Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 11. ќбщее представление о чувствах




кеї (1983) о чувствах написано, что Ђпо своей психологической природе чувства -это устойчивые условнорефлекторные образовани€ в сознании человека, составл€ющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуаци€х {эмоций и побуждений)ї (с. 400). Ќо почему психологическа€ природа чувства состоит в условно-рефлекторных (т. е. физиологических) образовани€х и почему эмоции €вл€ютс€ аф-фективно-волевьшм реакци€ми!?

—порным €вл€етс€ представление р€да психологов, что чувства присущи только человеку. ’от€ у него они и €вл€ютс€ личностным отношением к окружающей его действительности, но р€д фактов заставл€ет признать наличие чувств и у животных.

„увства как эмоции. ¬. ¬ундт, раздел€€ объективные и субъективные элементы ощущени€, первые обозначил как просто ощущени€, а вторые - как простые чувства. ќднако даваема€ им характеристика последних свидетельствует о том, что речь идет об эмоциональных переживани€х, эмоци€х, а не чувствах. Ќесмотр€ на это, эмоциональные переживани€ стали обозначать как чувства, подраздел€€ их на простые (низшие) и сложные (высшие). ƒл€ многих психологов (например: Ўварц, 1948; »ванов, 1967) пон€ти€ Ђэмоцииї и Ђчувстваї €вл€ютс€ синонимичными.

¬. —. ƒер€бин (1974), отдел€€ пон€ти€ Ђощущениеї и Ђчувствої, сводит последнее к эмоциональному (чувственному) тону ощущений: Ђ≈сли ощущение сопровождаетс€ одним чувством, далее не разлагающимс€, например чувством удовольстви€ от вкуса сахара, то такое чувство называетс€ простым...ї - пишет он (с. 58).

¬ Ђ‘илософском словареї (1980) одна из статей озаглавлена Ђ„увства (эмоции)ї и это не случайно, так как чувства там определ€ютс€ как эмоции, т. е. как переживание человеком своего отношени€ к окружающей действительности (к люд€м, их поступкам, к каким-либо €влени€м) и к самому себе. –азличие между эмоци€ми и чувствами автор данной статьи видит лишь в длительности переживани€: у собственно эмоций они кратковременные, а у чувств - длительные, устойчивые. “огда и настроение можно отнести к чувствам. јвтор цитируемой статьи практическое отождествл€ет эмоции и чувства, о чем свидетельствует приписывание чувствам характеристик эмоций следующа€ цитата: Ђявл€€сь сигналами успешности или неуспешности выполнени€ де€тельности, соответстви€ или несоответстви€ предметов и €влений потребност€м и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регул€ции де€тельности людейї. “ака€ позици€ дает ему основание говорить о генетической детерминации чувств, которые в то же врем€ формируютс€ обществом.

¬ словаре Ђѕсихологи€ї (1990) написано, что Ђчувства - одна из ошоаньгх^орм переживани€ человеком своего отношени€ к предметам и €влени€м действительности, отличающа€с€ относительной устойчивостьюї. Ќо переживание своего отношени€ к чему-либо - это эмоци€. —ледовательно, и здесь чувство понимаетс€ как устойчива€ эмоци€.

»ногда говор€т о ситуативных эмоци€х, пыта€сь таким образом отделить их от высших эмоций, называемых чувствами. я полагаю, что это излишне, так как эмоции, в отличие от чувств, всегда ситуативны, т, е. возникают Ђздесь и сейчасї.

Ќередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как эмоции даже те ученые, которые в принципе развод€т их. Ќе строгое использование пон€тий Ђэмоци€ї и Ђчувствої часто, например, имеет место в книге Ћ. ¬.  уликова (1997), хот€ автор и пишет, что Ђв чувствах отражено отношение к стабильно значимым дл€ личности вещам и €влени€м в отличие от эмоций, выражающих отношение к конк-

11.1. —оотношение пон€тий ■чувство* и Ђэмоции* 285

ретным, актуальным услови€м, отдельным предметам или поступкам людейї (с. 63). ¬ учебнике ¬. Ќ.  уницыной, Ќ. ¬.  азариновой и ¬. ћ. ѕогольша (2001) говоритс€ о Ђчувстве ложного стыдаї (с. 353), хот€ на предыдущей странице сами авторы пишут, что стыд - это эмоци€. ƒава€ разные определени€ эмоци€м и чувствам, авторы в то же врем€ обозначают одну и ту же эмоциональную реакцию то одним термином, то другим. “ак, например, они пишут: ЂЁмоци€ как знак несет информацию о том, что этот объект обладает определенным значением дл€ субъекта, а модальность чувства раскрывает, как именно он значим: при€тен, необходим, опасен, безразличен, непри€тенї (с. 231; выделено мною. ≈. ».). ¬ Ђ урсе общей, возрастной и педагогической психологииї (1982) написано, что в широком смысле пон€ти€ Ђчувствої и Ђэмоци€ї - синонимы, а в узком - они различны. ¬ книге ј. ». «ахарова (1995) любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание называютс€ автором то чувствами, то эмоци€ми. ¬се это примеры инерции бытового отождествлени€ пон€тий Ђэмоци€ї и Ђчувстваї.

