№ поз. | Наименование | Размеры, мм | ||
b | h | l | ||
1. | Стропила | |||
2. | « | |||
3. | « | |||
4. | « |
7. Пример выполнения архитектурно-конструктивных узлов
Указания по применению в чертежах
стандартов ЕСКД и СПДС
В целях унификации проектной документации и облегчения чтения архитектурно-строительных чертежей Единой системой конструкторской документации и Системой проектной документации для строительства установлены определенные стандарты масштабов, условных обозначений строительных материалов и элементов зданий, способов нанесения размеров, начертания размещения на чертеже координационных осей, отметок, следов секущих плоскостей, обозначений выносимых узлов и т. д.
Соблюдение этих стандартов и правил обязательно и при выполнении учебных чертежей.
Масштабы изображений на чертежах
следует выбирать из следующего ряда:
для уменьшения —1:2; 1:5; 1:10; 1: 20; 1:'25; 1: 50; 1: 100; 1: 200; 1: 400
1: 500; 1: 800; 1: 1000; 1: 2000; 1: 5000; 1:10 000;
для увеличения — 2:1; 10:1; 20: 1; 50: 1; 100; 1.
Выбор масштаба зависит от содержания чертежа (планы, фасады, разрезы, детали) и размеров изображаемого на чертеже объекта.
Планы, фасады, разрезы небольших зданий выполняют, как правило, в масштабе 1: 50; чертежи больших зданий выполняют в более мелких масштабах,— 1: 100 или 1: 200; очень крупные промышленные здания иногда требуют масштаба 1: 400 — 1: 500.
Узлы и детали любых зданий выполняют в масштабах 1:2 — 1: 25.
Для генеральных планов сравнительно небольших территорий, таких, как план участка здания или комплекса зданий, применяется масштаб 1: 500 — 1: 1000; для более крупных территорий, например планировки жилого района или микрорайона, — 1: 2000; 1: 1000; для генеральных планов городов — 1: 5000 —1:10 000.
Условные графические обозначения строительных материалов и элементов зданий, установленные ГОСТами и применяемые при выполнении рабочих строительных чертежей, позволяют не делать на чертежах дополнительных надписей и разъяснений (см. ГОСТ 2.306—68 и 21. 107—78).
При этом в строительных чертежах не рекомендуется применять условные обозначения материала стен на планах, - разрезах, фасадах в случае однородности материала; условные обозначения материалов на схемах расположения элементов (планы фундаментов, перекрытий, покрытии и т.д.).
Если необходимо выделить на чертеже отдельные участки стен, изготовленные из других материалов (например, в плане или разрезе панельного здания участки кирпичной кладки), можно частично использовать условные обозначения.
Обозначения строительных материалов в сечении большой поверхности (например, узлы в крупном масштабе) следует наносить только у контура сечения узкой полосой постоянной ширины.
По такому же принципу следует изображать в разрезе грунт у поверхности земли и по контуру стен подвала и фундаментов.
Координационные оси, размерные и выносные линии. Координационные оси определяют положение конструктивных элементов здания, размеры шагов и пролетов.
Осевые линии наносят штрихпунктиром с длинными штрихами и обозначают марками, которые проставляют в кружках.
На планах зданий продольные оси, как правило, выносят слева от чертежа, поперечные — снизу. Если расположение осей противоположных сторон плана не совпадает, то их маркировку располагают со всех сторон плана. При этом нумерация делается сквозной. Поперечные оси маркируют порядковыми арабскими цифрами слева направо, а продольные — прописными буквами русского алфавита (кроме Э, О, X, Ы).
Диаметр кружков должен соответствовать масштабу чертежа: 6 мм — для
1: 400 и менее; 8 мм — для 1: 200— 1:100; 10 мм —для 1:50; 12 мм —для
1: 25; 1: 20; 1: 10..
Размер шрифта для обозначения осей должен быть больше размера шрифта
размерных чисел, применяемых на чертеже, в 1,5—2 раза. Маркировка осей на разрезах, фасадах, узлах и деталях должна соответствовать плану.
Для нанесения размеров на чертеже проводят размерные и выносные линии. Размерные линии (внешние) проводят вне контура чертежа в количестве от двух до четырех в соответствии с характером объекта и стадией проектирования.
На первой от чертежа линии обозначают размеры наиболее мелких членений, на следующих — более крупных. На последней размерной линии обозначают общий размер между крайними осями с привязкой этих осей к наружным граням стен. Размерные линии следует наносить так, чтобы не затруднялось чтение самого чертежа. Исходя из этого, первую линию проводят на расстоянии от чертежа не ближе 21 мм. Расстояние между размерными линиями принимают по 7 мм.
Отрезки на размерных линиях, соответствующие размерам наружных элементов стен (окна, простенка и др.), ограничиваются выносными линиями, которые следует наносить начиная на некотором- небольшом расстоянии (3—4 мм) от чертежа до пересечения с размерной линией
Места пересечений фиксируют засечками, имеющими уклон 45°. При очень близко расположенных мелких размерах на чертежах деталей и узлов засечки разрешается заменять точками. Размерные линии должны выступать за крайние выносные линии на 1—3 мм.
На внутренних размерных линиях обозначают линейные размеры помещений, толщины перегородок и внутренних стен, ширину проемов дверей и др. Эти линии следует проводить на достаточном расстоянии от внутренних граней стен или перегородок, с тем, чтобы не затруднять чтение чертежа (рис. 8).
Размерные и выносные линии проводят тонкой сплошной линией.
