Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—частье. ¬ Ђ—ловаре русского €зыкаї (1985) счастье определ€етс€ как чувство и состо€ние полного удовлетворени€




¬ Ђ—ловаре русского €зыкаї (1985) счастье определ€етс€ как чувство и состо€ние полного удовлетворени€, а в Ђ‘илософском энциклопедическом словареї (1983) -как чувственно-эмоциональна€ форма идеала, как пон€тие морального сознани€, обозначающее такое состо€ние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности услови€ми своего быти€, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначени€. ¬ то же врем€ отмечаетс€, что пон€тие счасть€ имеет нормативно-ценностный характер, так как оно выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно €вл€етс€ дл€ него блаженством.

≈ще ј. Ўопенгауэр писал, что Ђ...наше счастье зависит от того, что такое мы сами, каковы мы, от нашей индивидуальности, меж тем как большею частью в расчет принимаетс€ только наш жребий, только то, что мы имеем или что представл€ем... ѕоэтому-то √ете и говорит:

–аб, народ и победитель —ознаютс€ все давно: —частье высшее земное ¬ личности заключено.

„то дл€ нашего счасть€ и наслаждени€ субъективна€ сторона несравненно важнее и существеннее объективной - это подтверждаетс€ на всем...ї (2000, с. 468). » далее: Ђ—частливыми или несчастными нас делает не то, каковы вещи объективно, что они есть в действительности, а то, что они такое дл€ нас, каковы они в нашем воспри€тииї (“ам же, с. 475).

“аким образом, пон€тие Ђсчастьеї €вл€етс€ сложным, имеющим как когнитивный, так и эмоциональный компонент, который отражает как оценку своего существовани€, так и отношение к себе как к счастливому или несчастному человеку. ѕри этом четких и единых дл€ всех людей критериев счасть€ нет. —оциологи, например, вы€вили, что счастливых людей чаще можно встретить в экономически слаборазвитой »ндии, чем в материально благополучной Ўвеции. —ледовательно, уровень жизни мало вли€ет на переживание собственной счастливости-несчастливости. ѕо этому поводу сатирик ћ. «адорнов справедливо говорит, что счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Ѕезусловно, имеет значение эмоциональность человека, его экзальтированность, сила потребности. ќдними людьми один и тот же успех воспринимаетс€ как счастье, другими просто как удача, а третьими - как то, что и должно было быть. ¬ св€зи с этим высказываетс€ даже мнение, что пон€тие Ђсчастьеї вр€д ли можно оценивать как достаточно конструктивное дл€ психологического исследовани€ ( уликов, 2000).

—реди факторов, обусловливающих счастье человека, ј. Ўопенгауэр в первую очередь называл здоровье и красоту человека, причем роль последнего фактора объ€сн€л так: Ђ’оть это субъективное преимущество и не способствует пр€мо и непосредственно нашему счастью, а содействует только косвенно, посредством впечат-

332 √лава 12. ’арактеристика различных чувств

лени€ на других, тем не менее оно имеет громадное значение также и дл€ мужчины.  расота есть открытое рекомендательное письмо, заранее располагающее сердца в нашу пользуї. ќн указывает и на двух врагов человеческого счасть€: на горе и скуку. Ђ...Ќужда и лишени€ порождают горе; обеспеченность и избыток - скукуї (2000, с. 478). “аким образом, несчастными бывают не только бедные, но и богатые. ќтсюда ј. Ўопенгауэр подчеркивает значение дл€ счасть€ внутреннего богатства человека, богатства духа, Ђибо оно тем меньше оставл€ет простора скуке, чем возвышеннееї (“ам же, с. 479).

ƒ. ‘ридман (Freedman, 1978) изучал факторы, вли€ющие на воспри€тие счасть€. ќказалось, что супружеские пары считают себ€ счастливее, чем холост€ки или неженатые пары, живущие вместе. ƒеньги не всегда €вл€ютс€ гарантией счасть€, так как после достижени€ определенного уровн€ благососто€ни€ повышение доходов не делает людей счастливее. —частье не зависит от возраста и принадлежности к какой-либо определенной религии. ќднако, как показал ƒ. ћайерс (Myers, 1992), в целом люди с активными религиозными убеждени€ми испытывают большее удовлетворение от жизни. —амое же сильное вли€ние на ощущение счасть€ оказывает общение и взаимоотношени€ с другими людьми.

