Общеизвестно, что алкоголизм часто является условием совершения преступления. Поэтому достичь целей уголовной ответственности, в особенности цели частной превенции, будет крайне затруднительно, без избавления от алкогольной или наркотической зависимости.
В соответствии с частью 2 статьи 30 УК в случае совершения преступления лицом, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд, наряду с применением наказания или иных мер уголовной ответственности может назначить принудительные меры безопасности и лечения. Суд основывает свое решение на медицинском заключении врачебно-консультативной комиссии психоневрологического учреждения. Из данного заключения должно следовать, что лицо является хроническим алкоголиком, наркоманом или токсикоманом.
Хроническим алкоголиком, наркоманом или токсикоманом признается лицо, страдающее психической или (и) физической зависимостью от алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ.
Ограничением для применения принудительного лечения к указанным лицам является противопоказание такого лечения по состоянию здоровья. Речь может идти о лице, которое наряду с алкоголизмом страдает каким-либо тяжким заболеванием, лечение от которого несовместимо с лечением от алкогольной или наркотической зависимости. Иных ограничений (возраст, инвалидность и др.) для назначения принудительных мер безопасности и лечения не существует.
Также как и в отношении лиц, признанных уменьшенно вменяемыми, место проведения принудительного лечения зависит от вида назначенного судом наказания или иной меры уголовной ответственности. При осуждении лица к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества или иным мерам уголовной ответственности, принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту жительства осужденного в виде принудительного амбулаторного наблюдения и лечения. Если же лицо осуждается к наказанию, связанному с изоляцией от общества (аресту, лишению свободы, пожизненному заключению), то принудительное лечение проводится по месту отбывания данного вида наказания в соответствующих исправительных учреждениях.
Поскольку невозможно определить точный период времени, который может потребоваться для излечения хронического алкоголика, наркомана или токсикомана, суд, назначая принудительное лечение, не устанавливает его сроков. Такое лечение должно продолжаться до того момента, пока медицинская комиссия учреждения, в котором лицо находится на излечении, не придет к выводу, что больной перестал в нем нуждаться. В таком случае врачебной комиссией принимается соответствующее заключение, являющееся основанием для прекращения судом принудительного лечения.
Несколько иным может быть порядок прекращения применения принудительных мер безопасности и лечения в отношении осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией их от общества. Это объясняется тем, срок лечения ограничен сроком наказания. В ситуации, когда лицо ко времени освобождения от наказания продолжает нуждаться в лечении, суд по представлению администрации исправительного учреждения на основании медицинского заключения врачебной комиссии вправе продлить применение принудительных мер безопасности и лечения. В подобных случаях лечение продолжается по месту жительства осужденного и прекращается в указанном ранее порядке.
Литература:
1. Улицкий С.Я. Проблемы принудительных мер медицинского характера. Владивосток, 1973;
2. Протченко Б.А. Принудительные меры медицинского характера. М., 1977;
3. Колмаков П.А. Сущность, цели и виды принудительных мер медицинского характера: Учебное пособие. Сыктывкар, 1999;
4. Батанов А.Н., Друзин А.И., Рагулина А.В., Чучаев А.И. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве России. Ульяновск, 2002;
5. Принудительные меры медицинского характера: Сборник тр. Архангельск, 2003;
6. Спасенников Б.А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. Санкт-Петербург, 2003.