Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еори€ естественного права




—уть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создаетс€ государством, существует общее дл€ всех людей естественное право, сто€щее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Ёти права принадлежат человеку от рождени€ и должны беспреп€тственно осуществл€тьс€.  онтуры этой теории наметились еще в древности. Ќапример, ÷ицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриватьс€ как закон. Ќо фундаментальную разработку эта теори€ получила в трудах Ћокка, ћонтескье, –уссо и др.

»сторическа€ школа права ( .—авиньи, ‘.ѕухта и др.)

ѕраво рассматриваетс€ как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждени€. ќно складываетс€ подобно €зыку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. ѕраво всегда национально. ќно существует в виде живого представлени€ правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Ёта школа чрезмерно преувеличивает роль обыча€ в системе нормативного регулировани€, который ставитс€ над законом.

“еори€ нормативистского понимани€ права, юридический позитивизм (–.Ўтаммлер, √. елъзен и др.)

√лавный тезис этой теории - признание правом только норм, создаваемых государством дл€ общего блага или дл€ удовлетворени€ интересов человека. ѕравом признаетс€ государственна€ вол€, выраженна€ в об€зательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. √. ельзен видел право в виде Ђлестницы нормї, на вершине которой стоит Ђосновна€ нормаї (конституци€). “еори€ права должна быть свободной от идеологии и представл€ть собой Ђчистую наукуї. ѕраво - это система должного поведени€ людей. Ќормативное понимание права хорошо служит в услови€х стабильного общества. ¬ насто€щее врем€ широкое признание получило требование соответстви€ позитивных законов государства правам человека. ”тверждаетс€ приоритет прав и свобод личности.   недостаткам этой теории относитс€ игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответстви€ потребност€м экономического развити€ и т.п.), угроза праву со стороны государства.

–еалистическа€ школа права (–удольф »еринг)

Ёта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. ќна определ€ет право как защищенный государством интерес личности. √осударство выступает необходимым инструментом организации, поддержани€ и сохранени€ общества и без государственной власти право есть пустой звук. —уществует только позитивное право и содержание его составл€ет только защищенный интерес личности (≈.“рубецкой).

—оциологическа€ школа права (≈.Ёрлих, √.‘.Ўешеневич и др.)

Ёта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. √ораздо важнее то право, которое складываетс€ в жизни. Ёто Ђживое правої есть система правоотношений, поведени€ людей в сфере права. ќтсюда на первое место выдвигаетс€ фигура судьи как творца права. ѕраво - сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. ѕраво, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. ѕодобный подход скорее дестабилизирует правовой пор€док, нежели укрепл€ет его. ќн вносит неопределенность и сум€тицу в отношени€ субъектов правового общени€. Ёта школа имеет широкое распространение в јнглии.

–азновидностью социологического направлени€ выступает теори€ солидаризма (Ћеон ƒюги). ќн выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражени€ общественной жизни. “ака€ концепци€ ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

ѕсихологическа€ теори€ права (Ћ.».ѕетражицкий)

Ёта теори€ подраздел€ет право на позитивное и интуитивное. ѕозитивное Ц совокупность норм права. »нтуитивное или неофициальное право это чисто психологическое €вление, особое состо€ние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общени€ людей. ѕраво здесь выступает как одно из €влений психической жизни общества и представл€ет собой императивно-атрибутивное (об€зательно-прит€зательное) переживание людей. ќно включает в себ€ правовое сознание.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

664 - | 715 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.