Все размеры проставляют в миллиметрах без обозначения размерности. Числа наносят над размерной линией параллельно ей и по возможности
ближе к середине отрезка.
Высота цифр выбирается в зависимости от масштаба чертежа и должна быть не менее 2,5 мм при выполнении в туши и 3,5 мм — при выполнении в карандаше.
8. Правила оформления чертежей планов и фрагмента разреза в соответствии с требованиями ЕСКД и СПДС (схематический чертеж):
а — координационные оси; б — размерные линии; в — выносные линии, г — площадь помещений; д — линии разреза (размеры даны в миллиметрах).
Отметки уровней и уклоны. Отметки определяют положение архитектурных и конструктивных элементов на разрезах и фасадах, а на планах — при наличии перепадов уровней полов. Отметки уровней отсчитывают от условной нулевой отметки, в качестве которой для зданий принимают, как
правило, уровень чистого пола или верхней грани перекрытия первого этажа. Отметки ниже нулевой обозначают со знаком «—», отметки выше нулевой — со знаком «+»,. Числовое значение отметок проставляют в метрах (с тремя десятичными знаками без указания размерности (рис. 9).
Для обозначения отметки на фасадах, разрезах и сечениях служит условный знак в виде стрелки с наклоном сторон к горизонтали под углом 45° (рис. 10),
опирающейся на линию контура элемента (например, грань плоскости чистого пола или потолка), или на выносную линию уровня элемента (например верха или низа оконного проема, горизонтальных выступов наружных стен). При этом отметки наружных элементов выносят за пределы чертежа. На планах отметки выносят в прямоугольнике или на полке линии- выноски с названием знака «+» или «-» (рис. 10б).
При вынесении узлов соответствующее место на фасаде, плане или разрезе отмечают замкнутой сплошной линией (окружностью или овалом) с указанием на полке линии-выноски цифрой или буквой порядкового номера выносимого элемента. Если узел расположен на другом листе, то под полкой линии-выноски следует указать номер листа, на котором помещен узел.
Над изображением или сбоку вынесенного узла (независимо от того, на каком листе он размещен) располагают двойной кружок с обозначением порядкового номера узла. Диаметр кружков 10—14 мм (рис. 10,е).
10. Графическое "'изображение условных обозначений на рабочих чертежах:
и — отметка на разрезах и фасадах, 6 — отметка на планах, в — уклон на разрезах, г — уклон на планах, О — стрелка, указывающая направление взгляда на разрезах и сечениях, е— вынесение узлов
Фрагменты на фасадах и планах зданий отмечают фигурной скобкой, под которой указывают название фрагмента или его порядковый номер и номер листа, где он приведен.
Располагают чертежи на листе обязательно в такой последовательности:
· планы— в порядке возрастания нумерации этажей снизу вверх или слева направо;
· разрезы, сечения, узлы и фрагменты — в последовательности их нумерации сверху вниз и слева направо.
· Технические строительные чертежи сопровождаются названиями отдельных изображений, текстовыми пояснениями, таблицами спецификаций и т. д. Для этих целей применяют стандартный прямой шрифт с высотой букв 2,5; 3,5; 7; 10; 14 мм. При этом шрифт высотой 5; 7; 10 мм применяют для названий графической части чертежа; высотой 2,5 и 3,5 мм — для текстового материала (примечания, заполнение штампа и т. п.), высотой 10 и 14 мм — преимущественно для оформления иллюстративных чертежей.
Названия изображений располагают над чертежами. Эти названия и заголовки текстовых пояснений подчеркивают построчно сплошной линией. Заголовки спецификаций и других таблиц располагают над ними, но не подчеркивают.
Все вышеизложенные правила и требования, предъявляемые к выполнению чертежей, необходимо строго соблюдать в основных и рабочих чертежах проекта.
В иллюстративных (демонстрационных) чертежах, в которых ведущую роль играет задача создания эстетического впечатления, и где к чертежам предъявляют особые художественные требования, допускаются некоторые отступления от общих правил в соответствии с конкретным назначением
и содержанием чертежа.
НАЗНАЧЕНИЯ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Д е м о н с т р а ц и о н н ы е (иллюстративные) чертежи выполняют на предварительной стадии проектирования в качестве чертежей проектного предложения и как иллюстративный материал к проекту.
Назначение таких чертежей — как можно нагляднее раскрыть замысел автора, графическими средствами выявить пространственную художественную идею, заключенную в проекте. В иллюстративных чертежах с наибольшей конкретностью должны быть отражены планировочное и объемно- пространственное решения будущего сооружения, применяемые для этого конструкции и материалы, их фактура, цвет, взаимосвязь сооружения с окружающей природой и архитектурной средой. Исходя из этого, основными качествами таких чертежей должна быть наглядность, художественная выразительность. Эти чертежи и сами по себе должны представлять эстетическую ценность.
Вместе с тем следует всегда помнить, что разработка чертежа — не самоцель и что чертежи — не самостоятельное произведение графического искусства, а лишь средство, с помощью которого архитектурный проект в конечном счете будет выполнен в натуре. Поэтому необходимо, чтобы качество архитектурного решения не подменялось нарочито эффектной графикой чертежа, которая в таких случаях может ввести в заблуждение не только заказчика, но и самого автора проекта. Это соображение в полной мере относится и к учебным чертежам.
Существует большое многообразие графических приемов выполнения архитектурных чертежей. В каждом конкретном случае следует выбирать такие приемы, которые наилучшим образом могут раскрыть характер и содержание проектируемого объекта. В этом смысле характер графики тесным образом связан с темой проекта; он находится также в прямой зависимости от стадии проекта, вида чертежа (план, фасад, перспектива и т. д.) и его масштаба.
