Прежде чем мы перейдем к последней главе – битве по уничтожения Волховского котла – обратимся еще раз к судьбе тех частей, которые сражались в других местах вне состава полицейской дивизии СС.
С уходом 19 февраля 1941 года штаба полицейской дивизии СС прежний его участок Пушкин-Пулково был передан 121 и 58 ПД. До снятия частей 2-й стрелковый полк полицейской дивизии СС был подчинен 121 ПД, 3-й полк (включая разведбатальон) и 1-й полк – были переданы 58 ПД.
Из 1-го полка до 26.2.1942 были изъяты все батальоны. Остались, кроме штаба полка, еще часть 13-й и 14-й рот.
Во время передачи участка боевой группе Екельна на участке, занимаемом L АК, 5.3 "грифовая дивизия" (122 ПД), стоявшая между Октябрьской железной дорогой и Невой была также заменена подгруппой Граффена. Поскольку этой подгруппе с начала марта был подчинен штаб саперного батальон полицейской дивизии СС как Iа – саперы (то есть саперы, подчиненные оперативному офицеру штаба – прим.перев.), то, как уверяют многие товарищи, стало возможным задействовать 1-й полк (штаб с частью 13-й и 14-й рот) уже задолго до более поздней передачи участка у р.Тосна полицейской дивизии СС. При непрерывно меняющейся линии фронта по Неве не исключено, что штаб 1-го полка уже в конце апреля мог выполнять здесь какую-то задачу.
Когда река после ломки льда опять стала естественным препятствием, русское предмостное укрепление Дубровка (называемая также Выборг) стало отделенным от западного берега. В это время 1-я ПД получила приказ разбить его. Очевидно, при этом принимал значительное участие и 1-й полк (с оставшимися частями) с подчиненными ему частями. У Блаттнера (13.1) можно прочитать: "Важнейшая исходная позиция (как причина для русской атаки через Неву), русское предмостное укрепление Дубровка, в конце апреля 1942 года была вырвана атакой 1-го гренадерского полка из рук противника".
Эту атаку поддерживала последняя все еще стоявшая на Неве батарея 196-го артполка 96-й ПД.
О штабе 1-го полка в военном дневнике дивизии от 7 мая 1942 года можно прочитать: "По приказу из армии штаб 1-го полка, до сих пор подчиненный L АК, 28 апреля был перемещен в Вырицу, где происходило прибытие и передача пополнения для дивизии". Вырица называлась сборным пунктом и местом отдыха дивизии. С 29.3 после перевода 5/6.4 остатков I./1 батальона Дитриха в остатки П./1 батальона Шюмерса тот стал опять представлять боевую единицу.
Штаб 1-го полка стоял теперь в Вырице как организующее подразделение. Упомянутое пополнение прибыло из запасных частей для всех трех полков и составило в среднем 24 унтер-офицера и 217 солдат на каждый полк. Артполк пополнился на 47 человек, батальон связи на 10, еще 11 связистов предназначались для пехотного взвода связи и -/15/43 для батальона истребителей танков. Надо еще упомянуть о -/4/51 из пехотной резервной роты.
Но самым существенным было прибытие целого полицейского батальона из трех усиленных стрелковых рот во главе с майором Реффлиным. Он насчитывал 11 офицеров, 1 санитарный офицер, 3 служащих управления, 72 унтер-офицера и 370 солдат. Речь здесь идет о 84-м (резервном) полицейском батальоне. Уже вскоре было принято решение об отправке его на Волхов. Снятый с фронта 15.6, он опять прибыл в Вырицу и 21.6.42 был распущен, чтобы стать пополнением для дивизии.
О его судьбе и пути к Волхову нам рассказал товарищ Ридель:
"84-й полицейский батальон был сформирован примерно в начале 1940 года в Бойтене (Верхняя Саксония). Он состоял большей частью из свыше 30-летних добровольцев из Силезии и Верхней Силезии. Унтерфюреры были частично из Вестфалии и Саксонии.
В июне 1940 года батальон был переведен в Бемен-Мэрен. Когда в январе 1941 года основная часть батальона была отправлена на фронт, небольшая его часть осталась в Холешау в Бёмене. 2-я рота была отправлена в Мэриш-Острау.
Потом весь батальон был перемещен в Иглау в Мэрене. В этот период был сформирован полицейский полк "Бёмен-Мэрен". Командиром его был майор охранной полиции (шутц-полицай) Рейффляйн. Кроме обучения, полк имел задачу вести защиту населенных пунктов от партизан.
В конце апреля 1942 года весь батальон на самолетах Ю-52 был переброшен в Россию. Сначала он был высажен в Красногвардейске, а отсюда проследовал маршем через Любань в район боевых действий на Волхове. Там он вошел в состав боевой группы Гизеке. В середине июня он был отведен в Вырицу и влит в состав полицейской дивизии СС. После трехнедельного отдыха произошло распределение унтерфюреров и солдат по отдельным частям дивизии и дальше они воевали в составе этих частей.