Вопрос о природе, сущности и содержании задержания подозреваемого был и остается остро дискуссионным в уголовно-процессуальной и криминалистической литературе, а также в практике государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Одни авторы полагают, что задержание подозреваемого — мера уголовно-процессуального принуждения; другие — что это следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств; третьи — что это одновременно мера принуждения и следственное действие.
Представляется, что задержание подозреваемого носит интегра-тивный, комплексный характер, в котором достаточно оптимально, на наш взгляд, сочетаются элементы уголовно-процессуального принуждения и получения доказательственной информации в качестве следственного действия.
Однако в задержании подозреваемого элементы следственного действия в соответствии с современными тенденциями правового регулирования все-таки превалируют (имеют преимущественное значение), по нашему мнению, над элементами процессуального принуждения.
Так, доказательственным значением обладают место, время и способы задержания, одежда, обувь и вещи задержанного и т.д. Не случайно задержание подозреваемого процессуально оформляется
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
иначе, чем применение мер пресечения и иных мер процессуального принуждения.
Правда, последний аргумент относится к числу дискуссионных, ибо задержание подозреваемого — это одновременно решение о помещении лица в изолятор временного содержания. Следовательно, оно должно, по общему правилу, оформляться постановлением органа дознания, дознавателя, следователя с одновременным составлением протокола задержания.
Таким образом, задержание подозреваемого — интегративная, комплексная мера воздействия на личность, сочетающая в себе элементы уголовно-процессуального принуждения и следственного действия и заключающаяся в кратковременном ограничении свободы при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов, с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС).
Порядок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, и его освобождения регулируется ст. 91—96 УПК РФ.
При этом нужно иметь в виду, что данное определение понятия задержания лица в качестве подозреваемого представляет собой хребет, позвоночник, законодательное положение, обусловливающие правовое регулирование иных важных обстоятельств в виде условий, оснований, процессуального оформления и т.д. задержания подозреваемого.
Общим условием задержания подозреваемого в порядке ст. 91 и 92 УПК РФ является подкрепленное соответствующими фактическими данными (информацией) подозрение в совершении этим лицом преступления, за которое в соответствии с уголовным законом может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Следовательно, если в санкции уголовно-правовой нормы отсутствует указание на наказание в виде лишения свободы, то в уголовном процессе задерживать лицо по подозрению в совершении преступления недопустимо.
В этом случае у него можно лишь отобрать обязательство о явке по вызову к должностному лицу или избрать меру пресечения, не связанную с помещением лица в специализированное государственное учреждение.
Наряду с общим, обязательным условием задержания лица в качестве подозреваемого в уголовно-процессуальном законодательстве имеются факультативные условия, связанные с дипломатическим и иными иммунитетами, которые касаются иностранных граждан, депутатов, сенаторов (так именуют себя члены Совета Федерации
7. Меры уголовно-процессуального принуждения
Российской Федерации), некоторых сотрудников Счетной палаты Российской Федерации, судей и т.д.
1 Субъектами задержания граждан по подозрению в совершении пре-Огупления являются:
I а) орган дознания;
' • б) дознаватель; А; в) следователь.
$'•'. Основания задержания подозреваемого — информация, свидетельствующая о возможной причастности лица к совершению преступления.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.
Хрестоматийным примером задержания по этому основанию является обнаружение лица в помещении, в котором сработала охранная сигнализация;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление.
По этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых «уличных» или бытовых преступлений;
3) когда на этом лице (имеется в виду тело человека в целом) или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Чаще всего это основание используется при задержании лиц, подозреваемых в участии в совершении незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (например, при наличии словесного портрета — описания внешнего облика человека), оно может быть задержано, если:
а) пыталось скрыться;
б) не имеет постоянного места жительства (лицо без определенного места жительства);
в) не установлена его личность (в частности, у него отсутствуют документы, позволяющие идентифицировать личность);
г) может быть заключено под стражу в качестве меры пресечения в связи с направлением следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд ходатайства об избрании в отношении указанного лица данной меры пресечения.
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
Типичным примером задержания лиц по данному основанию являются их розыск и установление их личности по ориентировкам органов предварительного расследования.
Первые три основания называют нередко прямыми, ибо возможность допущения ошибки при принятии решения о задержании лица достаточно минимальна.
Последнее основание (наличие достаточных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления) называется косвенным, ибо вероятность ошибки при решении вопроса о его задержании достаточно велика. Поэтому законодатель требует, чтобы указанные данные были подкреплены так называемыми уликами поведения конкретного лица.
Мотивы задержания подозреваемого заключаются в достижении правоограничительных целей в интересах решения задач уголовного судопроизводства.
Этими мотивами являются пресечение попыток этого лица:
а) скрыться от органов предварительного расследования или суда;
б) воспрепятствовать установлению объективной истины по уголовному делу путем угроз свидетелю и другим участникам уголовного процесса, уничтожения следов преступления (доказательств) и т.д.;
в) продолжать в дальнейшем преступную деятельность;
г) воспрепятствовать исполнению обвинительного судебного приговора.
Процессуальное оформление задержания заключается в составлении протокола задержания конкретного лица, форма и содержание которого должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК РФ.
В соответствии со ст. 92 УПК РФ после доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого при наличии ранее рассмотренных для этого оснований.