Каждый вид проекции имеет свое название и графикой следует подчеркнуть специфику данной проекции.
Так, например, сланы и разрезы, как правило, выполняют в плоскостной линейной графике, а фасады, перспективу, аксонометрию — более разнообразными приемами графики: линейным, линейно-тоновым, светотеневым, полихромным.
Вместе с тем в комплексе чертежей одного проекта должен быть найден общий графический стиль, наиболее соответствующий объекту и раскрывающий замысел автора. Чем точнее изображение передаст архитектурный замысел, тем легче его noнять и оценить качества будущего сооружения.
Являясь изобразительным языком зодчего, архитектурная графика обладает некоторыми отличительными особенностями. Ее характеризует определенная условность, которая органически сочетается со своеобразным методом реалистической передачи различных свойств проектируемого объекта.
Неотъемлемым ее качеством является относительная сдержанность, строгость.
Нарочитые графические эффекты, придание чертежу искусственной орнаментальности или геометризма чужды назначению архитектурной графики. Многословие, обилие графических средств, применение в чертеже одновременно различных материалов и техники изображения приводят к
утере художественной целостности чертежа и говорят о плохом вкусе автора.
Однако; характеризуясь некоторыми общими чертежами, архитектурная графика очень разнообразна как по технике исполнения, так и по материалу. Как и любое явление, графика развивается и видоизменяется вместе с историческим развитием архитектуры, науки, строительной техники, культуры. И это еще раз подтверждает органическую взаимосвязь между графической формой проекта, его содержанием и воплощением в натуре. В современной архитектурной графике наряду с выработанными веками традиционными приемами применяются новые, обусловленные характером
современной, архитектуры, новыми строительными материалами, конструкциями.
Архитектурная графика в учебной работе имеет огромное воспитательное значение. Она развивает вкус, побуждает к творчеству и дает будущему специалисту практические навыки работы над чертежом.
Обучение графике начинается на занятиях по рисунку, черчению, архитектурной графике, но совершенствование в ней происходит на занятиях по архитектурному проектированию. Поэтому в процессе курсового и дипломного проектирования вопросам графического мастерства уделяется особое внимание.
Все иллюстративные чертежи по характеру использования методов начертательной геометрии делятся на три вида:
· чертежи в ортогональной,
· перспективной и
· аксонометрической проекциях, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. Ортогональные чертежи
К основным ортогональным демонстрационным чертежам относятся генеральные планы здания или комплекса зданий, развертки застройки, планы этажей, разрезы, фасады и их фрагменты.
Г е н е р а л ь н ы й п л а н на таких чертежах должен дать представление о расположении здания или комплекса зданий на местности в их связи с окружающим пространством.
В соответствии с этим на генплане изображают проектируемый объект, подходы и подъезды к нему, благоустройство (зеленые насаждения, замощение, малые формы и т. д.). При этом само здание можно показывать как вид кровли сверху или в виде схематичного плана первого этажа.
В последнем случае более наглядно изображаются связи входов и внутренних помещений с окружающим пространством, но несколько
усложняется восприятие объема здания.
Для того чтобы на генплане наглядно показать характер объемного решения и высоту проектируемого здания, на чертеже во многих случаях строят падающие от него на землю тени.
Генеральные планы отдельных зданий и небольших ансамблей чаще всего выполняют в черно-белой графике. Падающие тени штрихуют различными приемами пером, рапидографом, сухой кистью или заливают черной тушью. Реже применяется в современных проектах отмывка тушью или акварелью. В особых случаях используют метод покраски цветной гуашью или темперой.
По углам здания следует проставлять отметки. Обязательно указание ориентации по странам света.
П л а н ы э т а ж е й в демонстрационных чертежах должны нести исчерпывающую информацию о композиционном решении объекта, структуре внутреннего пространства и связи помещений. Исходя из этого чертежи таких планов не следует перегружать размерами, маркировкой элементов и другими обозначениями.
На иллюстративных чертежах планов наносят координационные оси и проставляют основные габаритные размеры, прочерчивая только одну-две размерные линии При этом координационные оси не следует проводить штрихпунктирной линией по всей длине стен и до пересечения с размерными
линиями, как это делают в технических и рабочих чертежах. В планах иллюстративных чертежей координационные оси проводят на некотором расстоянии от чертежа тонкой сплошной линией, освобождая, таким образом, план от дополнительных линий и оставляя вокруг него свободное пространство, что создает лучшие условия для прочтения на чертеже главного — задуманной композиции. Внутренние размеры на таких планах наносят одной горизонтальной и вертикальной цепочками или только в виде
площадей отдельных помещений
Для пояснения назначения всех помещений в каждом из них пишут соответствующие названия или вместо этого обозначают порядковым номером, а названия выносят в таблицу — экспликацию помещений.
На планах необходимо обозначать (места сечений и разрезов, которые приводятся в чертежах.
На плане иллюстративных чертежей подробно изображают все, что относится к планировочному решению: наружные и внутренние двери с направлением их открывания, санитарно-технические приборы и оборудование, если есть, печи или камины. В большинстве случаев показывают расстановку мебели в основных помещениях.
