форме действия. К такому выводу можно прийти исходя из толкования слова «фальсификация (лат. falsificare)». В словаре иностранных слов под этим термином понимается «подделывание чего-либо; искажение, подмена чего-либо подлинного ложным, мнимым». В контексте рассматриваемого нами деяния под фальсификацией следует понимать внесение в списки избирателей, избирательные бюллетени, подписные листы, удостоверения на право голосования не по месту жительства и другие документы, связанные с избирательным процессом, заведомо ложных данных либо их изготовление с такими данными. В тоже время следует иметь в виду, что ложные данные, внесенные в названые документы, должны реально влиять на результаты выборов (искажать), итоги референдума или создавать угрозу искажения результатов выборов, итогов референдума. В случае, если в избирательные документы были внесены изменения, которые в принципе не могли повлиять на результаты выборов (референдума), регистрацию кандидатов, то состава этого преступления не будет. Например, в подписном листе членом инициативной группы неправильно было записано отчество нескольких избирателей, поставивших свою подпись в поддержку кандидата.
Заведомо неправильный подсчет голосов состоит в уменьшении или завышении числа голосов против, действительно поданных за того или иного кандидата, или по тому, либо иному вопросу референдума. Представляется, что это преступление следует считать оконченным только тогда, когда данные неправильного подсчета голосов попали в официальную итоговую информацию соответствующей избирательной комиссии.
Заведомо неправильное установление результатов выборов или итогов референдума предполагает официальное объявление через средства массовой информации их искаженных результатов. Например, объявление победителем, вопреки истине, кандидат, который фактически проиграл выборы.
Нарушение тайны голосования состоит в нарушении порядка (процесса) голосования с целью узнать, как то или иное лицо проголосовало за того или иного кандидата, или за тот либо иной вопрос референдума.
При совершении рассмотренных выше деяний наступления общественно опасных последствий не требуется, поэтому оконченными эти деяния будут с момента их совершения. Иначе говоря. в данном случае речь идет о формальных составах преступления.
С субьективной стороны все перечисленные деяния характеризуются только прямым умыслом.
Субъектом совершения деяний, предусмотренных статьей 147 УК, может быть лицо, наделенное специальными полномочиями. Круг таких лиц назван непосредственно в данной статье. К ним относятся: доверенные лица кандидата в Президенты Республики Казахстан или доверенные лица кандидата в депутаты, члены инициативной группы или избирательной комиссии, или комиссии по проведению референдума.