“ака€ же тенденци€ прослеживаетс€ и в западной психологии. “ак, в американском учебнике ¬.  вин (2000) написано следующее: ЂЁмоции - это субъективное отношение человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей. Ёти чувства могут быть при€тными, непри€тными и смешанными. Ћюди очень редко испытывают эмоции в чистом видеї и т. д. (с. 246). Ќемецкий психоаналитик ѕ.  уттер (1998) употребл€ет слово Ђчувствої в самом широком значении, в том числе и дл€ обозначени€ эмоций.

„увства как вид эмоций. ј. Ќ. Ћеонтьев (1971) считает чувства особым подклассом эмоциональных €влений. ќн отличает чувства от эмоций их предметным характером, возникающим в результате специфического обобщени€ эмоций, св€занных с конкретным объектом. ¬озникновение предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных Ђэмоциональных константї между человеком и объектом. ¬. ћ. —мирнов и ј. ». “рохачев (1974) полагают, что вр€д ли следует отождествл€ть или противопоставл€ть психологические пон€ти€ Ђэмоци€ї и Ђчувствої, их скорее нужно рассматривать как отношение частного к общему. Ётой же позиции придерживаютс€, по существу, Ћ. ¬. Ѕлагонадежина (1956) и ѕ. ¬. —имонов (1981), которые считают, что чувства - это эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т. е. потребностей, возникших в ходе исторического развити€ человечества. ¬ словаре социально-психологических пон€тий Ђ оллектив, личность, общениеї (1987) чувства отождествл€ютс€ с переживани€ми. ј. ј. «арудна€ (1970) полагает, что Ђэмоции и чувства - это разнообразные переживани€ человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребностей...ї (с. 285), а различие между эмоци€ми и чувствами.состоит лишь в том, что первые - это простые переживани€, а вторые - сложные. «амечу, что сложные переживани€ обычно св€зывают со смешанными (бимодальными) эмоци€ми, а не с чувствами.

” ѕ. ј. –удика (1976) в состав эмоций вход€т настроени€, аффекты и низшие и высшие чувства. Ќизшие чувства отражают удовлетворение или неудовлетворение естественных потребностей, а также ощущени€ (чувства), св€занные с самочувствием (усталость, в€лость и др.). ¬ысшие чувства возникают в св€зи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека. –. —. Ќемов (1994) к основным эмоциональным состо€ни€м относит собственно эмоции, аффекты и чув-

286 √лава 11. ќбщее представление о чувствах

ства. ќн пишет, что чувство - это Ђвысша€, культурно обусловленна€ эмоци€ человека, св€занна€ с некоторым социальным объектомї (с. 572).

–азведение эмоций и чувств. Ќаиболее четкое разделение эмоций и чувств дано ј. Ќ. Ћеонтьевым (1971). ќн отмечает, что эмоци€ имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей де€тельности в ситуации. „увство же носит отчетливо выраженный Ђпредметныйї (объектный) характер. „увство - это устойчивое эмоциональное отношение. —ущественно и замечание ј. Ќ. Ћеонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преход€щую эмоцию неудовольстви€, даже гнева).

√. ј. ‘ортунатов (1976) тоже считает, что не следует отождествл€ть пон€ти€ Ђчувствоїї и Ђэмоци€ї. Ќапример, нельз€ чувство патриотизма, ответственность за порученное дело или чувство любви матери к дет€м называть эмоцией, хот€ эти чувства про€вл€ютс€ через эмоциональные переживани€.

¬. ј.  рутецкий (1980), хот€ и пишет вначале, что Ђчувствами или эмоци€ми называют переживание человеком своего отношени€ к тому, что он познает и делает, к другим люд€м и к самому себеї (с. 186), все же отмечает, что, в сущности, эти два пон€ти€ отличаютс€ друг от друга. „увство - это более сложное, посто€нное, усто€вшеес€ отношение человека, черта личности. Ёмоци€ же - более простое, непосредственное переживание в данный момент.

–азвод€т чувства и эмоции по их свойствам ¬. ¬. ЌикандровиЁ.  . —онина(1996).

 .  . ѕлатонов (1972) полагает, что чувство - это форма отражени€, возникша€ из сочетани€ пон€тийной формы психического отражени€ с эмоци€ми. “ак, чтобы у человека возникло чувство любви к –одине, он должен овладеть пон€тием Ђ–одинаї, т. е. знать и понимать, что это такое и какие переживани€ могут быть у человека в св€зи с этим пон€тием. ѕро€вление этой концепции видно в выделении так называемых высших чувств, которые отражают духовный мир человека и которые св€заны с анализом, осмыслением и оценкой происход€щего. „еловек сознает почему он ненавидит, гордитс€, дружит. Ќо €вл€етс€ ли это истинной сущностью чувств? ƒостаточно ли критери€ осознанности причины про€влени€ эмоции дл€ того, чтобы эмоци€ стала чувством?