На планах первых этажей изображают элементы генплана, непосредственно примыкающие к зданию: дорожки, озеленение, малые формы. В этом случае оси и размерные линии следует относить как можно дальше от чертежа, с тем чтобы они не мешали восприятию главного— планировочного решения
Степень насыщенности архитектурных планов деталями зависит от масштаба чертежа. При мелком масштабе не следует перегружать план деталями: чем крупнее масштаб, тем больше он требует внимания к разработке деталей, которые конкретизируют композиционно-планировочное решение и украшают чертеж.
Расположение встроенного оборудования и размещение мебели на чертежах показывают, насколько рационально решена планировка помещений. Поэтому проектировщик должен знать габариты встроенных шкафов, шкафных перегородок, различной мебели и санитарно-технического оборудования для жилых и общественных зданий и вспомогательных помещений промышленных предприятий. Он должен знать также и нормативные расстояния между элементами оборудования, ширину главных и второстепенных проходов между ними и т. д.
Габаритные размеры оборудования мебели разрабатываются в соответствии с ростом и пропорциями человека (антропометрические данные) и вместимость от различных положений тела при пользовании той или иной мебелью (стоя, сидя, лежа и т. д.).
При такой насыщенности архитектурных планов деталями важно найти наиболее выразительный графический способ их выполнения — способ, выявляющий архитектурно-конструктивное nocтроение плана и его композиционные достоинства. Этим требованиям лучше всего отвечает заливка черной тушью, дающей четкое, как бы печатное, изображение. При этом все остальные элементы плана обводят тонкой черной или цветной линией.
Если план или фрагмент плана выполняется в крупном масштабе { I -.50 и более), черная заливка будет слишком «тяжелой», грубой. В этом случае целесообразнее обвести все места сечения стен толстой (1,6 —2 мм черной линией. Возможна заливка стен плана разведенной тушью пли акварелью. Используют также различные графические, штриховые способы изображения стен в их горизонтальном сечении.
Архитектурный план может быть выполнен не только в монохромной гамме, но и иметь различную окраску акварелью, темперой или гуашью, это нужно для графической связи с другими чертежами проекта. При этом цвет должен быть сдержанным, приглушенным Наиболee приемлемым для этого материалов является укрывистая гуашь.
Мебель и оборудование в плане следует изображать так, чтобы их элементы входили на чертеже как бы в другую горизонтальную плоскость, расположенною ниже сечения. Линия обводки этих элементов может быть черной, слегка разведенной или цветной. При изображении мебели и встроенного оборудования можно графически показать материал (дерево, пластик, обивочную ткань и т д.). Для этого существует много различных приемов, среди которых нужно уметь найти тот, который наиболее соответствует характеру объекта и выполнения всего комплекса чертежей.
Р а з р е з ы. В отличие от конструктивных основной задачей архитектурных разрезов является изображение композиционно-пространственного решения здания и его связи с окружающей средой. Поэтому элементы, попавшие в сечение, в этих разрезах можно показать условно, без подробной разработки конструктивных деталей. В этом случае плоскости сечений чаще всего заливают черной тушью, которая, как и в планах, дает наиболее четкое изображение. Однако если планы решены в другой технике (разведенная тушь, цвет, и т. д.), то и разрез следует выполнять в единстве с ними.
Все, что находится за плоскостью сечения, — окна, двери, элементы внутренней отделки, оборудование и мебель — обводят тонкой черной или цветной линией, в соответствии с характером выполнения планов.
В некоторых общественных зданиях, включающих крупные помещения, определяющие их композиционную структуру, например театрах, кинотеатрах, музеях и др., особое значение в разрезе приобретает решение интерьеров этих помещений. В этом случае разрезы, как правило, выполняют
в крупном масштабе и в несколько иной технике. Здесь плоскость сечения оставляют белой, а интерьер, как главный элемент разреза, обрабатывают черно-белой графикой, однотонной отмывкой или полихромно, применяя в последнем случае акварель или, что более современно, темперу или гуашь.
При этом способ изображения интерьера может быть плоскостным и объемным (рис. 11,а).
Если интерьер изображают объемно, на чертеже строят тени, падающие от прямого или рассеянного света (этот прием в современной графике применяют сравнительно редко). Довольно распространенным является прием перспективного изображения той части интерьера, которая находится за плоскостью сечения (рис. 11,6).
На архитектурных разрезах, как правило, не показывают фундаментов, а землю под зданием, попавшую в сечение, изображают толстой линией. Под разрезом выносят основные координационные оси, а высотные уровни обозначают отметками, но так, чтобы они не мешали восприятию объемно-пространственного решения. На чертежах архитектурных разрезов можно показать природное или архитектурное окружение. Однако это следует делать так, чтобы не заслонить главное — разрез, и обязательно в соответствии с общей композицией и графическим решением всех чертежей проекта.
В учебных проектах часто объединяют некоторые свойства конструктивных и архитектурных разрезов, одновременно изображая на чертеже попавшие в сечение конструкции, фундаменты и элементы интерьера. На таком чертеже должны быть проставлены все необходимые размеры и отметки.
Ф а с а д ы в демонстрационных чертежах играют очень важную роль. В них наиболее полно и наглядно отражается архитектурный замысел проекта. Фасады должны дать представление о структуре здания, вертикальных и горизонтальных членениях, пластике, фактуре и цвете ограждающей поверхности, а также о связях здания с окружающим пространством.
Отсюда вытекают и особые требования, предъявляемые к графическому выполнению фасадов, выбор которого зависит от множества причин и в первую очередь от назначения здания, характера его архитектуры и масштаба чертежа.
