Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕризнаки права




ѕраво продукт общественного развити€, основной нормативный регул€тор общественных отношений. ќт других общественных €влений его отличают следующие признаки: нормативность, общеоб€зательность, государственное принуждение как способ реализации права (см. —пиридонов Ћ.». “еори€ государства и права. —ѕ.б., 1995. —. 88-89). “акое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

—.—.јлексеев справедливо подчеркивает, что право представл€ет собой позитивное высокозначимое €вление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надежные и гарантированные простор и меру поведени€. ѕо его мнению, к основным свойствам права относ€тс€: нормативность, формальна€ определенность, государственна€ обеспеченность, правооб€зывающее действие, системность (структурированность).

—уществует множество подходов к пониманию права как сложного общественного €влени€. Ќо общим дл€ них €вл€етс€ признание следующих:

1. ѕраво есть социальное €вление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. ѕраво в нормативной форме должно отражать требовани€ общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. ѕраво частной собственности: владение, использование и распор€жение частной собственностью €вл€етс€ основополагающим правом человека, которое почти все ученые отмечали с незапам€тных времен;

4. ѕраво - мера поведени€, установленна€ и охран€ема€ государством. “есна€ св€зь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регул€ции. »так, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Ёто система норм, установленных или санкционированных государством. ѕраво всегда выражает государственную волю. Ёто система норм или правил поведени€, имеющих общеоб€зательный характер. Ќаконец, право охран€етс€ и обеспечиваетс€ государством, а в случае нарушени€ требований, содержащихс€ в нормах права, примен€етс€ государственное принуждение (см.: ћарченко ћ.Ќ. “еори€ государства и права. ћ., 1996. —. 46-53). ѕравовые нормы, установленные и санкционированные государством, называютс€ позитивным правом.

¬ обществе имеютс€ и другие социальные нормы кроме права. ќтличие права от других социальных норм заключаетс€ в следующем: - это единственна€ система норм, об€зательных дл€ всех членов общества; право обеспечиваетс€ и защищаетс€ государством, устанавливаетс€ государством; нормы права закреплены в законах, судебных решени€х. Ќаиболее распространенный взгл€д на право состоит в том, что оно представл€ет собой норму свободы.

». ант определ€л право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему дл€ них правилу свободы.

√.√егель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированна€, урегулированна€ правовыми средствами свобода.

—ущность и содержание права

— течением времени пон€тие содержани€ права и толкование его мен€лись:

Ј дл€ јристотел€ право Ч это политическа€ справедливость;

Ј дл€ средневековых ученых-богословов - это божественное установление;

Ј дл€ ∆.-∆.–уссо - обща€ вол€;

Ј дл€ –.»еринга - защищенный интерес;

Ј дл€ Ћ.ѕетражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

Ј дл€ юридического позитивизма - веление, приказ государства.

ћножественность подходов привела некоторых ученых к выводу, что сущность права нельз€ познать. — этим вр€д ли можно согласитьс€.

—ущность права - это качественна€ его основа, котора€ отражает его природу и назначение в обществе.

¬ современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворени€ ими разнообразных интересов и потребностей.

—одержание права трактуетс€ в юридической литературе по-разному:

1. ƒл€ тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - это поведение субъектов правоотношений;

2. ƒл€ тех, кто отождествл€ет право и закон, - содержанием права считаетс€ государственна€ вол€;

3.  то приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

Ќовый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным €влением общественной жизни и законом как формой выражени€ права и на этой основе сформулировать пон€тие правового закона. ѕраво и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. «а основу нового подхода беретс€ принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношени€х. Ётот принцип в абстрактной форме выражает справедливость. —мысл разграничени€ права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требовани€м права.

ѕравовой закон характеризуетс€ следующими признаками:

1. ќн есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

2. ¬оплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости;

3. ”читывает и охран€ет интересы тех, кто стеснен в своих возможност€х или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безработные);

4. Ёто не продукт воли и субъективного усмотрени€ законодател€, а необходима€ составна€ часть объективно складывающегос€ в данном обществе права;

5. ѕравовой закон - антипод произволу. –еальна€ жизнь закона возможна только в услови€х правового государства. —ледовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.

¬озникает вопрос: кому отмер€етс€ свобода, чьим досто€нием она становитс€? Ёто вопрос об объективном и субъективном праве.

ќбъективное право - это общие, об€зательные дл€ всех правила поведени€, существующие независимо от индивидов, распростран€ющиес€ на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

—убъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определ€€ меру его возможного поведени€. Ёти два вида права неразрывно св€заны друг с другом. ќбъективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

—уществует пон€тие публичного и частного права. –имские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

¬ основе это оправданный подход. —овременна€ наука уточн€ет, что публичное право предполагает то, что решени€ принимаютс€ единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решени€ принимаютс€ множеством частных лиц, действующих самосто€тельно.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 509 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2236 - | 1958 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.