¬ р€де учебников (ѕсихологи€, 1948; ќбща€ психологи€, 1986; ѕсихологи€, 1998) наблюдаетс€ обратна€ картина. ¬ них имеетс€ только глава Ђ„увстваї, в которой говоритс€ о различных формах переживани€ чувств - настроении, эмоци€х, аффектах, страсти и даже о собственно чувствах. —ледовательно, авторы этих глав (ј. ћ. Ўварц, ј. ¬. ѕетровский и др.) идут вслед за ¬. ¬ундтом, который говорил о чувствах как классе эмоциональных €влений. “акова же позици€ и √. ј. ‘ортунатова, относ€щего к эмоци€м чувственный тон, эмоциональные процессы и состо€ни€ (собственно эмоции), аффекты, настроение, которые служат дл€ выражени€ чувств человека. ≈сли следовать этому определению, то придетс€ признать, что эмоций без чувств не бывает. “аким образом, чувства, с точки зрени€ вышеуказанных авторов, выступают как родовое пон€тие дл€ эмоций.

—ледует отметить, что у р€да авторов попытки развести эмоции и чувства выгл€д€т не очень убедительными. “ак, Ћ. ¬. Ѕлагонадежина пишет, что отдельные эмоции

11.1. —оотношение пон€тий Ђчувствої и Ђэмоци€ї 267

и чувства могут обозначатьс€ одним и тем же словом, но их происхождение и роль в жизни человека различны. јвтор утверждает, что страх в услови€х опасности дл€ жизни - это эмоци€. Ќо страх оказатьс€ в смешном положении, потер€ть уважение людей - это чувство. ќчевидно, что при этом разделении автор руководствовалась положением, что все эмоции, св€занные с социальными потребност€ми человека, следует считать чувствами.

–. —. Ќемов полагает, что эмоции не всегда осознаютс€, чувства же, напротив, внешне весьма заметны. я бы сказал, что все обстоит как раз наоборот. „асто человек не хочет признатьс€ себе в том, что у него возникло то или иное чувство, в то врем€ как эмоци€ как переживание не может не осознаватьс€. Ќемов считает чувства и эмоции личностными образовани€ми, которые характеризуют человека социально-психологически, отрица€ тем самым биологическую природу эмоций.

ј. √. ћаклаков (2000), рассматрива€ чувства как один из видов эмоциональных состо€ний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие.

1. Ёмоции, как правило, нос€т характер ориентировочной реакции, т. е. несут первич-

ную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). „увства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. “акое €вление, как Ђсмутное чувствої (например, Ђсмутное терзаниеї), говорит о неопределенности чувств и рассматриваетс€ автором как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам.

2. Ёмоции в большей степени св€заны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой.

3. Ёмоции в большей степени св€заны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.

4. Ёмоции чаще всего не имеют определенного внешнего про€влени€, а чувства имеют.

5. Ёмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Ќельз€ не отметить эклектичность этих дифференцирующих признаков. ѕервый и четвертый признаки скорее относ€тс€ к различи€м между эмоциональным тоном ощущений и эмоцией, а второй и п€тый - к различи€м между эмоци€ми и чувствами.  роме того, вр€д ли можно согласитьс€ с тем, что эмоции относ€тс€ к области бессознательного. Ќо самое главное - дл€ дифференцировани€ двух €влений не пригодны критерии, которые про€вл€ютс€ Ђв большей или меньшей степениї. Ёто значит, что в такой же степени этой критерий приложим и к дифференцируемому €влению, только в одном случае он про€вл€етс€ в меньшем числе случаев, а в другом - в большем.

„асто чувства понимаютс€ как специфическое обобщение эмоций, испытанных человеком. Ёто действительно может иметь место, но только как частный случай. ¬р€д ли этот механизм имеет место при пробуждении у родителей чувства любви к новорожденному ребенку. —корее здесь про€вл€етс€ инстинкт. ƒа и любовь с первого взгл€да трудно считать обобщением ранее испытывавшихс€ по отношению к предмету любви эмоций, поскольку до этого этот объект просто отсутствовал.

288 √лава 11. ќбщее представление о чувствах

„увства выражаютс€ через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказываетс€ объект, к которому данный человек испытывает чувство. Ќапример, мать, люб€ своего ребенка, будет переживать во врем€ его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов.  огда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене - радость, а при провале его - разочарование, досада, злость. Ётот и ему подобные примеры показывает, что эмоции и чувства - это не одно и то же.

“аким образом, пр€мого соответстви€ между чувствами и эмоци€ми нет: одна и та же эмоци€ может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может вы ражатьс€ в разных эмоци€х. Ќе про€вл€€ внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства.

ƒоказательством их нетождественности €вл€етс€ и более позднее по€вление в онтогенезе чувств по сравнению с эмоци€ми.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

512 - | 536 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.