Существует большое разнообразие графических приемов выполнения фасадов. Стиль графики меняется не только с развитием архитектуры и конструкций, но и с изменениями в методах проектирования. Однако при всем разнообразии возможных графических приемов выполнения фасадов архитектурный чертеж должен обладать одним общим обязательным качеством — быть предельно точным по рисунку, лаконичным и простым для восприятия.
В современной графике чертежей фасадов гармонично сочетаются разные приемы: линейный, монохромный светотеневой, полихромный.
Выполнение фасадов в линейной графике для иллюстративных чертежей встречается сравнительно редко. Такой прием уместен в случае отсутствия пластики фасада или при ярко выраженном силуэте здания. Тогда достаточно линейный чертеж покрыть очень легким прозрачным слоем туши или акварели. При этом линии чертежа могут иметь градацию по толщине, что значительно обогащает изображение.
Светотеневая монохромная (одноцветная) графика выполнения фасада является более наглядным средством выражения архитектурной формы и пространства на чертеже. Моделировка формы светотенью может быть передана двумя способами: отмывкой и штрихом. Отмывка является классическим приемом разработки светотени. Применяемые при этом материалы — разбавленная тушь или акварель — дают возможность благодаря прозрачности наносимых ими слоев добиться тончайших нюансов света и тени, создать воздушную перспективу.
Однако не меньшего эффекта можно достичь путем обработки поверхности бумаги пером, рейсфедером, рапидографом, специальными приемами штриховой техники: направлением, толщиной, длиной и характером штриха — прямой, косой, криволинейный, состоящий из различных сочетаний черточек.
Примерно того же эффекта можно достичь, обрабатывая чертеж сухой жесткой кистью, тамповкой губкой, различными способами набрызга. Однако эти способы следует применять в исключительных случаях и только
если уже освоена техника отмывки и штриховки. Как в отмывке, так и в графической обработке степень общей интенсивности тона фасада зависит от характера архитектуры изображаемого здания, среды, в которой оно будет располагаться, и от масштаба чертежа.
Однако при всем разнообразии возможных задач, стоящих перед исполнителем чертежа, необходимо соблюдать некоторые общие положения и правила:
· по мере удаления формы ослабевает контрастность
света и тени;
· падающие тени темнее собственных; падающие тени неоднородны по
силе тона (в зависимости от освещения они к границе светлеют или темнеют).
Только соблюдая эти законы, можно передать на чертеже воздушную перспективу.
Если пластика фасада незначительна и не требует тонких градаций в силе света и тени, можно применить более условный графический прием, заливая черной тушью падающие тени. В соответствующих случаях такой прием создает достаточную графическую выразительность чертежа.
Черно-белой графикой разным характером обработки поверхности и определенными соотношениями черного, серого, белого можно передать фактуру и даже ощущение цвета материала. Фактура передается различными видами штриха, способами, о которых говорилось выше. Чем грубее фактура материала, тем крупнее должен быть штрих. Прозрачность
стекла, наоборот, передается очень тонкой вертикальной штриховкой. При большой поверхности витражей стекло иногда оставляют белым, что создает впечатление большей легкости, прозрачности.
Цвет в монохромном изображении передается соответствующей тональностью ахроматических (черно-серо-белых) цветов, так как цветовой тон, его насыщенность определяются светлотой. Чем ярче цвет в натуре, тем темнее он изображается тоном. Пользуясь этим правилом, можно черно-белой графикой передать ощущение цветового решения фасадов.
Применение цвета в архитектурной графике (полихромия) служит для более близкой к натуре передаче полихромных качеств проектируемого объекта: применяемых строительных материалов, покраски, монументально-декоративной живописи и т. д. Одновременно цвет при этом становится средством графической выразительности чертежа.
В современной архитектурной графике применение цвета должно носить не живописный, а условно-графический характер. Поэтому в настоящее время для изображения фасадов цветную/ акварель применяют сравнительно редко. Кроющие свойства гуаши и темперы более подходят для техники выполнения чертежа в четкой графической манере. Кроме того, современная
графика полихромного чертежа, как правило, максимально использует белую бумагу, которая играет роль воздушной среды для изображаемого здания. Сочетание белого и локального цветов, утверждающих плоскость или линию, создает необходимою четкость и простоту чертежа
Гуашь и темперу наносят на чертеж сплошным кроющим слоем пли мелкими мазками (способ лессировки). Последнее помогает выразить не только цвет, но и фактуру материала При покраске стен кроющей краской поверхность стекла следуем изображать прозрачной отмывкой тушью или акварелью или оставлять незакрашенной.
В архитектурных чертежах фасадов возможно сочетание разных приемов графики: классической отмывки с линейной графикой, отмывки или штриховки с гуашью или темперой.
При черно-белой чисто графической обработке чертежа фасада возможно выполнить в цвете отдельные его элементы (оконные переплеты, двери, козырьки над входами, декоративные панно и т д).
Таким образом, для выполнения чертежей фасадов существует множество самых разнообразных графических приемов. Для того чтобы найти именно тот, который наиболее точно и остро может выразить характер архитектурного замысла, необходимо предварительное эскизирование. В эскизах проверяются, сравниваются и оцениваются принимаемые решения, что дает уверенность в окончательной технике исполнения Работа, производимая без эскиза, часто сама превращается в эскиз, поэтому время, затраченное на эскизирование, всегда окупается, так как чертеж, выполняемый на основе эскиза, делается целеустремленно и быстро.
В условиях учебного проекта эскизирование особенно необходимо, так как оно развивает творческую инициативу, дает возможность испробовать разные технические приемы выполнения архитектурных чертжей, помогает овладеть исполнительской техникой.