Ѕытовое понимание счасть€ часто св€зываетс€ с благополучием человека в личной жизни. ¬ообще, как показано ». ј. ƒжидарь€н (2000), счастье не имеет самодостаточной и самообоснованной сущности в обыденном сознании человека. ÷енности счасть€ включают в себ€ самые различные по содержанию и предметной направленности жизненные блага и духовно-нравственные ориентации. ƒжидарь€н вы€вил, что дл€ росси€н главными факторами счасть€ €вл€ютс€ Ђлюбить и быть любимымї, Ђсемейное благополучиеї, Ђумение радоватьс€ жизни и тому, что имеешьї. Ѕольшую роль играют также самореализаци€ и ощущение полноты жизни, осознание нужности другим люд€м, личностный рост, наличие смысла жизни. √едонизм и стремление к наслаждени€м, а также фатализм получили самые низкие оценки.

»меютс€ некоторые половые различи€ в назывании факторов, от которых зависит представление о счастье. Ћюбовь, семь€, радость и смысл жизни дл€ женщин имеют большее значение, чем дл€ мужчин. ƒл€ мужчин же большее значение имеют такие факторы, как судьба, везение, устремленность в неизведанное, острота борьбы и радость одержанной победы.

’арактерно, что большинство опрошенных считали, что женщины чаще несчастны, чем мужчины (соотношение 72 % к 28 %). —оответствует этому и то, что счастливых реже вид€т среди женщин, чем среди мужчин. ¬ то же врем€ по самооценкам женщины считают себ€ более счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем мужчины.

—ложность понимани€ феномена счасть€ состоит и в том, что этим словом обозначаетс€ и сиюминутна€ радость человека (так называемое Ђвершинное переживаниеї - кратковременное ощущение безграничного счасть€ и полноты жизни, например счастливый миг победы). „ем чаще у человека возникают эти сиюминутные радости, тем более счастливым он себ€ считает. ќтсюда ћ. јргайл (1990) определ€ет счастье как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций.

—обственно, об этом писал еще ј. Ўопенгауэр: Ђѕусть человек будет молод, хорош собою, богат и пользоватьс€ почетом; но если хочешь оценить его счастье, следу-

12. √1. „увство гордости 333

ет спросить, - веселого ли он при этом нрава; если же, напротив, он весел, то решительно все равно, стар он или молод, горбат или строен, богат или беден: он счастлив. ¬ ранней молодости мне попалась раз стара€ книга, в которой было сказано: " то много смеетс€ - счастлив; а кто много плачет - несчастлив".  ак ни глуповато это замечание, € не мог забыть его из-за его простой истинности, хот€ оно представл€ет верх трюизма... (¬еселость) одна представл€ет, так сказать, звонкую монету счасть€, тогда как все остальное лишь банковые билеты, ибо она одна осчастливливает непосредственно в насто€щемї (2000, с. 474).

‘. ¬ессман и ƒж. –икс (Wessman, Ricks, 1966) вы€вили, что счастливые и несчастные люди по-разному переживают состо€ние приподн€тости (Ђхорошее настроениеї). ѕервые переживают состо€ние истинной приподн€тости, которое характеризуетс€ энергичным, открытым, живым интересом к полноте и богатству окружающего мира и сознанием собственной включенности в происход€щее. ¬торые переживают хорошее настроение как облегчение, как передышку от тревог и волнений, которыми насыщена их жизнь.

¬ообще же, понимание счасть€ - сугубо субъективное чувство. —енека писал, что если человеку кажетс€, что он имеет недостаточно, то он будет считать себ€ несчастным даже в том случае, если завладеет всем миром. ѕолезно прислушатьс€ и к тому, что говорил Ѕ. Ўоу: секрет несчастного существовани€ состоит в том, что человек имеет свободное врем€ (досуг), чтобы беспокоитьс€ о том, счастлив он или нет.

Ѕ. —. Ѕратусь (1994) выделил ступени развити€ представлени€ человека о счастье. Ќа первой (эгоцентрической) ступени это личное счастье независимо от того, счастливы или несчастны другие. Ћучше даже, чтобы они были несчастны, чтобы на этом фоне €рче си€ло собственное счастье.

Ќа второй ступени счастье св€зано с процветанием группы, с которой идентифицирует себ€ человек. ќн не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа. Ќесчастье других ему не мешает.

Ќа третьей ступени счастье подразумевает ее распространение на всех людей, все человечество.

Ќа четвертой ступени к этому прибавл€етс€ ощущение св€зи с Ѕогом и счастье представл€етс€ как служение ≈му и соединение с Ќим.

Ќадо отметить, что эта попытка привлечь христианские идеи к пониманию счасть€ не единственна€. Ќ. ». ÷ыганова (1996) полагает, что причины счасть€ и несчасть€ надо искать в самом человеке, в каких-то качествах личности, и одним из таких качеств она видит смирение.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 390 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

524 - | 449 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.