В протоколе должны быть сведения о:
а) дате и времени составления протокола;
б) дате, времени, месте, основаниях и мотивах задержания;
в) результатах личного обыска, осуществленного в порядке ст. 93 и 184 УПК РФ;
г) разъяснении подозреваемому лицу прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, удостоверенном его подписью;
д) иных фактических обстоятельствах задержания, например, попытках скрыться или оказании сопротивления при фактическом задержании, имеющих правовое значение.
Протокол задержания подписывается должностным лицом, его составившим, и подозреваемым.
7. Меры уголовно-процессуального принуждения
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46 и ст. 189 и 190 УПК РФ.
До начала допроса лица, подозреваемого в совершении преступления, ему по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
В случае необходимости производства следственных и иных процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем или следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
В любом случае продолжительность свидания не может быть менее двух часов.
При принятии соответствующими должностными лицами решения о задержании подозреваемого допускается производство личного обыска в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ, а также других следственных действий (например, осмотра одежды, обуви и других вещей, освидетельствования, назначения судебной экспертизы и т.п.).
Таким образом, уголовно-процессуальное задержание подозреваемого — сложное по своему содержанию следственное действие, состоящее из:
1) фактического задержания (или захвата), направленного на незамедлительное доставление лица в органы внутренних дел для разбирательства.
Фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть осуществлено любым гражданином независимо от его должностного положения, возраста, выполнения профессиональных обязанностей и т.д.
Срок фактического задержания в уголовно-процессуальном законе и других федеральных законах и подзаконных актах не установлен, поскольку доставление лица, подозреваемого в совершении преступления, зависит от региональных особенностей.
Поэтому в законах и подзаконных актах указывается лишь на незамедлительность доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в соответствующий государственный орган (как правило, в орган внутренних дел) для разбирательства по существу;
2) доставления лица в органы внутренних дел, которые обязаны непосредственно разбираться с правонарушителями, их деяниями и разрешать многообразные вопросы нравственного характера, административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
3) административно-правового задержания сроком до трех часов, цель которого — разбирательство должностного лица государственного органа с доставленным лицом по поводу совершенного им деяния с признаками преступления или иного правонарушения.
В течение трех часов соответствующим должностным лицам необходимо:
а) получить от доставивших правонарушителя лиц заявления, объяснения или рапорты с изложением обстоятельств фактического задержания и оснований для доставления лица в государственные органы, осуществляющие уголовное судопроизводство;
б) установить личность лица, доставленного для разбирательства;
в) получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;
г) определить из полученных и составленных документов, содержит ли деяние признаки преступления или иного правонарушения;
д) решить вопрос о необходимости немедленного возбуждения уголовного дела;
е) принять решение при наличии возбужденного уголовного дела об уголовно-процессуальном задержании доставленного или отобрании у него обязательства о явке, либо о применении к нему меры пресечения, не связанной с помещением в специализированное учреждение;
4) собственно уголовно-процессуального задержания, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в изолятор временного содержания на основании протокола задержания.
Порядок и условия содержания подозреваемых в специальном учреждении регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
К сожалению, последние изменения в указанном Законе носят противоречивый и непоследовательный характер.
С одной стороны, они заслуживают безусловной поддержки.
К таким правам, в частности, следует отнести право подозреваемых, обвиняемых получать и пользоваться книгами, газетами, журналами и иной литературой'.
Мы бы даже разрешили им просмотр телепередач.
1 Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 9 февраля.
7. Меры уголовно-процессуального принуждения
Наша позиция обусловлена тем, что лица, находящиеся в изоляторах:
а) не являются преступниками, ибо действует принцип презумпции невиновности;
б) недопустимо препятствовать свободному развитию личности, сознательно, умышленно на государственном уровне «обрывать» опосредованные социальные связи и унижать чувство ее достоинства и сопричастности к жизни «на свободе».
С другой стороны, лишение судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации права на раздельное содержание с другими подозреваемыми и обвиняемыми вызывает у нас резкое неприятие1.
Данное отступление от изложения основного учебного материала обусловлено тем, что рассмотренный нами выше Закон имеет важное уголовно-процессуальное значение. Он оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и, следовательно, на состояние преступности в нашей стране.
В период задержания производство оперативно-розыскных мероприятий с подозреваемым в виде встреч с ним оперативных работников органа дознания допускается с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ст. 95 УПК РФ).
Согласно ст. 96 УПК РФ дознаватель или следователь в течение 12 часов с момента фактического задержания обязаны:
а) уведомить о задержании кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников подозреваемого либо предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому;
б) уведомить о задержании командование воинской части, если подозреваемым в совершении преступления является военнослужащий;
в) уведомить посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является его гражданином или подданным.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания подозреваемого уведомление соответствующих лиц с согласия прокурора может не производиться.
1 Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. «О признании утратившим силу абзаца шестого пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. 2007. 9 февраля.
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
Это правило не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых (ст. 96 УПК РФ).
Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
По истечении 48 часов (думается, в законе следовало бы указать «до истечения 48 часов») с момента задержания лицо, подозреваемое в совершении преступления, подлежит освобождению, если:
а) в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
б) либо суд не продлил срок задержания подозреваемого в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента фактического задержания в государственный орган его содержания, то подозреваемый немедленно должен быть освобожден постановлением начальника этого государственного органа.
О своем решении он обязан уведомить дознавателя или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
При освобождении лица, подозреваемого в совершении преступления, из-под стражи (думается, из-под ареста — прим, авт.) ему выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан; дата, время, место и основания задержания; дата, время и основания освобождения.
Если в уголовном деле имеются определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя или следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копии этого определения или постановления выдаются подозреваемому при освобождении (ст. 94 УПК РФ).