На фасадах иллюстративных чертежей рекомендуется наносить крайние оси и основные отметки, если это возможно в конкретной композиции чертежей.
Антураж
А н т у р а ж — это совокупность окружающих условий, среда, в которой размещается проектируемый объект. Ее изображение играет немаловажную роль в архитектурных чертежах, особенно на чертежах фасадов и перспективы. В учебных чертежах изображение антуража кроме своего прямого назначения учит внимательному отношению к композиции чертежа, его художественным качествам, развивает и совершенствует графическое мастерство.
В понятие антуража входит изображение природного или архитектурного окружения в соответствии с назначением и местом расположения объекта. Изображение на чертеже этой среды приближает проект к восприятию будущего сооружения в натуре, помогает правильному ощущению его масштабности. Вместе с тем элементы антуража — рельеф местности, зеленые насаждения, малые формы, фигуры людей и т. д. не должны быть натуралистичными. Архитектурный чертеж условен по своей природе и это требует определенной условности, архитектурной структурности и графичности всех его элементов, в том числе и антуража.
Насыщенность чертежа деталями антуража может быть различной. Иногда окружающую среду не изображают вовсе и сооружению придают как бы условно изолированный характер; иногда антураж изображают очень скупыми средствами, рисуя на чертеже, например, только людей; в других случаях антураж вводят широко, передавая характер, колорит среды, в которой находится сооружение.
Однако во всех случаях, способствуя выявлению композиционного замысла архитектуры, антураж не должен заслонять главного — самого здания, которое является основным элементом чертежа. При этом необходимо, чтобы все элементы чертежа были органически едины, выполнены в общей графической манере и в целом составляли законченную композицию.
Вообще изображение антуража — сложная художественная задача, требующая от исполнителя художественного вкуса. Его размещение всегда следует тщательно продумывать. Поэтому прежде чем приступить к нанесению на чертеж элементов антуража, следует сделать несколько эскизных прикидок, выбирая наиболее подходящую композицию. Эскизирование удобно делать на кальке мягким карандашом или фломастером. Такая работа предохранит от возможных ошибок и сохранит чистовой чертеж.
Содержание и характер антуража очень индивидуальны, они зависят от назначения и архитектуры здания, места его расположения, приема графического оформления всего проекта.
Вместе с тем здесь можно дать несколько общих рекомендаций:
· прежде всего следует определить общую композицию взаиморасположения на листе фасада или перспективы здания и элементов антуража, с тем чтобы в этой композиции основным смысловым и художественным центром была архитектура.
· Группировка зеленых насаждений, людей должна иметь определенный смысл, связанный с архитектурной композицией, создавать на чертеже общее ощущение уравновешенности, гармонии.
· Все элементы антуража должны помогать выявлению масштабности сооружения. Неудачно решенный антураж может создать ложное восприятие масштабности и абсолютных размеров архитектуры здания. Эту закономерность следует учитывать как на чертежах фасадов, так и перспективы (рис. 12, а).
Рис. 12. Соответствие деталей антуража изображаемому объекту:
а — масштабность; б, в — расположение по отношению к зданию; г — характер в зависимости от архитектурной формы объекта.
· Детали антуража следует размещать так, чтобы не было случайных совмещений с очертаниями или элементами архитектуры, например стволов деревьев с углами зданий, расположения групп людей по центру здания, наложения деталей антуража на важные архитектурные элементы и т. д. (рис. 12, б, в).
· Формы зеленых насаждений и гор не, должны повторять силуэт, контуры архитектурных форм или совпадать с на- правлением линий перспективы (рис. 12, г).
· Манера графического выполнения антуража зависит от общего приема подачи всего проекта и может быть весьма разнообразной, однако при соблюдении общего требования — определенной условности, структурности изображения. В настоящее время наибольшее распространение получил прием, при котором все детали антуража выполняют в линейной графике чаще всего черной тушью. При этом рисунок деревьев может быть очень условным, лаконичным или, наоборот, выполненным в тонкой и сложной графике с изображением деталей. При определенных условиях все контурные линии антуража могут быть выполнены в цвете гуашью нейтральных тонов. Существует также прием заливки элементов антуража силуэтом, чаще всего черной тушью.
· Антураж может быть выполнен также в технике отмывки, способствующей созданию на чертеже воздушной среды, в которой размещается сооружение.
· Цветовое решение антуража выполняется, как правило, гуашью или темперой. Однако этим приемом следует пользоваться очень осторожно, ограничивая количество применяемых цветов и тщательно подбирая их соотношения. В учебных чертежах этот прием применяется в исключительных случаях, так как он требует большого опыта и развитого вкуса.
Существует множество приемов выполнения элементов антуража тамповкой, набрызгом и т. д. Они в некоторых случаях могут служить дополнением к общему приему выполнения антуража в черно- белой линейной графике.
Шрифт
Ш р и ф т является чрезвычайно существенным элементом архитектурного чертежа. Красивый шрифт и хорошо скомпонованные надписи поясняют и одновременно украшают чертеж, становятся его органической частью.
Если в рабочих чертежах шрифт в целях унификации определяется ГОСТом, то в демонстрационных он выбирается в соответствии с характером изображения, составляя с ним единое стилевое и композиционное целое.
Существует множество разнообразных шрифтов. Однако современные шрифты, соответствуя характеру архитектуры нашей эпохи, обладают некоторыми общими признаками, главными из которых являются ясность рисунка и простота деталировки.
Основными требованиями, предъявляемыми к современному архитектурному шрифту, являются: удобочитаемость, четкость и простота построения букв, стилевое единство с изображаемым объектом, согласованность масштаба шрифта и чертежа.
