Название символа | Обозначение | Пояснение | ||||
Данные | Символ отображает данные, носитель которых не определен. | |||||
Документ | Символ отображает данные, представляемые не в компьютерном виде (на бумаге, на пленках и т. д.) | |||||
Ручной ввод | Символ отображает данные, вводимые вручную с помощью клавиатуры, мыши, светового пера и т. д. | |||||
Дисплей | Данные, отображаемые на экране монитора, сигнальные индикаторы и т.д. | |||||
Процесс | Символ отображает функцию обработки данных любого вида (выполнение определенной операции или группы операций, в результате которых изменяется значение, форма представления или расположение данных) | |||||
Предопределенный процесс | Символ отображает предопределенный процесс, состоящий из одной или нескольких операций или шагов программы, которые определены в другом месте (в подпрограмме, модуле). Вычисления по подпрограммам, процедурам и функциям | |||||
Подготовка | Модификация команды или группы команд для воздействия на последующую функцию. Символ используется для изображения унифицированной структуры цикл с параметром. Внутри символа записывается параметр цикла с указанием начального и конечного значений, а также шаг изменения цикла, если он не равен единице. | |||||
Решение | Операция с одним входом и несколькими альтернативными выходами, один из которых активизируется после проверки условия, записываемого внутри символа. Определяет выбор направления выполнения алгоритма. | |||||
Границы цикла | Символ отображает начало и конец цикла. Особенности работы цикла (инициализация, приращение, условие) записывается в начале или конце, в зависимости от того, где осуществляется его проверка (циклы с предусловием или постусловием) | |||||
Линии потока | Символ отображает поток данных или управления. Отображает связи между блоками. Направление потока слева направо и сверху вниз считается стандартным. В случаях, когда необходимо внести большую ясность в схему (например, при соединениях), на линиях используются стрелки. Если поток имеет направление, отличное от стандартного, стрелки должны указывать это направление. | |||||
Соединитель | Указывает связь между прерванными линиями, соединяющими символы. Соответствующие символы-соединители должны содержать одно и то же уникальное обозначение | |||||
Терминатор | Символ отображает выход во внешнюю среду и вход из внешней среды (начало или конец схемы программы, вход в подпрограмму, процедуру, выход из подпрограммы, процедуры | |||||
Комментарий | Пояснения к операции данного блока, содержание подпрограмм, процедур, формулы | |||||
Общими правилами при проектировании схем являются следующие правила:
1. Каждая схема должна начинаться и заканчиваться символами, обозначающими начало и окончание алгоритма. В алгоритме должен быть только один символ начала и один символ окончания.
2. В начале алгоритма должны быть символы ввода значений входных данных.
3. После ввода значений входных данных могут следовать символы обработки и символы условия.
4. В конце алгоритма должны располагаться символы вывода значений выходных данных.
Описания алгоритма в словесной форме, на псевдокоде или в виде блок-схемы допускают некоторую произвольность при изображении команд. Вместе с тем, любая из этих форм позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. На практике исполнителями алгоритмов выступают компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке, такой формализованный язык называют языком программирования. Алгоритм, записанный на языке программирования, называется программой. В этом случае алгоритм представляется в виде последовательности операторов языкапрограммирования.