Ст. 332 УК РФ. Неисполнение приказа.
Содержание этого преступления сформулировано в УК так: «Неисполнение подчиненным приказа, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы».
Непосредственным объектом данного преступления являются воинские взаимоотношения, обеспечивающие строгое соблюдение установленного в армии и на флоте порядка подчиненности.
Объективная сторона преступления складывается из деяния, последствий и причинной связи между деянием и последствием.
Должно быть установлено, что виновный не выполнил приказ, отданный командиром (начальником) в установленном порядке, и в результате этого невыполнения был причинен существенный вред интересам службы.
Неисполнение приказа может выражаться в различных формах, например, в форме неповиновения, когда подчиненный категорически открыто заявляет, что он не намерен выполнять приказ начальника. Иное неисполнение приказа может иметь завуалированную форму, когда подчиненный, получив приказ, дает понять, что он готов его выполнить, однако фактически умышленно не выполняет.
Преступление считается оконченным, когда в результате неисполнения приказа причинен существенный вред интересам службы. Вред признается существенным в случаях срыва важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с уставом, предписанием вышестоящего командования.
Между неисполнением приказа и существенным вредом должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный осознает, что он не выполнил приказ начальника (командира), предвидел наступление существенного вреда для интересов службы, желал или сознательно допускал наступления такого вреда либо относился к его наступлению безразлично.
Субъект преступления специальный — военнослужащий или военнообязанный Вооруженных Сил Российской Федерации рядового и офицерского состава, являющийся подчиненным по отношению к лицу, отдавшему приказ.
Часть 2 ст. 332 УК предусматривает ответственность за квалифицированный вид преступления - за то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК), а равно повлекшее тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями понимаются: срыв мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности части, подразделения, корабля; гибель людей; вывод из строя боевой техники; причинение значительного материального ущерба воинской части и т.п.
Часть 3 ст. 332 УК предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшего тяжкие последствия.
Из диспозиции ч. 3 ст. 332 УК следует, что неисполнение подчиненным приказа начальника совершается здесь только по неосторожности в силу преступной небрежности либо преступного легкомыслия. Виновный не предвидит, что вследствие его небрежного отношения к службе не исполняется приказ начальника (командира), т.е. не совершаются действия, предписанные приказом, или совершаются действия, запрещенные приказом, в результате чего наступают тяжкие последствия, однако он при необходимой внимательности и предусмотрительности должен и мог все это предвидеть. Либо виновный предвидел возможность наступления тяжких последствий вследствие недобросовестного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение.
По конструкции состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 332 УК, также материальный, преступление считается оконченным в момент наступления тяжких последствий.
Ст. 335 УК РФ. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.
Непосредственный объект преступления - установленный в Вооруженных Силах Российской Федерации порядок взаимоотношений между военнослужащими, не находящимися между собой в отношениях подчиненности.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, равными по служебному положению и воинскому званию, а равно старшими и младшими по воинскому званию, при отсутствии подчиненности между ними, которое представляет собой грубое отступление от этих правил и связано с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряжено с насилием. Это может выразиться в злом и жестоком высмеивании потерпевшего в неприличной форме, пощечине, срывании погон и других знаков, порче обмундирования, подкладывании в обувь и одежду посторонних предметов, связывании, запирании в каком-либо помещении и т.п.
Состав данного преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения указанных действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он нарушает уставные правила, регулирующие взаимоотношения между военнослужащими, что он унижает честь и достоинство потерпевшего, допускает в отношении его издевательство или совершает в отношении него насильственные действия, и желает совершить эти действия с целью унизить его честь и достоинство, возвысить себя над окружающими и создать для себя привилегированные условия службы. В случаях совершения описанных действий из ревности и других сугубо личных мотивов, в том числе и хулиганских, ответственность за преступление, при наличии достаточных оснований, наступает по соответствующей статье УК.
Субъект преступления специальный — военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим.