Архитектурный чертеж, как правило, содержит несколько групп надписей: название чертежа, название проекций, поясняющие надписи. Размеры этих надписей различны, но их обязательно должно объединять стилевое единство шрифта. Необходимо заранее продумать композиционное размещение надписей на листе. Поэтому одновременно с компоновкой на чертеже отдельных проекций нужно четко предусмотреть места и размеры всех надписей.
Для правильного и красивого изображения шрифтов необходимо общие принципы и закономерности построения букв и их взаиморасположений (расстояния между буквами и строчками).
Все буквы алфавита должны быть построены на основе трех геометрических фигур: квадрата, треугольника и круга или прямоугольника, треугольника и овала.
Смешивать эти две разновидности конструкции букв в одном шрифте не следует. Так, например, если О построено на основе круга, то такие буквы, как С, Ю, Э также должны вписываться в круг.
Все буквы несколько разнятся по ширине, которая определяется конструкцией буквы. В связи с этим весь алфавит приблизительно можно разделить на три группы:
· средние (основные) буквы (Н, П, И
и др.),
· узкие (Е, В, Г) и
· широкие (Щ, М,
Ю, Ф) (рис. 27, б).
Буквы, имеющие деление по вертикали (А, Б, В, Е и т. д.), также следует объединить в группы по уровню расположения средней линии,- которая в различных шрифтах располагается на разных уровнях.
Высота букв должна быть одинакова. Однако буквы, в основании формы которых лежит круг и треугольник, следует делать несколько выше. Это необходимо в целях создания их оптической равноценности с буквами, построенными на основе прямоугольника.
Важнейшее требование к надписи — это равномерность интервалов между буквами. Однако механическая расстановка букв на равном расстоянии не может удовлетворить этому требованию, поскольку глаз оценивает пробел между буквами не по линейному расстоянию, а по площади, а буквы имеют разную конфигурацию, и их сочетания создают разные по площади пробелы. Поэтому расстояния между буквами в зависимости от их начертания делают неодинаковыми с таким расчетом, чтобы зрительно они воспринимались равноценными. Если принять за основу расстояние между буквами, обращенными друг к другу вертикалями, как, например, П, Н, И и т. д., то расстояние между любой и круглой буквой следует делать меньше, а между такими буквами, как, например, Г и А, обращенными друг к другу как бы открытыми сторонами, еще меньше.
Расстояния между строчками, как правило, нужно делать меньше высоты букв — надпись должна быть компактной.
Все сказанное относится и к начертанию цифр, форма и стиль которых должны соответствовать форме и стилю выбранного для чертежа шрифта.
Основные надписи следует выполнять с помощью чертежных инструментов с после- дующей обводкой или заливкой букв. Наиболее употребимым для этого материалом является черная тушь, которую иногда смешивают с черной гуашью. В соответствии с графическим стилем чертежа буквы могут быть выполнены разведенной тушью или в цвете. Для работы в цвете не следует применять тушь, так как она не дает ровной поверхности заливки; для этого более удобны гуашь или темпера, образующие матовую укрывистую пленку.
В последнее время для выполнения надписей на чертежах широко пользуются трафаретами, которые значительно облегчают и
ускоряют работу. При этом остаются в силе все принципы компоновки надписей, изложенные выше. Однако в учебной работе нужно стараться овладеть рукописными способами начертания шрифтов, поскольку
технику-архитектору в его практической деятельности эти навыки необходимы.
Макет.
В практике архитектурного проектирования значительное место занимает макетирование. Метод макетирования широко применяется при проектировании жилых, общественных, промышленных зданий и особенно в градостроительстве.
В учебном проектировании изготовление макетов способствует развитию пространственного воображения, помогает объемно представить плоскостные изображения ортогональных чертежей.
В отличие от перспективы, которая дает объемное представление с одной точки зрения, макет помогает увидеть пространственность и объемность объекта проектирования с разных точек и даже воспринимать его как бы в движении.
Как в практическом, так и в учебном проектировании макеты подразделяют на рабочие и демонстрационные. Рабочие макеты служат для проверки и корректировки принимаемых решений. Такие макеты выполняют в процессе проектирования без деталировки в небольших масштабах из простых, легко поддающихся обработке материалов— пластилина, пенопласта, бумаги, картона.
Демонстрационные макеты — это иллюстрация к готовому проекту. Такие
макеты выполняют более детально. В условиях проектных организаций их изготовляют из различных материалов — дерева, пластиков и т. д. В учебных проектах лучшим материалом для макета является плотная белая бумага. Методика и практика выполнения макетов изложены в специальном курсе «Макетирование». Здесь же, рассматривая макет как часть учебного проекта, следует сказать, что макет, так же как и чертеж, — это условное, хотя и объемное изображение. Его основное назначение — выявить структурные и пропорциональные свойства проектируемого сооружения, показать его композиционную связь с окружающим пространством, что особенно важно при ярко выраженном рельефе, наличии водной поверхности и т. п. Поэтому в архитектурных макетах не следует применять натуральные материалы или изображать их графически, или, тем более, в цвете.
Материалы для изготовления макета должны быть условными. Белая плотная бумага отвечает этому требованию и лучшим образом создает условия для восприятия в макете главного — задуманной композиции. Это относится в равной мере, как к объемным, так и планировочным макетам.
