Охрана окружающей природной среды выражает коренные интересы человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде. Деяния, посягающие на экологические интересы общества, представляют собой социальную опасность. Обострение экологической обстановки на современном критическом этапе развития вызывает необходимость усиления средств правовой, в том числе и уголовно-правовой защиты.
Экологическим преступлением следует считать виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Такая трактовка состава экологического преступления закреплена в ст.85 Закона РФ об охране окружающей природной среды.
Узловыми пунктами, формирующими содержание понятия экологического преступления, служат два - экологический правопорядок и вред природной среде и здоровью человека.
Экологический правопорядок - это система экологических правоотношений по реализации экологических требований природоохранительного законодательства. Иными словами говоря, это результат действия эколого-правовых норм. Составной частью экологического правопорядка является экологическая безопасность. Из текста ст.1 Закона РФ «О безопасности» от 25 марта 1992 г. можно сделать вывод, что экологическая безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего вытекающего из них права на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
Экологический правопорядок, экологическая безопасность в экологических преступлениях относятся к предмету преступного посягательства. Его следствием является вред окружающей природной среде либо реальная угроза его наступления. Отсутствие подобного признака в составе правонарушения или лишает его общественно опасного характера, т.е. признака, свойственного всякому преступлению, или выводит его из категории экологических преступлений в другие составы преступлений. Например, нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия (ст. 160 У К РСФСР), имеет своими последствиями нанесение вреда сельскохозяйственным, домашним животным, в отдельных случаях здоровью человека, ко не окружающей природной среде. Поэтому данный состав преступления, лишенный одного из главных признаков экологического преступления, справедливо отнесен законодателем к разряду хозяйственных преступлений.
Более детальное понятие экологического преступления раскрывается через его составные элементы: объект и объективную сторону, субъект и субъективную сторону состава экологического преступления.
Объектом экологического преступления являются общественные отношения, связанные с эксплуатацией природных ресурсов и объектов природы, получением благ от окружающей природной среды. Наличие природы, природного объекта, функционирующего в постоянной взаимосвязи с окружающей природной средой относится к числу специфических признаков экологических составов преступлений. Не всякое преступление, связанное в той или иной степени с объектами природной среды, относится к экологическому. Необходимо, чтобы объект посягательства в момент преступного деяния состоял в системе экологических связей с окружающей природной средой.
Закон РФ об охране окружающей природной среды закрепляет общее принципиальное положение: экологические требования в охране безопасности, ведомственной подчиненности хозяйствующего субъекта.
Объективная сторона экологического преступления - включает деяние (действие или бездействие, - три условия: нарушения закона, охраняющего природную среду: наступление вреда природной среде либо реальной угрозы его причинения; наличие причинной связи между противоправным поведением нарушителя и наступившим результатом.
Основные виды противоправного поведения указаны в соответствующих статьях уголовного закона. Отсутствие вреда природной среде ведет к потере соответствующим составом преступления экологического качества, что способствует переводу этого противоправного деяния в категорию административных проступков, либо в иные составы уголовных преступлений, либо в правомерные юридические действия. В то же время появление в других составах преступлений (например - хозяйственных) отдельных элементов этого признака (изготовление заводом недоброкачественных очистных установок, средств экологического контроля и т.п.) способствует в каждом отдельном случае отнесению их к категории экологических составов.
Вред природной среде - обобщенное понятие. Оно включает в себя три элемента:
-реальный ущерб (потери в природной среде, природных объектах и ресурсах, расходы на восстановление нарушенного состояния);
-убытки в виде неиспользованных затрат, дополнительных расходов;
-убытки в виде недополученных доходов - упущенной выгоды.
Согласно Конституции и действующему законодательству, государство должно быть ответственным перед своими подданными за обеспечение экологической безопасности. Государство несет материальную ответственность в виде возмещения вреда, причиненного гражданам совершенным преступлением. В соответствии со ст. 87 Закона РФ об охране окружающей среде возмещается потерпевшему природопользователю (в том числе собственнику, владельцу, арендатору) или перечисляются в экологический фонд. если природный объект, которому причинен вред, находится в общем совместном пользовании.
В экологических составах правонарушений вред здоровью человека выступает не в изолированном виде (как в составах преступлений против жизни и здоровья человека), а как следствие вреда, нанесенного природной среде. Вред, совершая количественные и качественные изменения в окружающей среде, через измененную им в худшую сторону окружающую среду негативно воздействует на жизнь и здоровье человека, его генетическую программу, на состояние материальной базы хозяйствующих субъектов, производительность труда работников, размер получаемой прибыли.
В этом смысле причиняемый в экологических преступлениях вред выступает в двух формах: экономической и экологической.
Экономический вред причиняется природопользователю, его имуществу, его доходам. Экологический вред выражается в загрязнении, истощении и разрушении природной среды, ее отдельных природных объектов; природных экологических систем в целом.
