Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ вопроса. ”частие эмоций в управлении поведением и де€тельностью человека обсуждалось еще мыслител€ми ƒревней √реции




”частие эмоций в управлении поведением и де€тельностью человека обсуждалось еще мыслител€ми ƒревней √реции. Ќапример, јристотель, рассматрива€ причины познани€, пришел к выводу, что ее побудителем €вл€етс€ чувство удивлени€: Ђ»бо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивл€ютс€ тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвига€сь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положени€ Ћуны, —олнца и звезд, а также о происхождении вселеннойї (1976, с. 69).

–оль эмоции удивлени€ в управлении познавательной де€тельностью рассмотрена и –. ƒекартом. ¬ообще он рассматривал значение эмоций в более широком аспекте. “ак, он отмечал роль Ђстрастиї в запоминании: Ђ—колько бы раз неизвестный нам предмет не по€вл€лс€ в поле нашего зрени€, мы совершенно не храним его в нашей пам€ти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстьюї (1950, с. 632). ƒекарт, а затем и —пиноза создали учение об аффектах как побудител€х активности человека. Ђ...√лавное действие всех людских страстей заключаетс€ в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его телої, - писал ƒекарт (с. 615).

√олландский философ Ѕ. —пиноза в середине XVII века тоже считал главной побудительной силой поведени€ аффекты, к которым он относил в первую очередь вле-

4.3. –опь и функции эмоций в упродпении поведением и де€твпьностью 103

“аблица 4.1 ѕро€влени€ и этапы психической де€тельности (по Ќ. я. √роту)

≈е моменты ѕервоначальные психические €влени€ ќсложненные психические €влени€
ќбъективна€ восприимчивость ощущени€ представлени€ и пон€ти€ (идеи вообще)
—убъективна€ восприимчивость чувствовани€ удовольстви€ или страдани€ чувства и волнени€
—убъективна€ де€тельность стремлени€ желани€ и хотени€
ќбъективна€ де€тельность движени€ действи€ и поступки

чени€, св€занные как с телом, так и с душой. ќн писал: Ђ∆елание, возникающее вследствие неудовольстви€ или удовольстви€, ненависти или любви, тем сильнее, чем больше эти аффектыї (1957, с. 489). —пиноза также отметил двойственный характер эмоций, которые могут благопри€тствовать способности тела к действию или ограничивать ее.

ѕозднее 3. ‘рейд (Freud, 1894) приравнивал аффекты к психической энергии как источнику мотивации.

Ќесколько иной аспект роли эмоций (чувствований) в управлении поведением отметили Ќ. я. √рот (1879-1880) и √. ћюнстерберг (1997).

√рот разработал четырехзвенную классификацию психической де€тельности, в которой чувствование и эмоции поставил на второе место как следствие ощущений и представлений и как один из этапов управлени€ жизнеде€тельностью организма (табл. 4.1).

√рот полагал, что Ђощущени€ сами по себе еще не способны регулировать отправлений организма, к какой бы области - обмена вещества или обмена впечатлений -они ни относились. ќщущени€ служат только показател€ми того, что происходит в различных наших органах под вли€нием разнообразнейших действий внешней среды. ќни, следовательно, представл€ют только первый шаг к регулированию процессов организма, т. е. снабжают сознание основани€ми дл€ такого регулировани€ и дают ему первый толчок. Ќасто€щим регул€тором взаимодействи€ организма с окружающей средою €вл€етс€ только весь психический оборот в совокупности, и каждый момент этого оборота есть новый шаг к окончательному регулированию такого взаимодействи€ї (1984, с. 72). » далее √рот задаетс€ вопросом - кака€ роль в этом акте регулировани€ принадлежит чувствовани€м (эмоци€м)? Ђ„увствовани€, - пишет он, - как продукт субъективной оценки ощущений, очевидно, отвечают на вопрос: какое значение в экономии целого организма имеет это нечто, происход€щее в каком-нибудь нашем органе и открытое нами при содействии ощущени€? ќтветом на этот вопрос служат чувствовани€ удовольстви€ и страдани€. ќтсюда мы можем уже с полною достоверностью утверждать, что чувствовани€ служат продуктом оценки внутренних отношенийї (“ам же, с. 72-73).

ѕредставленные в таблице этапы психической де€тельности √рот считал универсальными, имеющими место даже при безусловнорефлекторном реагировании. ¬ыпадение же средних звеньев (чувствований и стремлений, желаний) он св€зывал с





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 449 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2016 - | 1988 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.