Выполнение макетов, так же как и чертежей, требует от исполнителя художественного вкуса, который развивается постепенно в процессе обучения. Поэтому весьма полезно каждый курсовой проект сопровождать выполнением макета — в одних случаях рабочего, в других демонстрационного (в соответствии с характером объемно- пространственного решения здания).
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
1. Защита проекта осуществляется студентом после выполнения проекта в полном объеме: графическая часть, пояснительная записка, макет.
2. Курсовой проект до защиты должен быть сдан на проверку руководителю проекта (преподавателю).
3. После проверки курсового проекта все замечания, отмеченные преподавателем и указанные в рецензии, должны быть исправлены студентом. Только после исправления замечаний, студент допускается до защиты проекта.
4. Защита проекта может проходить публично (на усмотрение преподавателя).
Примерная схема доклада при защите курсового проекта:
1.Название объекта проектирования, например: «Вашему вниманию представлен проект школы на 960 учащихся», назначение здания и его вместимость;
2.Район строительства и климатические условия;
3.Положение здания относительно окружающей застройки, господствующее направление ветра (все по генплану) участок, место его расположения (улица, парк, жилой микрорайон и т. д), рельеф местности, благоустройство;
4. Объемно- планировочное решение здания: (общий прием объёмно-пространственного решения — количество и высота этажей, форма плана, связь композиции с местом расположения здания),
а. фасады (этажность, наличие архитектурных элементов-балконов, террас, колонн, пилонов, поясков, руст, какая формой крыша и т.д.);
б. внешняя отделка фасадов (навесные фасадные системы, оштукатуривание - чем; окрашивание - какими составами и цвет);
в. планировочное решение (…здание в плане прямоугольной формы…, размеры в осях…) – все о планах: какие толщиной стены, из какого материала, функциональный процесс, экспликация помещений, особенности планировки); планы — общая композиция, описание по группам помещений и технологическим связям, размещение входов, лестниц, удовлетворение противопожарных требований; основные объемно-планировочные показатели: площадь застройки, м2, рабочая площадь, м2; общая (полезная) площадь, м2; строительный объем, м3 (в том числе подземный, надземный);
Ко = строительной объем /рабочая площадь;
К1= рабочая площадь / общая площадь;
строительный объем на одну расчетную единицу,
общая площадь на одну расчетную единицу;
5. Конструктивное решение здания: «По конструктивной схеме здание…», показать и рассказать об узлах, изображенных на чертеже, схема перекрытия, крыши, фундаменты и т.д.;
6. Интерьеры:
а. интерьеры каких помещений разрабатывались;
б. интерьер первого помещения – стиль интерьера, особенности, которые подчеркивают этот стиль, объемно-планировочное решение интерьера, инсоляция (ориентация на какую часть света), наличие подвесных (натяжных и т.д.) потолков, подиумов, перепадов высот, отделка стен (чем, цвет), наличие лестниц, окон, дверей, мебели, освещение, аксессуары – картины, постеры, подсвечники или какие-либо другие дизайнерские изыски;
в. констукция данного помещения, которую разрабатывали по заданию – барная стойка, стул, скамья, торшер и т.д.;
д. интерьер второго помещения (все, что про первое);
7. Технико-экономические показатели на проект:
· строительный объем,
· площадь застройки,
· жилая (полезная) площадь,
· площадь вспомогательных помещений,
· К1= Sрасч. / Sобщ. (отношение расчетной площади здания)
· К2 = Vзд. / Sобщ. (отношение строительного объема к общей площади здания);
8. Заключение: чем хорош Ваш проект, его достоинства. «Доклад окончен».
ЛИТЕРАТУРА
1 Тосунова М И. Архитектурное проектирование—М. Высшая школа. 1978.
2 Бархин Б Г. Методика архитектурного проектирования.—М.: Стройиздат, 1969.
3. Климухин А. Г. Начертательная геометрия.— М.: Стройиздат. 1978,
4. Зайцев К Г. Графика и архитектурное творчество.-—М: Стройиздат, 1979.
5.. «Архитектура гражданских и промышленных зданий» — М. Стройиздат, 1976г., под ред. Предтеченского В.М.
6. Маклакова Т.Г. и др. «Проектирование жилых и общественных зданий» М, Высшая школа, 1998г.
7. Кликс Р.Р. «Художественное проектирование экспозиций» — М. Высшая школа 1978г.
8.Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. М, «Архитектура-С», 2004г.
9. Раннев В.Р. Интерьер. М., «Высшая школа», 1987.
10.Иконников А.В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды.М., Стройиздат,1990.
11. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.,
«МЗ-Пресс», 2003.
12.Шимко ВТ., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного про ектирования архитектурной среды. М., «Архитектура-С», 2004.
13. Минервин Г.Б. «Основные задачи и принципы художественного проектиро вания. Дизайн архитектурной среды. - М.: Архитектура- С, 2004.
14. Тосунова М И. Курсовое и дипломное архитектурное проектирование М. Высшая школа.1983.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Пример компоновки графической части комплексного курсового (дипломного) проекта.
Пример выполнения генерального плана.
Пример выполнения комплексного курсового проекта.
Часть 3: «Интерьер кафе».
Пример выполнения комплексного курсового проекта. Часть 3: «Интерьер».
Пример выполнения комплексного курсового проекта. Часть 3: «Интерьер».
Пример выполнения комплексного курсового проекта. Часть 3: «Интерьер».
Курсовой проект торгового дома (пример):
Пример выполнения комплексного курсового проекта: «Реконструкция жилого 100 квартирного дома серии А-335 – а.
Лист 1.
Лист 2.
Лист 3.
Лист 4.
Лист 5.