Для применения уголовной ответственности важное значение имеют следующие особенности экологического вреда:
- во-первых, в отличии от гражданских правоотношений, где взыскание экологического вреда возможно лишь в той степени, в какой он поддается денежной оценке, в уголовных правоотношениях степень причиненного экологического вреда может оцениваться не только в денежном выражении, но и с точки зрения значительности происшедших или возможных экологических последствий;
- во-вторых, в отличии от экономического вреда, последствия которого проявляются наглядно, последствия экологического вреда, как правило, бывают растянуты во времени и пространстве. В связи с этим возникает разрыв между моментом причинения вреда и проявления его вредных последствий, между местом его причинения и проявления его вредоносных результатов. Поэтому для применения уголовной ответственности важное значение имеет разъяснение пленума Верховного суда СССР от 7 июля 1983 г. о практике применения судами законодательства об охране природы. В нем указывается, что ответственность за загрязнение природных объектов наступает, когда концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе, водоемах превышает установленные нормативы. Иначе говоря, по смыслу данного разъяснения, превышение установленных органами охраны окружающей природной среды нормативов предельно допустимых воздействий на природную среду и через нее на здоровье человека равнозначно наступлению факта проявления причиненного вреда;
- в-третьих, в уголовных правоотношениях принимается во внимание не любой вред, наносимый окружающей природной среде от хозяйственной или иной деятельности, а вред противоправный, т.е. вред, который является прямым следствием нарушения природоохранительного законодательства. Правомерный вред, причиняемый природной среде а результате лицензионной деятельности хозяйствующих субъектов (в отличии от гражданских правоотношений), не влечет уголовной ответственности. Другое дело: насколько объективны установленные законодателем рамки правомерности экологического вреда. По мере внедрения экологически чистых технологий и производств подобные разграничения следует постоянно пересматривать в сторону сокращения правомерного причинения вреда;
- в-четвертых, в гражданском правоотношении причинно-необходимая связь между противоправным поведением и наступившим вредом в ряде случаев может принимать более общие формы. Например: при взыскании вреда здоровью граждан при отсутствии точно установленного причинителя вреда компенсации ущерба по решению суда производится за счет экологических фондов, куда перечисляются платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ. В уголовном правоотношении степень причинно-необходимой связи должна быть более конкретна. В заключении экологической, санитарно-экологической экспертизы указывается конкретный источник причинения вреда. Подобное требование обусловлено индивидуализацией уголовной ответственности, принципом виновности в совершении преступления.
Субъективная сторона экологического преступления выступает в виде вины причинителя вреда. Уголовный закон предусматривает в области экологии обе формы вины нарушителя - умысел и неосторожность. Причем есть составы, которые предусматривают только умышленную вину - незаконная охота, незаконное занятие рыбным и другими воднодобывающими промыслами, умышленное уничтожение памятников природы и т.д. Есть составы, когда преступление может быть совершено только по неосторожности - уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем. Наконец, имеются составы экологических преступлений, где существует вина в обеих формах - загрязнение атмосферы и водоемов, загрязнение моря.
Субъектами экологических преступлений являются граждане России, все физические лица, за исключением тех, кто наделен правом неприкосновенности.
Среди экологических составов нет таких, которые бы ориентировались целиком на должностных лиц. В некоторых из них (загрязнение водоемов и атмосферного воздуха) должностные лица как субъекты ответственности занимают доминирующее положение. В этом случае они привлекаются к ответственности по совокупности со статьями УК РФ о должностных преступлениях (в зависимости от характера содеянного) за злоупотребление властью, превышение полномочий, за халатность.
Среди обстоятельств, исключающих вину причинителя вреда и освобождающих его от уголовной ответственности применительно к экологическим составам, заслуживают внимания два. Первое: крайняя необходимость. Согласно ст.39 УК РФ, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Здесь выдвигаются два условия: опасный вред природной среде должен быть менее значительным, чем предотвращенный вред.
Другим обстоятельством, исключающим вину причинителя вреда, является нормальный хозяйственный либо экологический риск. Под экологическим риском в литературе понимается допущение вероятности причинения вреда природной среде ради достижения экологического или экономического эффекта. При нормальном экологическом риске такая вероятность наступления вреда должна быть основана на учете законов развития природы, нанесении минимальных потерь природной среде при реальной возможности воспроизводства природных ресурсов и восстановления нарушенного состояния природной среды. Нормальный экологический риск исходит из недопущения необратимых изменений природной среды, деградации экологических ресурсов природы, угрозы жизни и здоровью населения.
Все составы преступлений, закрепленные в действующем УК РФ, можно подразделить с точки зрения выполняемых ими экологических функций на три категории: основные экологические составы, смежные, дополнительные.
Согласно вышеприведенным признакам, характеризующим объект и объективную сторону, к основным экологическим составам относятся те составы, в которых объектом преступного посягательства выступают отношения связанные с природными объектами, существующие в качестве составных и неотъемлемых частей окружающей природной среды /глава 26 УК РФ, ст.ст.246 - 262/.
Смежными составами преступлений в области экологии называются те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах (например, ст.218 «нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий», ст.219 «нарушение правил пожарной безопасности»). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий причиняется вред ОПС.