Часть 2 ст. 335 УК предусматривает ответственность за совершение того же деяния при наличии квалифицирующих признаков:
б) в отношении двух и более лиц. Совершение тех же деяний в разное время в отношении одного и того же военнослужащего квалифицируется по п. «а» ч. 2 ст. 335 УК;
в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Понятие группы лиц и других названных форм соучастия дано в ст. 35 УК;
г) с применением оружия;
д) с причинением средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (см. ст. 112 УК). Особо квалифицированный вид данного преступления имеет место в случаях наступления в результате указанных в законе действий тяжких последствий (ч. 3 ст. 335 УК), как то: причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, смерть потерпевшего по неосторожности, его самоубийство и т.д.
Ст. 337. Самовольное оставление части или места службы
Объективная сторона этого преступления изложена в диспозиции ч. 1 ст. 337 УК, где сказано: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при. увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву...».
Самовольное оставление части или места службы означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника).
Воинская часть, которую незаконно оставляет военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях, находиться в лагерях или в походе. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы.
Неявка в срок на службу имеет место в случаях, когда военнослужащий при увольнении из части, при назначении, переводе, возвращении из командировки, отпуска или лечебного учреждения не является в установленный срок в часть без уважительных причин.
Уважительными причинами неявки обычно признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующие своевременной явке в часть или к месту службы.
Состав данного преступления формальный. Преступление считается оконченным, если виновный незаконно находился вне части или места службы, а равно не явился в часть в срок свыше двух суток, но не более десяти суток.
Субъективная сторона оставления части или места службы характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.
Квалифицированный вид данного преступления предусмотрен ч. 2 ст. 337 УК (те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части).
Субъектом данного преступления является военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной части.
Часть 3 ст. 337 УК предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту.
Часть 4 ст. 337 УК устанавливает ответственность за «деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца», соответственно усилив за это наказание.
Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу во всех случаях исключает цель уклонения от прохождения военной службы и тем самым отличается от дезертирства.
Статья 337 УК содержит примечание, согласно которому военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Такими обстоятельствами могут быть признаны: внезапное тяжкое заболевание родителей или других близких военнослужащему лиц, требующее от него срочно прибыть к месту нахождения больного; оказание незамедлительной помощи близким родственникам, пострадавшим от стихийного бедствия, пожара и т.п.
Дезертирство (ст. 338 УК).
Объективная сторона дезертирства выражается в самовольном оставлении воинской части или места службы военнослужащим либо в неявке его в часть (на службу) из отпуска, командировки, лечебного заведения. Дезертирство является длящимся преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента выбытия военнослужащего из части или оставления места службы либо с момента невозвращения в установленный срок из отпуска, командировки, лечебного заведения.
Однако преступное состояние дезертира продолжается до тех пор, пока на нем лежит обязанность несения военной службы, возложенная на него Конституцией Российской Федерации (ст. 59) и Законом РФ о воинской обязанности, в соответствии с которым на действительную военную службу подлежат призыву граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. По достижении 27-летнего возраста они от призыва освобождаются. Исходя из этого дезертирство как длящееся преступление фактически прекращается с момента прекращения у лица обязанности нести действительную военную службу. Другими основаниями прекращения преступного состояния дезертира являются явка с повинной или задержание его органами власти.
Субъективная сторона дезертирства характеризуется только прямым умыслом и специальной целью - уклониться от военной службы.
Субъектами преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
Квалифицированный вид данного преступления предусмотрен ч. 2 ст. 338 УК. Закон устанавливает более строгую ответственность за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Понятие дезертирства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, раскрывается на основании положений ч. 2 ст. 35, а организованной группой - положений ч. 3 той же статьи настоящего Кодекса.
Статья 338 УК имеет примечание: военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
ТЕМА №39 «Преступления против мира и безопасности человечества»
Вопросы:
1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества.
2. Характеристика конкретных составов преступлений против мира и безопасности человечества.
3. Уголовное законодательство зарубежных стран.